Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:41, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.
Введение
3 – 4
1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства
5 – 10
Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
Жилой фонд, его состояние и структура, учет
8 – 10
2. Реформа ЖКХ
11 – 18
2.1. Предпосылки реформы, ее цели и задачи
11 – 14
2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
14 – 18
3. Жилищная политика муниципального образования
19 – 29
3.1. Содержание жилищной политики
19 – 21
3.2. Социальные стандарты в жилищной политике
21 – 23
3.3. Инвестиции в строительство жилья
23 – 24
3.4. Организация эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29
4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
30 – 32
5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
33 – 35
Заключение
36 – 37
Список использованной литературы
38 – 39
4.
Нормативно-правовое
регулирование деятельности
муниципального
образования в жилищной
сфере
На региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере ЖКХ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Они обеспечивают организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор. Органами отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются структурные подразделения (министерства, департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы субъекта РФ.1
В Астраханской области таким органом является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, действующее на основании Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, осуществляющее функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Астраханской области.2
В
настоящее время нормативно-
Основополагающий принцип, на котором должна базироваться деятельность жилищно-коммунального комплекса, заложен в статье 7 Конституции РФ, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В статье 40 Конституции говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Одним
из основных системообразующих
Принципиальным
нововведением явилось
Нормы,
регулирующие отношения в сфере
жилищно-коммунального
Немаловажная
роль в сфере регулирования
1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, устанавливает виды цен в сфере теплоснабжения, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения и др.).
2. Федеральный закон от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и др.).
3. Федеральный закон от 31.03.1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» (определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в РФ и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов).
4. Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», принятый с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Среди законов, регулирующих сферу жилищно-коммунального хозяйства на территории нашего региона, можно отметить Закон Астраханской области от 05.06.2006 г. №14/2006-ОЗ «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», Закон Астраханской области от 10.10.2006 г. №75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», Закон Астраханской области от 04.09.2007 г. №49/2007-ОЗ «Об административных правонарушениях», Закон Астраханской области от 18.12.2008 г. №79/2008-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», Постановление Правительства Астраханской области от 15.07.2010 № 300-П «О комплексной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2020 года» и др.
Весьма важными отраслевыми документами являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», принятые в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, а также «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда и др.
Законодательное
регулирования деятельности муниципального
образования в жилищно-коммунальной сфере
представляет собой довольно развитую
систему и нужно отметить, что оно находится
в состоянии динамичного развития и постоянного
адаптирования к изменяющимся условиям,
так как реформирование самой отрасли
ЖКХ продолжается и еще далеко от своего
завершения.
5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
С внедрением рыночных отношений начал функционировать рынок жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности, однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной. Суть ее заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения.
Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:
– дефицит жилья – количественный аспект;
–
несоответствие структуры жилищного
фонда демографической
– несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья – качественный аспект;
– несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда – эксплуатационный аспект.1
Средняя жилищная обеспеченность в муниципальных образованиях составляет не более 18 кв.м. общей (полезной) площади жилья на одного жителя, многие семьи имеют менее 9 кв.м. на душу населения. О недостаточных темпах решения жилищной проблемы свидетельствует невыполнение государственных и муниципальных программ в сфере обеспечения жильем определенных категорий населения (военнослужащие, вынужденные переселенцы и т.д.). Многие семьи проживают в коммунальных квартирах и общежитиях.
Важным аспектом данной проблемы является несоответствие существующего жилищного фонда функционально-потребительским требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: неудобная планировка, недостаточный уровень производства, влагостойкость, звукоизоляция и другие параметры жилых помещений.
Основными причинами обострения жилищной проблемы являются отсутствие реального собственника и эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а также бесхозяйственное отношение к жилью. Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению.
Основные пути решения жилищной проблемы:
– поиск и привлечение централизованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья (разработка и реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, формирование городских фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средств инвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного и массового коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах, концентрации средств в конкретных фондах и проектах);
– повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов);
– совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи, предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т.д.);
– совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);
– повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие систем самоорганизации граждан).
Как показывает современный опыт, наиболее перспективными и массовыми направлениями решения жилищной проблемы являются кредитование граждан и капитальное строительство. Кредитование граждан реализуется через ипотечное кредитование, которое подразумевает выдачу кредита на длительный срок под залог недвижимости. Капитальное строительство в г. Астрахань реализуется на основе ведомственной целевой программы «Капитальное строительство и реконструкция объектов собственности муниципального образования "Город Астрахань"».1
В ходе реализации Программы ожидается:
– уменьшение ветхого и аварийного жилищного фонда на территории г. Астрахани;
– обеспечение граждан жилыми помещениями, соответствующими санитарным нормам и требованиям, снижение социальной напряженности;
– подготовка свободных от застройки и прав третьих лиц площадок под строительство, развитие строительной отрасли, внедрение новых технологий строительства;
– обеспечение возможности строительства объектов социальной и транспортной инфраструктур с привлечением средств вышестоящих бюджетов в целях создания комфортной и благоприятной среды проживания горожан при дальнейшем развитии существующих и новых микрорайонов жилой застройки;
– реализация мероприятий по улучшению состояния улично-дорожной сети;
– реализации комплексной реабилитации городских водоемов с проведением работ по дноуглублению, берегоукреплению и благоустройству прибрежных территорий;
– обеспечение эффективной проточности внутригородских водоемов.
Все затраты на реализацию данной Программы складываются из стоимости проектирования, строительства, реконструкции объектов в рамках программных мероприятий, в том числе учтены необходимые объемы муниципального софинансирования в целях реализации объектов с участием средств вышестоящих бюджетов.
Информация о работе Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации