Понятие современного МП и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат

Краткое описание

Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие современного МП и его особенности.docx

— 438.98 Кб (Скачать файл)
  • М/н договор,
  • Международно-правовой обычай,
  • Акты м/н конференций и совещаний,
  • Резолюции м/н организаций.

Два последних источника некоторые ученые называют «мягким правом», под чем подразумевается отсутствие свойства юридической обязательности.

Статут М/н суда ООН в статье 38 не упоминает о резолюциях (решениях) м/н организаций в списке источников м/н права. Однако надо иметь в виду, что Статут носит функциональный характер, закрепляет создание межгосударственного института — М/н суда ООН и устанавливает правила, обязательные только для этого института.

Согласно учредительным документам (уставам) большинства межправительственных организаций последние имеют право заключать м/н договоры, а также регламентировать м/н отношения посредством своих резолюций.

Многие ученые считают, что некоторые резолюции Генеральной Ассамблеи ООН являются юридически обязательными, хотя согласно Уставу ООН решения Генеральной Ассамблеи носят рекомендательный характер. Вместе с тем ряд резолюций конкретизирует нормы МП и даже содержит новые нормы.

Так, например, при принятии Генеральной Ассамблеей ООН в 1963 году Декларации о правовых принципах, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, представители СССР и США заявили, что они будут следовать положениям этой Декларации. По их мнению она отражает МП, как оно признано членами ООН. Впоследствии на основе этой Декларации был разработан Договор по космосу 1967 года.

Как уже было сказано, согласно Уставу ООН резолюции ГА ООН носят характер рекомендаций. Было бы, однако, неправильно полагать, будто такие резолюции являются лишь пожеланиями. Они обладают морально-политической силой, и государствам непросто их игнорировать. Кроме того, соблюдение обязательств по Уставу предполагает и уважительное отношение к принимаемым Ассамблеей резолюциям.

 

Также следует отметить, что для всех органов ООН, кроме Совета Безопасности и Международного суда, рекомендации ГА ООН являются обязательными. Так, в ст. 66 Устава говорится, что ЭКОСОС осуществляет функции, которые входят в его компетенцию в связи с выполнением рекомендаций Ассамблеи.

 

 

18. Генеральная  Ассамблея ООН и международная  безопасность

Право международной безопасности - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют взаимодействие субъектов этого права в целях обеспечения мира и безопасности.

Основные цели и принципы права международной безопасности являются одновременно целями и принципами международного права в целом, что характеризует место этой отрасли в системе международного права. Основополагающим актом права международной безопасности, как и всего международного права, является Устав ООН. В нем сформулирована главная цель - "поддерживать международный мир и безопасность".

Устав ООН среди наиболее важных направлений деятельности ГА ООН указал, что Ассамблея правомочна:

  1. Рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принципы разоружения, и делать соответствующие рекомендации членам и Совету Безопасности.
  2. Ассамблея может обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира, поставленные перед ней не только членами или Советом Безопасности, но и государствами-нечленами.
  3. Ассамблея может рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами. Сюда отнесены и ситуации, возникающие в результате нарушения положений Устава, излагающих цели и принципы ООН. Тем самым подтверждается высокое положение целей и принципов в системе норм.

А главная цель, указанная в Уставе - "поддерживать международный мир и безопасность". Основные принципы права международной безопасности - это принципы мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. Во имя осуществления этих принципов Устав обязывает государства оказывать ООН всемерную помощь в ее действиях и воздерживаться от оказания помощи любому государству, против которого она предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

Более того, Устав предоставил ООН беспрецедентное право обеспечивать, чтобы и государства, не состоящие ее членами, действовали в соответствии с указанными принципами в той мере, в какой это необходимо для поддержания международного мира и безопасности (п. 6 ст. 2).

Не только указанные, но и иные принципы международного права образуют фундамент права международной безопасности. Это положение специально подчеркивалось Генеральной Ассамблеей ООН.

Уважение прав человека, демократия имеют первостепенное значение для предотвращения угрозы миру. Каждый человек имеет право на жизнь, а государство и международное сообщество в целом должны обеспечить международный порядок, при котором это право может быть осуществлено (ст. Ст. 3 и 28 Всеобщей декларации прав человека). Из этого вытекает право человека на мир, которое связано с правом на мир народа и государства. В Декларации о праве народов на мир 1984 г. Генеральная Ассамблея сформулировала "священное право народов на мир", обеспечение которого является коренным обязательством государств.

Важным инструментом поддержания мира становятся миротворческие операции ООН. Их деятельность регулируется принятой на основе Устава ООН серией резолюций Генеральной Ассамблеи, которая регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях. Необходимость такого рода регулирования определяется двумя моментами.

Во-первых, миротворческие операции приобрели значительный размах.

Во-вторых, они прямо не предусмотрены Уставом ООН, а вытекают из его общих целей и принципов.

 

Из сказанного видно, сколь широка компетенция Ассамблеи в области международной безопасности. Она охватывает не только ситуации, угрожающие миру, но и широкий круг ситуаций иного рода, разумеется, за исключением тех, что рассматриваются Советом Безопасности.

 

 

  1. Совет Безопасности ООН: структура и процедура голосования.

19. Совет Безопасности  ООН — постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Относится к числу шести «главных органов» ООН.

СБ ООН организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно, для этой цели каждый из его членов должен быть всегда представлен в Центральных учреждениях ООН.

Совет Безопасности занимает уникальное положение не только в ООН, но и во всей системе международных организаций. Прежде всего потому, что на него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Несмотря на то, что Совет Безопасности - орган ограниченного представительства (в нем представлено менее 10% общего числа членов ООН), государства-члены согласились, что при исполнении своих обязанностей Совет "действует от их имени" (п. 1 ст. 24 Устава ООН). Иными словами, Совет Безопасности самостоятельно предпринимает действия, которые рассматриваются как действия ООН.

Состав СБ ООН

В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • Пять — от государств Африки и Азии;
  • Один — от государств Восточной Европы;
  • Два — от государств Латинской Америки;
  • Два — от государств Западной Европы и других государств .

Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.

Постоянные члены

Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето».

  • Великобритания
  • Китай, до 25 октября 1971 года место занимала Китайская Республика
  • Россия, до 24 декабря 1991 года — СССР
  • США
  • Франция

Непостоянные члены

В настоящее время непостоянными членами СБ ООН являются:

2011—2012

2012—2013

Германия

Гватемала

Индия

Марокко

Колумбия

Пакистан

Португалия

Того

ЮАР

Азербайджан


В исторической перспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались: Бразилия, Япония — по 20 лет в качестве члена СБ.

 

Структура СБ ООН:

  • Постоянные комитеты

В настоящее время существуют три таких комитета, в каждый из которых входят представители всех государств — членов Совета Безопасности. 

• Комитет экспертов Совета Безопасности

• Комитет по приему новых членов

• Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений

 

  • Комитеты открытого состава

Эти комитеты, в состав которых входят все члены Совета, учреждаются по мере необходимости и проводят закрытые заседания. 

• Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности   • Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года • Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки

 

  • Комитеты по санкциям

На основании главы VII Устава Совет Безопасности может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие меры могут быть самыми различными: от экономических санкций до международных военных действий.  
Совет прибегает к обязательным санкциям в качестве средства принуждения, когда возникает угроза миру и когда дипломатические усилия не дают результата. Tакие санкции вводились в 18 случаях: в отношении Анголы, Афганистана, Гаити, Демократической Республики Конго, Ирака, Корейской Народно-Демократической Республики, Кот-д'Ивуара, Либерии, Ливана, Ливии, Руанды, Сомали, Судана, Сьерра-Леоне, Эритреи и Эфиопии, бывшей Югославии (включая Косово), Южной Африки и Южной Родезии.

В арсенал санкций входят всеобъемлющие экономические и торговые санкции и/или такие более конкретные меры, как эмбарго на поставки оружия, запрещение въезда или проезда, финансовые или дипломатические ограничения.

 

  • Рабочие группы

 • Рабочая группа по операциям по поддержанию мира

• Специальная рабочая группа по предотвращению и разрешению конфликтов в Африке

• Рабочая группа, учрежденная резолюцией 1566 (2004) (рассмотрение и представление Совету рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»)

• Рабочая группа по вопросу о детях и вооруженных конфликтах

• Рабочая группа по документации и другим процедурным вопросам  

 

Процедура голосования СБ ООН:

Решения по процедурным вопросам принимаются большинством в девять голосов. По другим вопросам также необходимо собрать не менее девяти голосов, но это число должно обязательно включать голоса постоянных членов. Неучастие в голосовании постоянного члена на препятствует принятию решения. Такова формула принципа единогласия великих держав, который служит одной из основ Совета Безопасности. Вместе с тем, используя право вето, любой постоянный член может воспрепятствовать принятию резолюции <*>.

--------------------------------

<*> Так, в ноябре 1996 г. 14 членов Совета Безопасности поддержали кандидатуру Бутроса Гали на пост Генерального секретаря ООН. Против высказались только США. Решение принято не было. В итоге новым Генеральным секретарем был избран Кофи Аннан.

 

Принцип единогласия постоянных членов отражает реальное положение дел в мире. Только единство великих держав способно обеспечить мир и безопасность. Об осознании этого положения свидетельствует анализ результатов голосования в Совете Безопасности, обнаруживающий определенную тенденцию. С 1946 по 1990 гг. Постоянные члены применяли вето 279 раз, а с 1990 по 1995 гг. - лишь дважды.

 

 

20. Совет Безопасности  ООН: компетенция и порядок принятия  решений.

Компетенция:

Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями: 

  • Поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
  • Расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
  • Выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
  • Вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
  • Призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
  • Предпринимать военные действия против агрессора;
  • Выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
  • Осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;
  • Выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

Информация о работе Понятие современного МП и его особенности