Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.

Содержание

Введение
3 – 4

1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства
5 – 10
Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
Жилой фонд, его состояние и структура, учет
8 – 10

2. Реформа ЖКХ
11 – 18

2.1. Предпосылки реформы, ее цели и задачи
11 – 14

2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
14 – 18

3. Жилищная политика муниципального образования
19 – 29

3.1. Содержание жилищной политики
19 – 21

3.2. Социальные стандарты в жилищной политике
21 – 23

3.3. Инвестиции в строительство жилья
23 – 24

3.4. Организация эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29

4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
30 – 32

5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
33 – 35

Заключение
36 – 37

Список использованной литературы
38 – 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая март.docx

— 159.72 Кб (Скачать файл)

     Третий  этап реформы жилищно-коммунальной отрасли начался после вступления в силу с 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РФ, который установил три формы управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками жилья, управление управляющей компанией, управление товариществом собственников жилья.3

     Параллельно с мероприятиями по реализации положений  нового Жилищного кодекса РФ начался  второй этап реализации ФЦП «Жилище», в рамках которого в действие вступила подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», рассчитанная на 2006-2010 годы и сменившая собой прекратившую действие подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ». Данная подпрограмма была призвана служить инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", объявленного Президентом РФ В.В. Путиным 05.09.2005 г. на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов.

     Целью подпрограммы было создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; её задачами – модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и повышение эффективности управления ими, привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

     По  итогам реализации подпрограммы были достигнуты следующие показатели: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год – 55 %, 2010 год – 50 %; доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год – 20 %, 2010 год – 50 %; доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса: 2007 – 15%, 2010 год – 30 %.

     Для оказания содействия процессу реформирования отрасли в июле 2007 года была учреждена  некоммерческая организация – Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», учредителем которой является РФ, а координацию деятельности осуществляет Министерство регионального развития РФ.1 Целями деятельности Фонда стали создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

     Реализовав  вышеперечисленные цели и деятельность в предоставлении финансовой поддержки регионам РФ при реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Фонд 01.01.2012 года был ликвидирован.

     Астраханская  область также активно участвует во всех программах реформирования ЖКХ, хотя и в настоящее время имеются определенные проблемы с получением финансирования, связанные с просчетами в процессе управления реформированием жилищно-коммунального комплекса отдельных муниципальных образований.

     Подводя итог реформирования ЖКХ, нужно отметить, что этот процесс носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы жизни государства и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.

     В настоящее время наблюдается  позитивная тенденция к некоторому повышению ответственности государства перед населением в области ЖКХ, и с другой стороны, усилению государственного контроля за надлежащим исполнением своих обязательств в этой сфере субъектами РФ, муниципальными образованиями и коммерческими организациями, действующими на рынке жилищно-коммунальных услуг. Также налицо стремление государства стимулировать и поощрять проявление гражданами хозяйского отношения к своему жилью, осознание ими своей ответственности за его надлежащее состояние и сохранность. 

2.2. Основные направления  и инструменты реализации реформы ЖКХ 

     На  основе проведенного анализа специфики  управленческих и экономических  отношений в жилищно-коммунальном комплексе России можно попытаться сформулировать основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:

     – сохранение нерыночных принципов функционирования;

     – административно-командное управление;

     – затратность в ведении хозяйства, высокий процент потерь энергии и ресурсов в процессе производства и оказания услуг;

     – непрозрачность формирования тарифов;

     – отсутствие информированности населения  по процедурам затрат;

     – низкая инвестиционная привлекательность;

     – нарастание объемов задолженности  населения за услуги ЖКХ;

     – необязательность (в том числе  бюджета) всех участников процесса по отношению друг к другу в оплате услуг;

     – высокий и постоянно растущий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов;

     – неразвитое самоуправление собственников  жилья;

     – инертность всех участников процесса, отсутствие инициативы как со стороны собственников, так и со стороны местных властей;

     – иждивенческая позиция большинства  населения;

     – высокие риски для инвесторов;

     – порядок взыскания долгов крайне усложнен;

     – наличие перекрестного субсидирования;

     – тарифное регулирование с ограничителем  и не носит долговременного характера;

     – финансовые потоки на оплату субсидий и льгот осуществляются в натуральной  форме;

     – сложные климатические условия  и географическое расположение страны.

     Все эти проблемы требуют комплексных  подходов к их решению и постоянных совместных усилий государства, органов местного самоуправления, бизнеса и населения.

     Действующее законодательство РФ в области жилищно-коммунального  хозяйства не в полной мере обеспечивает системное решение проблем управления отраслью и не всегда соответствует  рыночным правилам поведения хозяйствующих  субъектов, населения и работников ЖКХ. В этих условиях задача региональных органов власти заключается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса региона, в том числе:

     – создание правовой среды по инвестиционному  проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности;

     – организация конкурсов инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных  вариантов;

     – контроль за процессом реализации инвестиционных проектов;

     – содействие практической реализации эффективных  инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.);

     – создание информационной базы об экономическом  потенциале субъекта РФ, состоянии ЖКХ и его предприятий.

     Кроме того, проводя реформу ЖКХ, государство  должно играть активную роль в социальной защите населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, капитальном ремонте и строительстве жилищного фонда, улучшении качества коммунальных услуг, снижении их себестоимости.

     В виду серьезности проблемы реформирования комплекса ЖКХ возможны следующие варианты и направления решения перечисленных задач:

     – облегчить реформирование ЖКХ путем  принятия поддерживающих программ, носящих поэтапное и адаптационное прохождение реформы на государственном и муниципальном уровне в пользу гражданского общества;

     – создать условия для вхождения  частного бизнеса в сферу ЖКХ;

     – создать на федеральном уровне условия  для инвестиционной привлекательности  сферы ЖКХ;

     – вести разъяснительно-консультационную работу с собственниками многоквартирных домов;

     – подготовить и создать профессиональные ассоциации, союзы по управлению общим  имуществом собственников многоквартирных  домов;

     – создать благоприятные правовые и финансовые условия для поддержки  наиболее прогрессивной формы управления многоквартирными домами - товариществ  собственников жилья.

     Как правило, под инструментом или механизмом реализации чего-либо подразумевают те средства, способы и методы, использование которых целесообразно и эффективно при решении каких-либо проблем. Основными инструментами реализации реформы ЖКХ целесообразнее назвать те акты, решения, концепции и программы, которые принимаются в области реформирования ЖКХ.

     Рассмотрим  некоторые из инструментов реализации реформы ЖКХ на примере г. Астрахани, где также ведется активная деятельность в этом направлении. Правительством Астраханской области была принята отраслевая целевая программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020»1. Программой сформулированы основные мероприятия реформирования жилищно-коммунального хозяйства: обеспечение финансовой стабилизации ЖКХ; проведение инвентаризации имущества и анализ финансового состояния предприятий ЖКХ в муниципальных образованиях Астраханской области; обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг; формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, создание ТСЖ и управляющих компаний; реконструкция, модернизация и развитие жилищно-коммунального комплекса, организация энергоресурсосбережения, установка приборов учета; организация информационного обеспечения и рекламы проводимых мероприятий в рамках реформирования ЖКХ; разработка нормативных правовых актов.

     Аналогичный по направленности и сути документ – решение совета муниципального образования «Город Астрахань» «О концепции реформирования жилищной сферы и создания эффективного управления и обслуживания жилищного фонда города Астрахани».2 Основными целями муниципальной «Концепции» были заявлены улучшение состояния жилищного фонда города, улучшение качества жилищных услуг, предоставляемых населению; основными мероприятиями стали: создание управляющих компаний на базе городских МУПов с использованием имущества и мощностей ЖЭКов; инвентаризация жилищного фонда и принятие муниципального жилищного фонда в казну города; паспортизация жилищного фонда; разработка и реализация Программ по содержанию и обслуживанию ветхого и аварийного жилищного фонда по районам города и по содержанию и ремонту общежитий города Астрахани; обеспечение условий для перехода к профессиональному управлению жилищным фондом на конкурсной основе; привлечение жителей города к управлению многоквартирными домами; совершенствование тарифной и ценовой политики.

     За  прошедший период можно подвести некоторые итоги реализации реформы в Астрахани. Образовался рынок управляющих компаний, в условиях конкуренции предлагающих услуги по обслуживанию и ремонту жилищного фонда; постепенно возрастает количество товариществ собственников жилья, образованных по инициативе самих жильцов, а не по указанию сверху; ресурсоснабжающие предприятия коммунальной сферы переходят в частную форму собственности и стараются повысить эффективность своей деятельности; реализуются региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

     В настоящее время из общего числа  многоквартирных домов (7210 шт.) 4520 домов (62,7%) выбрало способ управления общим  имуществом через управляющую компанию, 1513 домов (20,99%) – через ТСЖ, 685 домов (9,5 %) – непосредственное управление, 20 домов (0,27 %) – жилищный кооператив и иные специализированные потребительские кооперативы, 472 дома (6,54 %) не выбрали и (или) не реализовали способ управления.

     В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении»  было принято Постановление Правительства  Астраханской области от 15 июля 2010 г. №300-П «О комплексной целевой  программе «Энергосбережение и  повышение энергетической эффективности в Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2020 года".

     Утвержденная  Программа направлена на обеспечение  ускорения перевода экономики на энергосберегающий путь развития и  снижение энергоемкости валового регионального  продукта г. Астрахани, а также повышение ее энергетической безопасности. Программой определены ее основные цели и задачи, сроки, этапы и механизм ее реализации, ресурсное обеспечение, система программных мероприятий. Общий объем финансирования Программы запланирован в сумме 7 893 738.49 тыс. рублей. Энергетический потенциал г. Астрахани как по тепловой, так и по электрической энергии составляет порядка 25-30 %. Его реальное выявление и реализация возможны только вследствие полномасштабных мер по всем основным направлениям. В случае успешной реализации Программы к 2020 году ожидается снижение энергоемкости валового регионального продукта г. Астрахани на 40 %, что подразумевает значительную экономию энергетических ресурсов, а значит, и финансовых средств на всех уровнях жилищно-коммунального комплекса.

Информация о работе Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации