Основы государственного и муниципального управления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:35, реферат
Краткое описание
Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари, определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
Содержание
Понятие, природа и сущность государственного управления 4 Основные разновидности социального управления. 5 Ведущие школы и направления в теории государственного управления. 7 Субъекты и объекты государственного управления 12 Понятие и признаки государства 13 Понятие формы государства 17 Формы правления 18 Формы государственного устройства 20 Политический режим 21 Органы государственной власти 22 Классификация органов государственной власти 24 Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ 25 Органы исполнительной власти субъектов РФ 28 Органы законодательной власти субъектов РФ 30 Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия. 32 Государственное регулирование образования и науки в РФ 34 Государственное регулирование в отраслях культуры 35 Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения 37 Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства 39 Понятие безопасности и ее виды 39 Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения 40 Местное самоуправление в Российской Федерации 42 Понятие местного самоуправления 42 Муниципальное образование. 42 Местное самоуправление и местное управление. 43 Принципы местного самоуправления 45 Правовые основы местного самоуправления 46 Организационные основы местного самоуправления 48 Система и структура органов местного самоуправления 49 Особенности организации местного самоуправления в городах — субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах. 51 Устав муниципального образования 55 Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования. 58 Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования. 63 Глава муниципального образования: статус и полномочия 66 Правонарушения и ответственность. 68 Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления. 70
Примерами могут быть конфискация
собственности служащим государственной
таможни или постановление мэра, запрещающие
забастовки на всех муниципальных предприятиях
на 3 месяца. Противоправные действия в
сфере государственного и муниципального
управления совершают также организации
и лица, не обладающие полномочиями в этой
сфере (например, коммерческая организация
нарушает правила лицензирования, или
гражданин незаконно носит чужие ордена
и медали).
Важно различать правонарушения
со стороны государственных и муниципальных
органов и должностных лиц, когда они действовали
как представители власти, осуществляя
государственное или муниципальное управление
(например, Правительство РФ приняло постановление,
противоречащее закону, а мэр города получил
взятку), и, с другой стороны, когда они
действовали как частные, юридические
и физические лица, в личном качестве,
в гражданско-правовых отношениях (например,
государственный орган не оплачивает
счета за потребляемую электроэнергию,
министр учинил драку на площади, причинив
тяжкое телесное повреждение гражданину,
а мэр города, нарушив правила движения,
помял чужую автомашину).
Ответственность будет разной:
общеправовой как гражданина и специальной
правовой как должностных лиц или государственного
муниципального органа. Правонарушения
в сфере государственного и муниципального
управления неодинаковы по своей тяжести.
Преступления, то есть деяния, имеющие
высокую степень общественной опасности,
влекут за собой уголовную ответственность,
административные проступки (например,
нарушение правил дорожного движения,
мелкое хулиганство) наказываются различными
видами административных взысканий (вплоть
до административного ареста до 15 суток),
нарушения по службе влекут за собой дисциплинарную
ответственность (выговор в приказе и
др.), причинение вреда по гражданскому
праву — материальную ответственность
или ответственность в основном морального
характера (публикацию в газете опровержения,
сообщения о недостоверности ранее опубликованных
сведений).
Президент РФ, главы субъектов
РФ и муниципальных образований, коллегиальные
органы исполнительной власти, министры,
депутаты представительных органов за
свои действия по службе и вне ее могут
нести политическую ответственность (такую
как импичмент Президенту, отставка министров,
лишение депутатского мандата).
Ответственность государственных и муниципальных
органов, организаций, служащих за правонарушения
в сфере государственного и муниципального
управления.
Политическая ответственность
распространяется только на некоторые
органы государства и муниципальных образований.
Формой политической ответственности
может стать роспуск парламента, законодательных
собраний субъектов Федерации. В России
закон устанавливает политическую ответственность
законодательных органов субъектов Федерации,
глав администраций субъектов РФ, представительных
органов и глав муниципальных образований.
В случаях нарушения Конституции
и законов РФ представительные органы
могут быть распущены, а главы администраций,
мэры — отрешены от должности. Члены парламента,
законодательных собраний субъектов Федерации,
представительных органов местного самоуправления
(советов и др.) в некоторых странах могут
быть досрочно отозваны избирателями
(в том числе за плохую работу), лишены
мандата соответствующим представительным
органом (обычно большинством в две трети
голосов). Лишь после этого парламентарии
подлежат уголовной ответственности,
если совершили преступления (в ряде стран
они, однако, не имеют депутатского иммунитета,
а иммунитет на членов законодательных
собраний субъектов федерации, как правило,
не распространяется и совсем не распространяется
на депутатов муниципальных представительных
органов).
Политическая ответственность
президента (монарх ответственности не
подлежит) возможна в форме импичмента
(Россия, США и др.), досрочного отзыва избирателями
(Австрия), смещения с должности решением
конституционного суда (Италия). Только
после этого к бывшему президенту можно
применять другие меры наказания (гражданско-правовую
ответственность в ряде случаев может
нести и действующий президент).
Наиболее суровым видом политической
ответственности правительства и министров
(в том числе министров в некоторых субъектах
РФ) является увольнение в результате
вотума недоверия (резолюции порицания)
в отставку. Правительство может быть
уволено в отставку и по усмотрению президента
(Россия, Украина и др.). Возможна также
гражданская ответственность правительства
и министров, а в отношении министров также
уголовная (наказание) и дисциплинарная
ответственность (выговор и др.).
Особые процедуры установления
ответственности могут применяться в
отношении других органов и должностных
лиц (например, судей), но политической
ответственности они не подлежат, (исключение
составляет отзыв судей избирателями
в единичных странах). Посягательства
на государственное управление, если они
составляют преступление, подлежат наказанию
в соответствии с Уголовным кодексом РФ
от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ).
Уголовный кодекс РФ предусматривает
двадцать один состав преступлений против
военной службы — от дезертирства до оскорбления
военнослужащего. В гл. 30 УК РФ перечислены
составы преступлений против государственной
службы (это может быть распространено
и на муниципальную службу), в частности
злоупотребление должностными полномочиями,
превышение должностных полномочий, отказ
в представлении информации Федеральному
Собранию или Счетной палате (соответственно
представительному органу субъекта РФ
или муниципального образования), присвоение
полномочий должностного лица, незаконное
участие в предпринимательской деятельности,
получение и дача взятки, служебный подлог,
халатность.
Среди этих составов могут быть
преступления, совершаемые не только государственным
служащим. Так, присвоение полномочий
должностного лица может совершаться
как государственным служащим (например,
он присваивает полномочия служащего
другого ведомства), так и обычным гражданином,
который выдает себя за крупного начальника.
В иных главах УК РФ, не относящихся к вопросам
публичной власти и государственной, муниципальной
службы, также предусмотрены составы преступлений,
которые совершаются субъектами публичного
управления. Т
Такие составы есть в главах,
предусматривающих наказания за экономические
преступления (гл. 22), за преступления против
общественной безопасности (гл. 24), экологические
преступления (гл. 26), преступления против
безопасности движения на транспорте
(гл. 27), против основ конституционного
строя и безопасности государства (гл.
29), против правосудия (гл. 31), против мира
и безопасности человечества (гл. 34). В
сфере экономической деятельности государственный
служащий может понести ответственность
за незаконное предпринимательство (ст.
171), возможно нарушение им правил безопасности
при ведении горных работ (ст. 216). Капитан
государственного судна может понести
ответственность за неоказание помощи
терпящим бедствие (ст. 270).
Шпионаж нередко совершается
именно государственными служащими, которые
имеют доступ к государственной тайне
(ст. 276). Многие из этих составов распространяются
на должностных лиц муниципальной службы.
Некоторые преступления в сфере правосудия
могут быть совершены только государственными
служащими (привлечение заведомо невиновного
к уголовной ответственности, незаконное
заключение под стражу, вынесение заведомо
неправосудного приговора, разглашение
данных предварительного расследования).
Это же относится и к некоторым преступлениям
против мира и безопасности человечества.
Планирование, подготовка, развязывание
и ведение агрессивной войны, применение
запрещенных средств и методов ведения
войны по общему правилу могут быть осуществлены
только высшими должностными лицами. Законодательство
различных стран предусматривает гражданско-правовую
ответственность государственного и муниципального
органа и должностного лица. Они несут
ответственность за вред, причиненный
личности или имуществу гражданина, а
также имуществу юридического лица. Согласно
ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред должен
быть возмещен в полном объеме. В соответствии
с законом может быть также установлена
обязанность выплатить потерпевшим компенсацию
сверх возмещения вреда. Закон может предусмотреть
возмещение вреда и при отсутствии вины
причинителя вреда. В возмещении вреда
можно отказать, если будет установлено,
что вред причинен с согласия потерпевшего,
а действия причинителя вреда не нарушают
нравственные принципы общества.
Эти общие положения конкретизируются
в статьях, относящихся к государственным
и муниципальным органам и их должностным
лицам. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ вред,
причиненный гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных действий
(бездействия) государственных, муниципальных
органов, государственных, муниципальных
организаций или должностных лиц, в том
числе в результате издания акта, не соответствующего
закону или иному правовому акту государственного,
муниципального органа, подлежит возмещению.
Вред не возмещается, если он причинен
в состоянии необходимой обороны, при
условии, что ее пределы не были превышены
(например, должностное лицо, защищаясь
от нападения, причинило вред здоровью
нападавшего). Если же вред причинен государственным
органом, государственным учреждением,
государственным предприятием или должностным
лицом в состоянии крайней необходимости,
он должен быть возмещен, хотя его размеры
могут быть уменьшены.
Эти положения об ответственности
распространяются на органы муниципального
самоуправления, муниципальные организации
и муниципальных должностных лиц. Особо
регулируется ответственность за вред,
причиненный незаконными действиями органов
дознания, предварительного следствия,
прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ). В данном
случае имеются в виду незаконное осуждение,
незаконное привлечение к уголовной ответственности,
незаконное заключение под стражу или
незаконное применение других мер пресечения,
незаконное наложение судьей административного
взыскания (ареста, исправительных работ).
Вред, причиненный при осуществлении
правосудия, возмещается в случае, если
вина судьи установлена приговором суда,
вступившим в законную силу. Что касается
вреда, причиненного органами государства,
субъекта Федерации, муниципального образования
и их должностными лицами, то он возмещается,
если действия (бездействие) были незаконными,
за счет казны РФ, ее субъекта, муниципального
образования в зависимости от статуса
должностного лица. При этом Федерация,
ее субъект, муниципальное образование,
возместившие вред из своей казны, вправе
предъявить регрессный иск к органу или
должностному лицу, причинившему вред.
Государственные и муниципальные
служащие за свои поступки могут нести
административную ответственность. Это
меры воздействия за виновные нарушения
правил государственной службы, не преследуемые
в уголовном порядке. В законодательстве
указывается, в каких случаях ответственность
государственных (и муниципальных) служащих
за проступки является дисциплинарной,
а в каких — административной.
Административные взыскания
на государственных и муниципальных служащих
налагаются теми должностными лицами,
которым они не подчинены непосредственно
по службе. Особенно часто таким взысканиям
подвергаются государственные и муниципальные
служащие со стороны надзорных и контрольных
органов. Устанавливая нарушения, эти
органы обычно применяют штрафные санкции,
налагая штраф на виновных должностных
лиц, возлагают на них обязанность возместить
причиненный ущерб. Дисциплинарные взыскания
налагаются на государственных, муниципальных
служащих по подчиненности вышестоящим
органом или начальником. Такое взыскание
может быть наложено не всяким органом
или должностным лицом, а руководителем,
имеющим право назначать на государственную
должность. Это связано с правом органа
(руководителя) увольнять с занимаемой
должности. Видами дисциплинарных взысканий
являются замечания, выговор, строгий
выговор, предупреждение о неполном служебном
соответствии, увольнение.