Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа
Целью данной работы является комплексный анализ местного бюджета с разных позиций, а также изучение бюджетного процесса в городе Новосибирске.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
рассмотреть на начальной стадии изучения бюджетный процесс и устройство в Российской Федерации;
изучить различные аспекты при определении понятия местного бюджета;
охарактеризовать функции бюджета муниципального образования;
проанализировать структуру местного бюджета, то есть изучить доходную и расходную часть бюджета муниципального образования;
рассмотреть основные характеристики бюджета города Новосибирска;
раскрыть сущность бюджетного устройства города Новосибирска;
изучить плановый бюджет города Новосибирска на 2011 год.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I. Местные бюджеты, как элемент бюджетной системы РФ……………5
1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ……………………..….5
1.2 Понятие местного бюджета…………………………………………………..9
1.3 Функции бюджета муниципального образования………………………....12
Глава II. Структура местного бюджета………………………………………...14
2.1 Доходная часть местных бюджетов……………………………………..….14
2.2 Расходная часть местных бюджетов………………………………………..18
Глава III. Бюджетный процесс города Новосибирска………………………...21
3.1 Бюджетное устройство в городе Новосибирске………………………...…21
3.2 Плановый бюджет города Новосибирска на 2011 год………………...…..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………...………………38
расходы бюджета города в соответствии с бюджетной классификацией, в том числе бюджет текущих расходов и бюджет развития;
перечень федеральных, областных и городских целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета города;
перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирования и защищенных статей бюджета;
оборотную кассовую наличность.
После рассмотрения бюджета города во втором чтении городской Совет принимает решение городского Совета “О бюджете города” на соответствующий период. Затем городским Советом рассматриваются и принимаются бюджеты городских внебюджетных фондов. Текст принятого решения городского Совета с приложениями направляется мэру для подписания и опубликования в порядке, установленном регламентом городского Совета.[22]
В случае непринятия решения “О бюджете города” на соответствующий период городской Совет до 1 января принимает решение “О финансировании расходов из бюджета в 1 квартале финансового года”, которым определяет порядок финансирования текущих расходов. По этому решению мэрия имеет право расходовать средства по соответствующим разделам, подразделам функциональной классификации ежемесячно в размере 1/12 объема фактических расходов бюджета города предыдущего года в течение каждого месяца, вплоть до принятия городским Советом бюджета на новый финансовый период.
До принятия городским Советом решения “О бюджете города” на новый финансовый год продляется действие решения городского Совета “О бюджете города” на предшествующий финансовый год в части, устанавливающей нормативы отчислений по закрепленным за районами города источникам доходов, утверждающей перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирования и защищенных статей расходов бюджета, норматив оборотной кассовой наличности и определяющей предельный дефицит бюджета города.
В случае, когда к моменту рассмотрения проекта бюджета города не утверждены на федеральном уровне нормативы отчислений по доходным источникам в бюджет Российской Федерации и бюджет Новосибирской области (статья 22), рассмотрение бюджета города производится по описанной выше процедуре, исходя из ранее установленных нормативов. После утверждения нормативов отчислений по доходным источникам для бюджета города законом Новосибирской области, в случае их изменения, производится перерасчет доходной и расходной частей бюджета города.
Глава 5 Положения регламентирует порядок исполнения бюджета города. В статье 23 определен порядок исполнения бюджета города. Указано, что мэрия Новосибирска и ее должностные лица обеспечивают исполнение доходной и расходной частей бюджета города в строгом соответствии с решением городского Совета “О бюджете города” и несут за это ответственность перед населением города в лице городского Совета и перед государством в порядке, установленном действующим законодательством.
Исполнение расходной части бюджета производится в рамках поступивших доходов. Финансирование расходов производится в соответствии с утвержденными городским Советом абсолютными цифрами по функциональной классификации, бюджетной классификации г. Новосибирска. При этом в первую очередь финансируются защищенные статьи бюджета, затем приоритетные отрасли бюджетного финансирования, после чего производится финансирование всех остальных статей бюджета города.[23]
Перечисление бюджетных ассигнований производится управлением финансов и налоговой политики мэрии в соответствии с Перечнем прямых получателей средств из бюджета города, ведомственной и экономической классификации расходов бюджета города. Перечисление бюджетных средств другим получателям, а также без указания статей экономической классификации расходов бюджета города не допускается.
Кассовое исполнение бюджета города осуществляется уполномоченными банками на основе договоров об обслуживании. Перечень уполномоченных банков и условия договоров о кассовом исполнении бюджета города подлежат утверждению городским Советом. Все бюджетные и внебюджетные счета прямых получателей средств из бюджета города, а также счета городских внебюджетных фондов должны быть открыты в уполномоченных банках, перечень которых утвержден городским Советом.
В случаях внесения изменений в финансируемые программы, принятия нормативно-правовых актов муниципалитета Новосибирска, приводящих к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета города, недостаточности доходов, превышения доходов запланированного уровня, мэрия города обязана внести на рассмотрение городского Совета проект решения о внесении изменений и дополнений в решение городского Совета “О бюджете города” на соответствующий период через комиссию по бюджету, финансовой и налоговой политике. Изменение финансирования по всем статьям расходов без внесения соответствующих поправок в бюджет города не допускается.[24]
В случае, если в ходе исполнения бюджета орган государственной власти принимает решение, приводящее к уменьшению или увеличению расходов города, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются указанным органом государственной власти, принявшим решение, за счет его бюджета. При исчислении недостающих средств в расчет не принимается свободный остаток средств бюджета города, образовавшийся на начало текущего финансового года и не израсходованный к моменту принятия указанного решения. Передача объектов бюджетного финансирования с одного уровня бюджетной системы на другой в процессе исполнения бюджета города осуществляется с передачей соответствующего финансирования.
Контроль за формированием и исполнением бюджета города, расходованием средств городских внебюджетных фондов, выпуском ценных бумаг, привлечением кредитных ресурсов осуществляет городской Совет и его органы (статья 25). Контроль бюджетного процесса в городе осуществляется на этапе составления и предоставления проекта бюджета в городской Совет в форме его рассмотрения, обсуждения и утверждения; на этапе исполнения — в форме рассмотрения оперативной информации о ходе исполнения бюджета, а также форме рассмотрения, проверки и утверждения отчетов об исполнении бюджета соответствующего периода.
Мэрия обязана ежеквартально представлять в постоянную депутатскую комиссию по бюджету, финансовой и налоговой политике городского Совета информацию о ходе исполнения бюджета города, использования средств городских внебюджетных фондов. После обсуждения комиссией эта информация выносится на обсуждение сессии городского Совета.
По запросу комиссии по бюджету, финансовой и налоговой политике, других депутатских комиссий и депутатов городского Совета мэрия, ее структурные подразделения, прямые получатели средств бюджета города, органы управления городскими внебюджетными фондами обязаны предоставить любую запрашиваемую информацию, связанную с исполнением бюджета города, использованием средств городских внебюджетных фондов.[25]
При необходимости, городской Совет может принять решение о привлечении аудитора для проверки исполнения бюджета города (в последние годы такие решения принимались), а также использования средств городских внебюджетных фондов органами управления.
Мэрия обязана осуществлять контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им ассигнований из бюджета города, средств городских внебюджетных фондов. В случае, если ассигнования, выделенные получателю бюджетных средств, не израсходованы в установленный срок или расходуются не по целевому назначению, финансирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет города. Мэрия вправе в процессе исполнения бюджета потребовать от предприятий, учреждений, организаций, финансируемых из бюджета города, любую информацию, связанную с расходованием бюджетных средств.
Мэрия представляет городскому Совету отчеты об исполнении бюджета, бюджетов городских внебюджетных фондов за год и за периоды, на которые были утверждены бюджеты, в течение года не позднее двух недель после окончания установленного срока представления отчетов в областную администрацию.
Отчет об исполнении бюджета города составляется по форме, в которой был утвержден бюджет, с проектом решения городского Совета об утверждении отчета об исполнении бюджета и пояснительной запиской о полученных доходах и расходовании средств. Процедура предварительного рассмотрения отчета об исполнении бюджета аналогична процедуре, установленной для рассмотрения проекта бюджета города. По итогам обсуждения отчета об исполнении бюджета города, городских внебюджетных фондов городской Совет может принять решение об утверждении или отклонении указанных отчетов. В случае отклонения отчета об исполнении бюджета города городской Совет должен указать причины, послужившие основанием принятия такого решения.[26]
Статья 27 определяет, что городской Совет, мэрия отстаивают в органах государственной власти бюджетные права города в процессе формирования бюджета области, обоснования доходов и расходов бюджета города, а также выполнения обязательств областного и федерального бюджетов по отношению к бюджету города. Мэрия принимает меры по возмещению из федерального бюджета уменьшения доходов или увеличения расходов бюджета города, обусловленных решениями федеральных органов власти в процессе исполнения бюджета.
Решения, принимаемые городским Советом об утверждении бюджета города, отчета о его исполнении, а также иных вопросов, касающихся формирования бюджета, подлежат опубликованию в средствах массовой информации (статья 28).[27]
В целом бюджетное устройство г. Новосибирска сформировано на принципах, аналогичных принятым в Новосибирской области, и потому повторяет его сильные и слабые стороны. Существенным отличием является лишь более тесная увязка социально-экономического планирования, с одной стороны, и бюджетного — с другой.
3.2 Плановый бюджет города Новосибирска на 2011 год
Мэр Новосибирска Владимир Городецкий представил депутатам Совета депутатов города бюджетное послание на 2011 год.
22 октября в Новосибирске состоялись публичные слушания по обсуждению проектов бюджета и плана социально-экономического развития Новосибирска на 2011-й и плановый период 2012 и 2013 годов. Документы были опубликованы в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска № 78 от 07.10.2010 года, а также на официальном сайте города Новосибирска (www.novo-sibirsk.ru в разделе «Экономика»). Президиум мэрии 26 октября утвердил проекты бюджета и плана социально-экономического развития Новосибирска.
В 2011 году доходная часть бюджета составит 28,2 млрд. рублей, расходная – 28,5 млрд. рублей, дефицит – 300 млн. рублей. Кроме того, утверждены основные характеристики бюджета города на 2012 и 2013 годы: объемы доходов составят 28,7 млрд. рублей (2012 год) и 29,6 млрд. рублей (2013 год), расходы – 28,6 млрд. рублей и 29,5 млрд. рублей соответственно. Объем собственных доходов бюджета, без учета финансирования из других бюджетов на 2011 год составит 18,7 млрд. рублей, на 2012-й – 19,1 млрд. рублей, на 2013-й – 20 млрд. рублей. По словам Владимира Городецкого, в доходной части на следующий год не были учтены средства из федерального бюджета на дорожно-транспортную отрасль, которые по предварительным расчетам составят 1,084 млрд. рублей, а также вложения в благоустройство дворовых территорий, которые сейчас рассматриваются при формировании бюджета страны.[28]
Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2011 году составит более 3,6 млрд. рублей, в 2012 – 2,8 млрд. рублей, в 2013 – 2,89 млрд. рублей.
Удельный вес собственных доходов в бюджете города составит в будущем году 66,2% – 18,7 млрд. рублей. Доля безвозмездных поступлений из бюджетов всех уровней составит 9,2 – 9,7 млрд. рублей в зависимости от того, какие полномочия на бюджетный год закрепляются за муниципалитетом. По-прежнему большую часть в доходах занимает налог на доходы физических лиц – 26,8 %.
Наибольший объем расходов бюджета запланирован на следующие отрасли: образование – 11,9 млрд. рублей, здравоохранение – 4 млрд. рублей, ЖКХ – 3,5 млрд. рублей.
В числе приоритетных проектов, на которые предусмотрены капитальные вложения, мэр назвал строительство третьего мостового перехода через Обь – 750 млн. рублей. Такая же сумма закладывается в областном бюджете. Суммарные расходы в 2011 году на этот объект должны составить не менее 3 млрд рублей. Планируется завершение строительства спортивного комплекса на ул. Колхидской, что подразумевает возведение крытого манежа и футбольных полей к ноябрю 2011 года по программе софинансирования по линии министерства спорта, туризма и молодежной политики. Мэром также были озвучены целевые программы, которые будут продолжены в следующем году: благоустройство городских дворов, замена и модернизация лифтов, газификация частного сектора, поддержка социальной инфраструктуры Академгородка. На дорожную отрасль города в 2011 году планируется израсходовать 1 млрд. 300 млн. рублей с учетом федеральных 1 млрд. 84 млн. рублей, что позволяет провести ремонт плановых 10% дорог.
В 2011 году мэрией будут рассматриваться все возможные варианты увеличения мест в дошкольных учреждениях города. Разработана программа на 2011-2013 годы, предусматривающая ввод 7,6 тысяч новых мест. Сейчас идет работа над увеличением этой цифры. Так, вместо прогнозируемых на 2011 год 1650 мест планируется открытие 3000. Участие в областной программе поддержки строительства детских садов, предусматривающей софинансирование создания мест в объеме 20 млн рублей за каждые 100 мест, позволит городу получить 600 млн рублей. Таким образом, к 4 зданиям, освобожденным от арендаторов, добавятся еще 6, которые в самый короткий срок будут переданы в профильный департамент. Рассматривается также возможность открытия дополнительных мест в существующих садах, а также дошкольных групп в школах. При этом необходимо будет в течение 2011 года искать в бюджете средства в объеме 280-300 млн рублей на эту статью расходов.[29]
«Мы ставим задачу выйти в 2012-2013 годах на бездефицитный бюджет, – отметил мэр. – В будущем году этого сделать не удастся в силу того, что по федеральной программе в 2011 году запланировано повышение на 6,5 % зарплат бюджетникам, на что мы тоже закладываем дополнительные средства».[30]