Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:41, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.
Введение
3 – 4
1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства
5 – 10
Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
Жилой фонд, его состояние и структура, учет
8 – 10
2. Реформа ЖКХ
11 – 18
2.1. Предпосылки реформы, ее цели и задачи
11 – 14
2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
14 – 18
3. Жилищная политика муниципального образования
19 – 29
3.1. Содержание жилищной политики
19 – 21
3.2. Социальные стандарты в жилищной политике
21 – 23
3.3. Инвестиции в строительство жилья
23 – 24
3.4. Организация эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29
4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
30 – 32
5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
33 – 35
Заключение
36 – 37
Список использованной литературы
38 – 39
Третий
этап реформы жилищно-коммунальной
отрасли начался после
Параллельно с мероприятиями по реализации положений нового Жилищного кодекса РФ начался второй этап реализации ФЦП «Жилище», в рамках которого в действие вступила подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», рассчитанная на 2006-2010 годы и сменившая собой прекратившую действие подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ». Данная подпрограмма была призвана служить инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", объявленного Президентом РФ В.В. Путиным 05.09.2005 г. на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов.
Целью подпрограммы было создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; её задачами – модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и повышение эффективности управления ими, привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
По итогам реализации подпрограммы были достигнуты следующие показатели: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год – 55 %, 2010 год – 50 %; доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год – 20 %, 2010 год – 50 %; доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса: 2007 – 15%, 2010 год – 30 %.
Для оказания содействия процессу реформирования отрасли в июле 2007 года была учреждена некоммерческая организация – Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», учредителем которой является РФ, а координацию деятельности осуществляет Министерство регионального развития РФ.1 Целями деятельности Фонда стали создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Реализовав вышеперечисленные цели и деятельность в предоставлении финансовой поддержки регионам РФ при реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Фонд 01.01.2012 года был ликвидирован.
Астраханская
область также активно
Подводя итог реформирования ЖКХ, нужно отметить, что этот процесс носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы жизни государства и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.
В
настоящее время наблюдается
позитивная тенденция к некоторому
повышению ответственности государства
перед населением в области ЖКХ, и с другой
стороны, усилению государственного контроля
за надлежащим исполнением своих обязательств
в этой сфере субъектами РФ, муниципальными
образованиями и коммерческими организациями,
действующими на рынке жилищно-коммунальных
услуг. Также налицо стремление государства
стимулировать и поощрять проявление
гражданами хозяйского отношения к своему
жилью, осознание ими своей ответственности
за его надлежащее состояние и сохранность.
2.2.
Основные направления
и инструменты реализации
реформы ЖКХ
На основе проведенного анализа специфики управленческих и экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе России можно попытаться сформулировать основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
– сохранение нерыночных принципов функционирования;
–
административно-командное
– затратность в ведении хозяйства, высокий процент потерь энергии и ресурсов в процессе производства и оказания услуг;
– непрозрачность формирования тарифов;
– отсутствие информированности населения по процедурам затрат;
– низкая инвестиционная привлекательность;
– нарастание объемов задолженности населения за услуги ЖКХ;
– необязательность (в том числе бюджета) всех участников процесса по отношению друг к другу в оплате услуг;
– высокий и постоянно растущий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов;
– неразвитое самоуправление собственников жилья;
– инертность всех участников процесса, отсутствие инициативы как со стороны собственников, так и со стороны местных властей;
–
иждивенческая позиция
– высокие риски для инвесторов;
– порядок взыскания долгов крайне усложнен;
–
наличие перекрестного
–
тарифное регулирование с ограничителем
и не носит долговременного
– финансовые потоки на оплату субсидий и льгот осуществляются в натуральной форме;
– сложные климатические условия и географическое расположение страны.
Все эти проблемы требуют комплексных подходов к их решению и постоянных совместных усилий государства, органов местного самоуправления, бизнеса и населения.
Действующее
законодательство РФ в области жилищно-
– создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности;
–
организация конкурсов
– контроль за процессом реализации инвестиционных проектов;
– содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.);
– создание информационной базы об экономическом потенциале субъекта РФ, состоянии ЖКХ и его предприятий.
Кроме того, проводя реформу ЖКХ, государство должно играть активную роль в социальной защите населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, капитальном ремонте и строительстве жилищного фонда, улучшении качества коммунальных услуг, снижении их себестоимости.
В виду серьезности проблемы реформирования комплекса ЖКХ возможны следующие варианты и направления решения перечисленных задач:
– облегчить реформирование ЖКХ путем принятия поддерживающих программ, носящих поэтапное и адаптационное прохождение реформы на государственном и муниципальном уровне в пользу гражданского общества;
– создать условия для вхождения частного бизнеса в сферу ЖКХ;
– создать на федеральном уровне условия для инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ;
–
вести разъяснительно-
–
подготовить и создать
– создать благоприятные правовые и финансовые условия для поддержки наиболее прогрессивной формы управления многоквартирными домами - товариществ собственников жилья.
Как правило, под инструментом или механизмом реализации чего-либо подразумевают те средства, способы и методы, использование которых целесообразно и эффективно при решении каких-либо проблем. Основными инструментами реализации реформы ЖКХ целесообразнее назвать те акты, решения, концепции и программы, которые принимаются в области реформирования ЖКХ.
Рассмотрим некоторые из инструментов реализации реформы ЖКХ на примере г. Астрахани, где также ведется активная деятельность в этом направлении. Правительством Астраханской области была принята отраслевая целевая программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020»1. Программой сформулированы основные мероприятия реформирования жилищно-коммунального хозяйства: обеспечение финансовой стабилизации ЖКХ; проведение инвентаризации имущества и анализ финансового состояния предприятий ЖКХ в муниципальных образованиях Астраханской области; обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг; формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, создание ТСЖ и управляющих компаний; реконструкция, модернизация и развитие жилищно-коммунального комплекса, организация энергоресурсосбережения, установка приборов учета; организация информационного обеспечения и рекламы проводимых мероприятий в рамках реформирования ЖКХ; разработка нормативных правовых актов.
Аналогичный по направленности и сути документ – решение совета муниципального образования «Город Астрахань» «О концепции реформирования жилищной сферы и создания эффективного управления и обслуживания жилищного фонда города Астрахани».2 Основными целями муниципальной «Концепции» были заявлены улучшение состояния жилищного фонда города, улучшение качества жилищных услуг, предоставляемых населению; основными мероприятиями стали: создание управляющих компаний на базе городских МУПов с использованием имущества и мощностей ЖЭКов; инвентаризация жилищного фонда и принятие муниципального жилищного фонда в казну города; паспортизация жилищного фонда; разработка и реализация Программ по содержанию и обслуживанию ветхого и аварийного жилищного фонда по районам города и по содержанию и ремонту общежитий города Астрахани; обеспечение условий для перехода к профессиональному управлению жилищным фондом на конкурсной основе; привлечение жителей города к управлению многоквартирными домами; совершенствование тарифной и ценовой политики.
За прошедший период можно подвести некоторые итоги реализации реформы в Астрахани. Образовался рынок управляющих компаний, в условиях конкуренции предлагающих услуги по обслуживанию и ремонту жилищного фонда; постепенно возрастает количество товариществ собственников жилья, образованных по инициативе самих жильцов, а не по указанию сверху; ресурсоснабжающие предприятия коммунальной сферы переходят в частную форму собственности и стараются повысить эффективность своей деятельности; реализуются региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
В настоящее время из общего числа многоквартирных домов (7210 шт.) 4520 домов (62,7%) выбрало способ управления общим имуществом через управляющую компанию, 1513 домов (20,99%) – через ТСЖ, 685 домов (9,5 %) – непосредственное управление, 20 домов (0,27 %) – жилищный кооператив и иные специализированные потребительские кооперативы, 472 дома (6,54 %) не выбрали и (или) не реализовали способ управления.
В
соответствии с требованиями Федерального
закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении»
было принято Постановление
Утвержденная Программа направлена на обеспечение ускорения перевода экономики на энергосберегающий путь развития и снижение энергоемкости валового регионального продукта г. Астрахани, а также повышение ее энергетической безопасности. Программой определены ее основные цели и задачи, сроки, этапы и механизм ее реализации, ресурсное обеспечение, система программных мероприятий. Общий объем финансирования Программы запланирован в сумме 7 893 738.49 тыс. рублей. Энергетический потенциал г. Астрахани как по тепловой, так и по электрической энергии составляет порядка 25-30 %. Его реальное выявление и реализация возможны только вследствие полномасштабных мер по всем основным направлениям. В случае успешной реализации Программы к 2020 году ожидается снижение энергоемкости валового регионального продукта г. Астрахани на 40 %, что подразумевает значительную экономию энергетических ресурсов, а значит, и финансовых средств на всех уровнях жилищно-коммунального комплекса.
Информация о работе Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации