Понятие современного МП и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат

Краткое описание

Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие современного МП и его особенности.docx

— 438.98 Кб (Скачать файл)

11. Если после первого заседания, созванного для выборов, одно  или несколько мест окажутся  незаполненными, состоится второе, а в случае надобности, и третье  заседание.

12. Члены Суда избираются на  девять лет и могут быть  переизбраны, с тем, однако, что срок  полномочий пяти судей первого  состава Суда истекает через  три года, а срок полномочий  еще пяти судей — через шесть  лет. 

 

  1. 23. Международный суд ООН: компетенция и юридическая сила решений.

МС ООН:

  • Рассматривает споры между государствами. Решения суда принимаются большинством голосов присутствующих на заседании судей при кворуме не менее 9 членов. Решения обязательны лишь для участвующих в споре государств и лишь по данному делу. Решения М. С. ООН окончательны и обжалованию не подлежат.

Важно отметить, что МС может рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующие государства определенным образом дали согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде (принцип согласия сторон). Это основополагающий принцип, регулирующий разрешение международных споров, поскольку государства являются суверенными и имеют свободу выбирать средства разрешения споров между ними.

Государство может выразить свое согласие следующими тремя разными способами:

  • Специальное соглашение: два или более государств — сторон спора по тому или иному конкретному вопросу могут достичь соглашения относительно его совместного представления Суду и заключить специальное соглашение с этой целью;
  • Статья в договоре: в нескольких договорах содержатся статьи (известные как юрисдикционные статьи), в которых государство-участник заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора с другим государством-участником относительно толкования или применения договора в будущем;
  • Одностороннее заявление: государства — участники Статута Суда могут сделать одностороннее заявление о признании юрисдикции Суда обязательной в отношении любого другого государства, взявшего на себя такое же обязательство. Благодаря этой так называемой системе «факультативной оговорки» сложилась группа государств, которые на взаимной основе наделили Суд юрисдикцией решать споры между ними, которые могут возникнуть в будущем. Каждое государство, принадлежащее к этой группе, имеет, в принципе, право возбуждать в Суде дело против любого другого государства, входящего в эту группу. Заявления могут быть ограниченными по времени и содержать оговорки или исключать определенные категории споров. Они передаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Следует отметить, что из пяти постоянных членов Совета Безопасности лишь один (Соединенное Королевство) сделал такое заявление, которое в настоящее время действует. Ранее это сделали Франция и Соединенные Штаты, однако они отозвали его, в то время как Китай и Россия никогда не делали такие заявления.
  • МС ООН выносит консультативные заключения по запросу Ассамблеи и Совета Безопасности. За истекшие годы было вынесено свыше 20 заключений. Они касались членства в ООН, толкования договоров, компетенции Ассамблеи, статуса Намибии и др. Заключения носят рекомендательный характер. Правом запрашивать консультативное заключение Суда обладают пять органов ООН и 16 специализированных учреждений системы ООН.
  • Генеральная Ассамблея (по любом юридическому вопросу)
  • Совет Безопасности (по любому юридическому вопросу)
  • Экономический и Социальный Совет  (получили право запрашивать консультативные заключения по решению Генеральной Ассамблеи; по юридическим вопросам, возникающим в пределах их сферы деятельности)
  • Совет по опеке (по юридическим вопросам, возникающим в пределах их сферы деятельности)
  • Секретариат (по юридическим вопросам, возникающим в пределах их сферы деятельности)
  • Шестнадцать специализированных учреждений получили на это право от Генеральной Ассамблеи в соответствии с соглашениями, регулирующими их отношения с Организацией Объединенных Наций (также только по юридическим вопросам, возникающим в пределах их сферы деятельности).

Соотношение компетенции Совета Безопасности как политического органа с компетенцией Международного суда как органа судебного:

Совет обладает предоставленными ему функциями политического характера, в то время как Суд выполняет чисто судебные функции, и оба органа поэтому осуществляют свои разные, но взаимодополняющие функции в отношении одних и тех же событий. Из этого следует, что на Суд не распространяется ст. 12, запрещающая Ассамблее принимать резолюции по спорам, находящимся на рассмотрении Совета Безопасности.

 

Возможность контроля со стороны Международного суда за правомерностью актов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности:

Устав не предусматривает такой возможности, но и не исключает ее. Международный суд счел, что он не обладает правом осуществлять судебный контроль или быть апелляционной инстанцией в отношении решений других органов ООН. Вместе с тем он не раз высказывал свое мнение о соответствии международному праву решений того же Совета Безопасности.

Юридическая сила решений:

В Статуте Международного Суда заложены несколько вариантов признания за ним обязательной юрисдикции. 1. Так, государство может выступить с соответствующим заявлением либо 2. Являться участником двустороннего международного соглашения, содержащего положения об обязательной юрисдикции. К ним относятся мирные договоры, договоры о мире и сотрудничестве, о разграничении морских пространств. Таким образом, обязательная юрисдикция Международного Суда в договорном плане признается государством либо в целом, либо с оговоркой, либо по конкретным категориям международных споров.

Широко применяемая практика оговорок с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного Суда существенно сужает пределы действия последней.

В юридической литературе обычно выделяются четыре вида оговорок, которые, по сути дела, являются обычными нормами международного права. Речь идет об изъятии из обязательной юрисдикции Суда споров, возникающих по поводу ситуации или фактов, 1.имевших место до принятия заявления; 2.об условии взаимности; 3.о неподсудности споров, по существу входящих во внутреннюю компетенцию государства; 4.о частичном изъятии из обязательной юрисдикции Суда споров, связанных с выполнением и толкованием многосторонних конвенций.

Таким образом, несмотря на относительно низкий уровень признания обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, последний все-таки наделяется в ряде случаев довольно широкими полномочиями, которые свидетельствуют о больших потенциальных возможностях Суда в деле разрешения межгосударственных споров.

 

 

  1. Международный суд ООН: принципы организации и деятельности.
  • Суд заседает постоянно. Он не имеет фиксированных перерывов, хотя обычно прерывается на часть лета и в конце года.
  • Помимо открытых заседаний, которые представляют собой видимую часть их работы, члены Суда участвуют в большом числе внутренних заседаний разного рода: обсуждениях, заседаниях, посвященных зачитыванию проектов решений, административных заседаниях и заседаниях комитетов.
  • Работает ли Суд лишь на пленарных заседаниях? Нет. Суд обычно выполняет свои функции в полном составе (кворум составляет девять судей, исключая судей ad hoc. (Для проведения пленарного заседания необходим кворум из десяти судей). Однако МС ООН может также создавать постоянные или временные (ad hoc) камеры.
  • В Статуте предусматривается, что Суд ежегодно назначает пять судей (Председателя и Вице-Председателя) для образования Камеры упрощенного производства в целях ускорения разрешения дел. Суд может также образовывать одну или несколько камер в составе по меньшей мере трех судей для разбора определенных категорий дел. Эти камеры являются постоянными.
  • В Статуте также предусматривается, что Суд может образовать камеру ad hoc.
  • Дело в том, что государство, которое является стороной по рассматриваемому делу и не имеет в составе судей своего гражданина, может выбрать судью ad hoc для этого конкретного дела. Это является правом стороны, а не его обязанностью. При этом такой судья не обязательно должен являться гражданином этого государства. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев судьи ad hoc не являются гражданами государства, которое его назначило.
  • Решения, вынесенные камерами, считаются решениями самого Суда.
  • Суд может поручить любому лицу или органу по своему выбору задачу проведения расследования или вынесения экспертного заключения. Он может также посетить место, где имеет место спор.
  • Источники права, которые применяет Суд, определены в статье 38 его Статута:
  1. Международные конвенции и договоры;
  1. Международный обычай;
  2. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  3. Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.

Кроме того, если стороны достигнут согласия, Суд может решать дело на основе ex aequo et bono, т. Е. Не ограничивая себя действующими нормами международного права.

  • Официальными языками Суда являются французский и английский. Если стороны согласны на ведение дела на французском языке, то решение выносится на французском языке. Если стороны согласны на ведение дела на английском языке, то решение выносится на английском языке. 
  • Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. 
  • Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. 
  • Суд ведет Общий Список. Общий список Суда — это реестр, в котором представленные на рассмотрение Суда дела перечисляются в хронологическом порядке. Список включает в себя, среди прочего, название дела, стороны, дату, когда дело было представлено на рассмотрение Суда, сроки, установленные для подачи состязательных бумаг, дату слушаний, какие-либо побочные разбирательства и решение по делу.

 

 

25. Соотношение  компетенции Генеральной Ассамблеи  и Совета Безопасности  ООН.

Устав  ООН  строго  очерчивает  компетенцию  Совета  Безопасности ООН  и  отграничивает  ее  от  компетенции  других  главных  органов ООН. Весьма  большое  значение  имеет  отграничение  компетенции Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи.  
1. Прежде  всего,  соотношение  компетенции  Совета  Безопасности  и Генеральной Ассамблеи и отграничение компетенции одного органа от другого прослеживаются уже из общего определения функций и полномочий  каждого  из  названных  органов,  изложенных соответственно в пп.1 и 2 ст.24 и ст.10 Устава ООН. В то время как Совет  Безопасности  ООН  наделен  действенными  функциями  и полномочиями  принимать  решения  и  предпринимать  действия  по вопросам,  затрагивающим  поддержание  международного  мира  и безопасности,  функции  и  полномочия  Генеральной  Ассамблеи заключаются  в  принятии  рекомендаций  и  обсуждении  этих  же вопросов.  Генеральная  Ассамблея  ООН  может  принимать  
рекомендации,  то  есть  юридические  акты,  исполнение  которых зависит  от  добровольного  согласия  членов  ООН  и  которые  не являются для них юридически обязательными.  
Помимо рекомендаций Совет Безопасности принимает решения, то есть  юридические   акты,  имеющие  обязательную  силу  для  всех членов ООН (ст.25), и предпринимает на основе указанных решений реальные  эффективные  действия (включая  действия  военно-воздушными,  военно-морскими  и  сухопутными  силами).  Таким образом,  в  самом  Уставе  подчеркивается,  что  в  осуществлении основной  цели ООН -  сохранение  и  поддержание международного  
мира и безопасности - центр тяжести всей оперативно-политической деятельности  ООН  лежит  на  ее  центральном  органе -  Совете Безопасности.  
2. Разграничение  компетенции  Совета  Безопасности  и  Генеральной Ассамблеи проводится Уставом ООН и по линии предоставления в распоряжение  каждого из этих органов соответствующих средств и мер  по  поддержанию  международного  мира  и  безопасности.  В  то  
время  как  в  распоряжение  Совета  Безопасности  Уставом  ООН предоставлен обширный арсенал средств и мер для осуществления им «главной  ответственности»  за  поддержание  международного мира  и  безопасности (право  проводить  расследование  любого спора  или  ситуации,  которые  могут  привести  к  международным трениям  или  вызвать  спор,  согласно  ст.34;  определять существование  любой  угрозы  миру,  любого  нарушения  мира  или  
акта агрессии по ст.39; принимать временные меры в соответствии со  ст.40;  принимать  меры,  не  связанные  с  использованием вооруженных  сил  или  связанные  с  использованием  вооруженных сил,  согласно  ст.41 и 42, и др.),  Генеральная Ассамблея,  согласно Уставу, может  только  обсудить  вопрос  и  рекомендовать (с  учетом ограничений,  предусмотренных  п.1  ст.12)  некоторые  меры  с изъятиями,  предусмотренными Уставом (в  частности,  главами VI  и   
VII).   
3. Другое  существенное  ограничение  полномочий  Генеральной Ассамблеи  в  пользу  Совета  Безопасности  содержится  в  п.1  ст.12 Устава,  согласно  которому  Генеральная  Ассамблея  не  может делать  каких-либо  рекомендаций  по  любому  спору  или  ситуации, когда Совет  Безопасности  осуществляет  в  отношении  этого  спора или  ситуации  возложенные  на  него Уставом функции,  если  только Совет не запросит ее об этом. 

Таким  образом,  сравнение  компетенции  Совета  Безопасности  и Генеральной  Ассамблеи  даже  в  общем  плане  показывает,  что возможности и средства Совета Безопасности в деле поддержания   международного  мира  и  безопасности  намного  шире,  чем Генеральной  Ассамблеи,  а  принимаемые  Советом  решения обладают несравненно большей правовой силой, чем рекомендации Генеральной Ассамблеи.

 

26. ЭКОСОС ООН

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст. 61), причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом. Большая работа в рамках ЭКОСОС проводится по подготовке исследований, составлению докладов по международным вопросам в экономической, экологической и социальной областях, в сфере культуры, образования, здравоохранения, поощрения, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод.

В круг ведения ЭКОСОС входят созыв многочисленных международных конференций, подготовка для представления Генеральной Ассамблее проектов конвенций по различным вопросам межгосударственного сотрудничества, проведение переговоров со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН. Совет наделен полномочиями согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и делать рекомендации таким учреждениям, а также Генеральной Ассамблее и членам ООН.

ЭКОСОС может оказывать услуги, одобренные Генеральной Ассамблеей, членам ООН и специализированным учреждениям по просьбе последних, а равно консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета. ЭКОСОС уполномочивается представлять Совету Безопасности информацию и, по предложению Совета Безопасности, обязан ему помогать.

ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну организационную и две регулярные сессии. Начиная с 1992 года Совет собирается на одну 4- или 5-недельную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются и представляют доклады Совету. ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин и Комиссию по наркотическим средствам. К числу вспомогательных органов относятся 5 региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки (со штаб-квартирой в Аддис-Абебе), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок), Европейская экономическая комиссия (Женева), Экономическая комиссия для Латинской Америки (Сантьяго) и Экономическая комиссия для Западной Азии (Багдад). Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает 6 постоянных комитетов: по программе и координации; по природным ресурсам; по транснациональным корпорациям; по населенным пунктам; по неправительственным организациям и по переговорам с межправительственными учреждениями. Кроме того, ЭКОСОС создал ряд постоянных экспертных органов по таким вопросам, как предупреждение преступности и борьба с ней, планирование развития, договоры о налогах между развитыми и развивающимися странами, перевозка опасных грузов.

Информация о работе Понятие современного МП и его особенности