Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.

Содержание

Введение
3 – 4

1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства
5 – 10
Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
Жилой фонд, его состояние и структура, учет
8 – 10

2. Реформа ЖКХ
11 – 18

2.1. Предпосылки реформы, ее цели и задачи
11 – 14

2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
14 – 18

3. Жилищная политика муниципального образования
19 – 29

3.1. Содержание жилищной политики
19 – 21

3.2. Социальные стандарты в жилищной политике
21 – 23

3.3. Инвестиции в строительство жилья
23 – 24

3.4. Организация эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29

4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
30 – 32

5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
33 – 35

Заключение
36 – 37

Список использованной литературы
38 – 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая март.docx

— 159.72 Кб (Скачать файл)

4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального   образования в жилищной сфере 

     На  региональном уровне реализацию функций  публичной власти в сфере ЖКХ  осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Они обеспечивают организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор. Органами отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются структурные подразделения (министерства, департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы субъекта РФ.1

     В Астраханской области таким органом  является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, действующее на основании Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, осуществляющее функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Астраханской области.2 

     В настоящее время нормативно-правовая база регулирования деятельности муниципальных образований в жилищной сфере имеет достаточно развитую структуру.

     Основополагающий принцип, на котором должна базироваться деятельность жилищно-коммунального комплекса, заложен в статье 7 Конституции РФ, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В статье 40 Конституции говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

     Одним из основных системообразующих законодательных  актов является Жилищный кодекс РФ, устанавливающий основные начала жилищного законодательства, предмет регулирования жилищного законодательства, круг участников жилищных отношений, их основные права и обязанности, объекты жилищных прав, четко разграничивает полномочия РФ, органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений (ст.ст.12, 13, 14 ЖК РФ).

     Принципиальным  нововведением явилось установление Жилищного кодекса РФ обязанности собственников помещений в многоквартирных домах выбрать способ управления многоквартирным домом. В соответствии с этой нормой на территории муниципального образования «Город Астрахань» действует «Положение о порядке управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования "Город Астрахань».1

     Нормы, регулирующие отношения в сфере  жилищно-коммунального хозяйства, содержатся также в Гражданском кодексе РФ. Так, глава 18 ч. 1 кодекса раскрывает содержание права собственности на жилые помещения, в том числе квартиры, и вытекающего отсюда права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, устанавливает право собственников квартир образовывать товарищества собственников жилья и определяет организационно-правовую форму ТСЖ как некоммерческой организации.2 Часть 2 кодекса в главе 30 параграфе 6 «Энергоснабжение» устанавливает правовые основы отношений между энергоснабжающими организациями и абонентами по поводу поставки энергии абонентам, учета ее количества и качества, оплаты принятой энергии, содержания и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, порядка заключения, изменения, продления и расторжения договора энергоснабжения, а также ответственности сторон по договору энергоснабжения.3

     Немаловажная  роль в сфере регулирования деятельности муниципального образования в жилищной сфере принадлежит федеральным законам, к числу которых можно отнести, например:

     1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, устанавливает виды цен в сфере теплоснабжения, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения и др.).

     2. Федеральный закон от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и др.).

     3. Федеральный закон от 31.03.1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» (определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в РФ и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов).

     4. Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», принятый с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

     Среди законов, регулирующих сферу жилищно-коммунального  хозяйства на территории нашего региона, можно отметить Закон Астраханской области от 05.06.2006 г. №14/2006-ОЗ «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», Закон Астраханской области от 10.10.2006 г. №75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», Закон Астраханской области от 04.09.2007 г. №49/2007-ОЗ «Об административных правонарушениях», Закон Астраханской области от 18.12.2008 г. №79/2008-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», Постановление Правительства Астраханской области от 15.07.2010 № 300-П «О комплексной целевой программе «Энергосбережение и повышение  энергетической эффективности в Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2020 года» и др.

     Весьма важными отраслевыми документами являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», принятые в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, а также «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда и др.

     Законодательное регулирования деятельности муниципального образования в жилищно-коммунальной сфере представляет собой довольно развитую систему и нужно отметить, что оно находится в состоянии динамичного развития и постоянного адаптирования к изменяющимся условиям, так как реформирование самой отрасли ЖКХ продолжается и еще далеко от своего завершения. 
 
 
 
 

5. Капитальное строительство  и решение жилищной  проблемы г. Астрахани

      С внедрением рыночных отношений начал  функционировать рынок жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности, однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной. Суть ее заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения.

      Жилищная  проблема имеет несколько важных аспектов:

      – дефицит жилья – количественный аспект;

      – несоответствие структуры жилищного  фонда демографической структуре  семей – структурный аспект;

      – несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья – качественный аспект;

      – несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда – эксплуатационный аспект.1

      Средняя жилищная обеспеченность в муниципальных образованиях составляет не более 18 кв.м. общей (полезной) площади жилья на одного жителя, многие семьи имеют менее 9 кв.м. на душу населения. О недостаточных темпах решения жилищной проблемы свидетельствует невыполнение государственных  и муниципальных программ в сфере обеспечения жильем определенных категорий населения (военнослужащие, вынужденные переселенцы и т.д.). Многие семьи проживают в коммунальных квартирах и общежитиях.

      Важным  аспектом данной проблемы является несоответствие существующего жилищного фонда функционально-потребительским требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: неудобная планировка, недостаточный уровень производства, влагостойкость, звукоизоляция и другие параметры жилых помещений.

      Основными причинами обострения жилищной проблемы являются отсутствие реального собственника и эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а также бесхозяйственное отношение к жилью. Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению.

      Основные  пути решения жилищной проблемы:

      – поиск и привлечение централизованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья (разработка и реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, формирование городских фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средств инвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного и массового коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах, концентрации средств в конкретных фондах и проектах);

      – повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов);

      – совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи, предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т.д.);

      – совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);

      – повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие систем самоорганизации граждан).

      Как показывает современный  опыт, наиболее перспективными и массовыми направлениями решения жилищной проблемы являются кредитование граждан и капитальное строительство. Кредитование граждан реализуется через ипотечное кредитование, которое подразумевает выдачу кредита на длительный срок под залог недвижимости. Капитальное строительство в г. Астрахань реализуется на основе ведомственной целевой программы «Капитальное строительство и реконструкция объектов собственности муниципального образования "Город Астрахань"».1

     В ходе реализации Программы ожидается:

     – уменьшение ветхого и аварийного жилищного фонда на территории г. Астрахани;

     – обеспечение граждан жилыми помещениями, соответствующими санитарным нормам и требованиям, снижение социальной напряженности;

     – подготовка свободных от застройки и прав третьих лиц площадок под строительство, развитие строительной отрасли, внедрение новых технологий строительства;

     – обеспечение возможности строительства объектов социальной и транспортной инфраструктур с привлечением средств вышестоящих бюджетов в целях создания комфортной и благоприятной среды проживания горожан при дальнейшем развитии существующих и новых микрорайонов жилой застройки;

     – реализация мероприятий по улучшению состояния улично-дорожной сети;

     – реализации комплексной реабилитации городских водоемов с проведением работ по дноуглублению, берегоукреплению и благоустройству прибрежных территорий;

     – обеспечение эффективной проточности внутригородских водоемов.

     Все затраты на реализацию данной Программы складываются из стоимости проектирования, строительства, реконструкции объектов в рамках программных мероприятий, в том числе учтены необходимые объемы муниципального софинансирования в целях реализации объектов с участием средств вышестоящих бюджетов.

Информация о работе Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации