Понятие современного МП и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат

Краткое описание

Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие современного МП и его особенности.docx

— 438.98 Кб (Скачать файл)

 

 

5.Гос-ва и их объединения  в МП

 

Нормы МП регулируют межгос-ые отношения  =>именно гос-м отводится ряд специальных св-в. Благодаря присущим гос-ву уникальным качествам – суверенитету и полной правоспособности они способны обеспечить функционирование МП.

Гос. Суверенитет — способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. Означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам.

Каждому гос-ву присущ суверенитет. Гос-ва в силу факта существования является субъектом права, но для реализации права нужны признаки других гос-в.

Гос-во вправе ограничить свой суверенитет, либо лишить себя его.

Гос-во, войдя в состав другого гос-ва, перестает обладать гос. Суверенитетом в международно-правовом смысле.

Членство в МН организациях и других союзах и ассоциациях сохраняет за гос-м, а значит, обеспечивает их суверенитет и правосубъектность.

Соврменное МП выделяет 7 типов правомерного перехода территорий от 1 гос-ва к другому: 1) Объединение гос-в

Новое единое гос-во берет на себя все Мправа и обязательства объединенных гос-в (н-р: 1989 Йеменская арабская республика+Народная демократич-я республика Йемен=Йеменская респулика)

              2) Присоединение 1 или нескольких  гос-в к другому гос-ву

Принимающее гос-во берет на себя все права и обязанности (Н-р: ГДР+ФРГ=ФРГ в 1991г.)

              3) Присоединение части территории 1 гос-ва к другому

На основании договора цессии. Гос-ва договариваются, что в определенное время происходит переход юрисдикции, причем принятая сторона берет на себя все обязанности  локальных МД гос-ва предшественника в отношении этой территории (н-р: Гонког к Китаю от Великобритании 1997г.)

            4) Разделение гос-ва 

Возникновение на территории гос-ва –предшественника 2ух или нескольких гос-в, каждое из которых является субъектом МП. Гос-во-предшественник перестает существовать. Новообразование гос-ва принимают на себя все международно-правовые оязанности гос-ва-предшественника в отношении обязательств тех территорий, которые к ним перешли. (Н-р: 1991- распад СССР)

           5) Отделение  части территории гос-ва

На территории 1 гос-ва возникает 1 или не сколько гос-в при сохранении гос-ва-предшественника. В отношении таких гос-в новообразование берут на себя адресные и новые обязательства. (н-р: 1947г.- отделение Пакистана от Индии)

           6) Образование  нового гос-ва на частях территории 2ух или нескольких гос-в

Гос-ва-предшественники продолжают существовать, за этими гос-ми сохраняются все международно-правовые права и обязанности, в тоже время создается новое гос-во, оторое не имеет прав и обязанностей.

           7) Раздел  территории гос-ва между 2мя или  несколькими гос-ами

Несколько референдумов. Исключения касаются относительно образования гос-в в процессе деколонизации. Венские Конвенции о правопреемстве 1978 и 1983 г. Определяют выделение из колониальной зависимости гос-ва, как новые независимые гос-ва и устанавливают для них особый режим правопреемства.

 

 

 

6. Правосубъектность МО

Применительно к проблеме международной правосубъектности речь идет и может идти лишь о межгосударственных (межправительственных) международных организациях, созданных непосредственно по соглашению между государствами. Именно в соответствии с таким соглашением (уставом) международные межправительственные организации и приобретают международную правосубъектность. Оно должно наделять их определенной международной правоспособностью, т.е. Правом выступать в международных отношениях от собственного имени: заключать международные договоры с государствами и межправительственными организациями, принимать решения от собственного имени. Решения органов международных организаций, принимаемые ими от своего имени, - проявление международной правосубъектности организации в целом. Вопроса о международной правосубъектности многочисленных международных неправительственных объединений и организаций, создаваемых отдельными лицами или их объединениями, не возникает, поскольку их создатели не могут наделить такие международные объединения какими-либо правами и обязанностями в международном отношении, так как сами не обладают таким правомочием.

     Воля международных  межправительственных организаций  носит относительно самостоятельный  характер. Самостоятельность воли  проявляется в том, что после  того как организация создана  государствами, она (воля) представляет  собой уже новое качество по  сравнению с индивидуальными  волями членов организации. Эта  воля "обособлена" и от воль  других субъектов международного  права.

     Любая такая организация  может быть правомерно образована  лишь в рамках действующего  международного права. По своим  провозглашенным и фактическим  целям и деятельности она должна  отвечать требованиям общепризнанных  и общеобязательных принципов  и норм международного права.

     Можно утверждать, что  любая правомерно существующая  международная (межгосударственная) организация  есть субъект международного  права, так как ее учредительный  акт обязательно регулирует отношения  между организацией и государствами-членами  хотя бы по поводу их членства  в этой организации.

     Объем правосубъектности  международных организаций различен. В каждом конкретном случае  он устанавливается учредительным  актом организации, а также соглашениями  данной организации с государствами  и другими международными организациями.     Правосубъектность международных  межправительственных организаций является специальной. Ее объем ограничен целями международной организации. Правосубъектность международных организаций может прекратиться или измениться по воле государств-членов в результате упразднения международной организации или изменения ее правомочий, установленных международным соглашением.

 

 

7. Нации и народы как  субъекты МП. Формы самоопределения  народов.

  Одним из важнейших общепризнанных  начал современного международного  права является принцип самоопределения  народов и наций (п.2 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН). Это, однако, не означает, что любая нация или народ  должны рассматриваться в качестве  субъекта международного права. Лишь нация или народ, борющиеся  за свое освобождение и создавшие  определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным  выступать от имени нации или  народа в межгосударственных  отношениях, могут претендовать  на статус субъектов международного  права. Понятие "народ" в термине "самоопределение народов" является  более точным, чем понятие "нация", поскольку население территории  может быть многонациональным  либо еще не сложившимся в  нацию. Народ, в отношении которого  возникает проблема признания  его международной правосубъектности, - не просто население той или  иной территории, некая сумма  индивидов, на ней проживающих, а  как минимум определенная экономическая  и культурно-историческая целостность, осознающая свое единство. Если  речь идет о нации, сюда добавляется  и языковая общность.

      Анализ международных  документов, раскрывающих содержание  принципа равноправия и самоопределения  народов позволяет сделать вывод  о том, что в практике ООН  право на отделение и образование  самостоятельного государства в  качестве элемента права на  самоопределение признается за  народами несамоуправляющихся территорий (колоний и других зависимых  территорий); народами, проживающими  на территориях, имеющих, согласно  конституции того или иного  государства, право на выход (отделение); народами территорий аннексированных  после 1945 г., т.е. После принятия Устава ООН; и народами, проживающими в государстве, которое не соблюдает принцип равноправия и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.

      Иными словами, только  при соблюдении вышеперечисленных  условий народы, ведущие вооруженную  борьбу за отделение, могут считаться  субъектами международного права  на основании права на самоопределение.

Следует отметить, что колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявление в любой форме с целью получения независимости от метрополии, включая право на установление с суверенными государствами официальных отношений, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций. Одним из основных прав народа (нации) является право на международно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов международного права.

 

Формы самоопределения народов:

1)формы этнокультурного самоопределения:

- установление федеральным и  региональным законодательством  гарантий развития культуры, языков, обычаев народов и механизмов  их защиты;создание национально-культурной  автономии;

2) формы политического самоопределения:

- создание автономной административной  единицы в рамках унитарного  государства или образование  самостоятельного субъекта в  рамках федеративного государства;

- присоединение к независимому  государству, объединение с ним, участие в межгосударственном  союзе;

- сецессия - выход из состава  государства территориального, национально-территориального  или автономного образования;

- создание независимого государства.

 

 

8. Источники современного  МП: пон-ие и виды

Нормы М/НП- правила поведения,которые регулируют отношения на м/н,региональном и локальном уровнях субъектов отношений. Нормы М/НП содержаться в 2 источниках: м/н договоры и обычаи. В Статуте М/Н Суда ООН прямо указывается,что суд решает м/н споры на основании: общих принципов права,признанных цивилизованными нациями; м/н конвенций; м/н договора;м/н обычаев,как док-во всеобщей практики;судебных решений и доктрин наиболее квалифицир.ссспециалистов М/НП(с оговоркой на ст.59 Статута). Т.о. В Статуте даётся перечень не источников,а различных средств для решения споров. М/н договор- явно выраженное соглашение м/у субъектами М/НП относительно их взаимных прав и обяз-тей. Специфич.разновидностью м/н договоров явл-ся Уставы м/н орг-ций. Именно в международном договоре определяются цели его заключения, объект договора, закрепляется порядок возникновения, изменения и прекращения взаимных прав и обязанностей договаривающихся сторон, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора, иногда устанавливается ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств и другие согласованные и обязательные к исполнению положения. В настоящее время международный договор занимает в количественном отношении первое место среди основных источников международного права.Международные договоры могут быть заключены в письменной форме и устно. Подавляющее большинство международных договоров заключается в письменной форме. Устные договоры - явление чрезвычайно редкое. М/н обычай- обязательное правило поведения,которое в результате длительного и многократного применения устанавливается в м/н отношениях (напр,распределение мест в СБ ООН,признание гос-в,дипломатические нормы). В науке сущ.точка зрения,что помимо дог-ров и обычаев сущ. Источники др.рода: Декларация о предоставлении независ-ти колониальным станам и народам 1960,Декларация о принципах м/н права 1980, Заключительный Хельсинский акт СБСЕ 1975.Источниками М/НП не явл: рекомендации ГА ООН, решения СБ ООН, решения м/н суда ООН, внутреннее зак-во и решения нац.судов, доктрины и мнения ученых. (всё это вспомогательный средства,а не источники). Классификация источников. 1.По сфере действия: универсальные(общеприщнанные нормы м/н права-Устав ООН 1945,Всеобщ.Декларация о правах чел-ка), региональные (создатели-группы гос-в,напр,нормы по охране окр.среды Балтийского моря), локальные (двусторонние соглашения-дог-р о создании союзного гос-ва Россия-Белоруссия). 2. По кругу участников: двусторонние и многосторонние. 3. По юр.силе м/н правовых норм: императивные (принципы м/н права,нормы о дипломатич.иммунитетах, нормы о м/н воздуш.сообщениях, нормы о предотвращении и наказании м/н преступлений) и диспозитивные (нормы определяют согласование сторон в применении тех или иных норм,напр.нормы о правоприемстве).

 

9. Юр. Сила актов и  резолюций МО

Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН  ГА уполномочена "делать рекомендаций", а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям СБ, но сами эти решения связаны с его правоприменительной деятельностью.

Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного "законодателя". Вместе с тем государства — члены организации — могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.) И других актов. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно договор (после его подписания государствами и вступления в силу), а не резолюция, приобретает значение источника международного права. Аналогичный метод применяется и в других международных организациях универсального характера. Несколько примеров: в рамках Международного агентства по атомной энергии были приняты тексты Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986 г.), в рамках Международной организации труда — текст Конвенции о племенных и ведущих коренной образ жизни народах в независимых странах (1989 г.), в рамках Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение, незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.). Вместе с тем выделяются своей особой юридической значимостью те акты международных организаций, которым самими государствами-членами придается нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами организаций в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без создания новых форм международного права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного права.

Можно считать общепризнанной обязательную юридическую силу норм резолюции ГА ООН от 14 декабря 1960 г. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам". Этот акт не ограничивался подтверждением или толкованием действовав¬ших в то время международно-правовых норм, а в соответст¬вии с целями и принципами Устава ООН установил новые им¬перативные нормы относительно полного запрещения колониа¬лизма и обязанности немедленного предоставления независи¬мости народам колоний. Это означало новое, по сравнению с гл. XI—XIII Устава ООН, решение вопросов, затрагивающих статус несамоуправляющихся территорий и международной системы опеки. Примечательно, что в последующих документах ООН и в актах нашего государства ссылки на положения Дек¬ларации равнозначны по юридической характеристике ссыл¬кам на международные договоры.

Информация о работе Понятие современного МП и его особенности