Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат
Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.
11. Если после первого заседания, созванного для выборов, одно или несколько мест окажутся незаполненными, состоится второе, а в случае надобности, и третье заседание.
12. Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей — через шесть лет.
МС ООН:
Важно отметить, что МС может рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующие государства определенным образом дали согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде (принцип согласия сторон). Это основополагающий принцип, регулирующий разрешение международных споров, поскольку государства являются суверенными и имеют свободу выбирать средства разрешения споров между ними.
Государство может выразить свое согласие следующими тремя разными способами:
Соотношение компетенции Совета Безопасности как политического органа с компетенцией Международного суда как органа судебного:
Совет обладает предоставленными ему функциями политического характера, в то время как Суд выполняет чисто судебные функции, и оба органа поэтому осуществляют свои разные, но взаимодополняющие функции в отношении одних и тех же событий. Из этого следует, что на Суд не распространяется ст. 12, запрещающая Ассамблее принимать резолюции по спорам, находящимся на рассмотрении Совета Безопасности.
Возможность контроля со стороны Международного суда за правомерностью актов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности:
Устав не предусматривает такой возможности, но и не исключает ее. Международный суд счел, что он не обладает правом осуществлять судебный контроль или быть апелляционной инстанцией в отношении решений других органов ООН. Вместе с тем он не раз высказывал свое мнение о соответствии международному праву решений того же Совета Безопасности.
Юридическая сила решений:
В Статуте Международного Суда заложены несколько вариантов признания за ним обязательной юрисдикции. 1. Так, государство может выступить с соответствующим заявлением либо 2. Являться участником двустороннего международного соглашения, содержащего положения об обязательной юрисдикции. К ним относятся мирные договоры, договоры о мире и сотрудничестве, о разграничении морских пространств. Таким образом, обязательная юрисдикция Международного Суда в договорном плане признается государством либо в целом, либо с оговоркой, либо по конкретным категориям международных споров.
Широко применяемая практика оговорок с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного Суда существенно сужает пределы действия последней.
В юридической литературе обычно выделяются четыре вида оговорок, которые, по сути дела, являются обычными нормами международного права. Речь идет об изъятии из обязательной юрисдикции Суда споров, возникающих по поводу ситуации или фактов, 1.имевших место до принятия заявления; 2.об условии взаимности; 3.о неподсудности споров, по существу входящих во внутреннюю компетенцию государства; 4.о частичном изъятии из обязательной юрисдикции Суда споров, связанных с выполнением и толкованием многосторонних конвенций.
Таким образом, несмотря на относительно низкий уровень признания обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, последний все-таки наделяется в ряде случаев довольно широкими полномочиями, которые свидетельствуют о больших потенциальных возможностях Суда в деле разрешения межгосударственных споров.
Кроме того, если стороны достигнут согласия, Суд может решать дело на основе ex aequo et bono, т. Е. Не ограничивая себя действующими нормами международного права.
25. Соотношение
компетенции Генеральной
Устав ООН строго очерчивает компетенцию
Совета Безопасности ООН и отграничивает
ее от компетенции других главных органов
ООН. Весьма большое значение имеет отграничение
компетенции Совета Безопасности ООН
и Генеральной Ассамблеи.
1. Прежде всего, соотношение компетенции
Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи
и отграничение компетенции одного органа
от другого прослеживаются уже из общего
определения функций и полномочий каждого
из названных органов, изложенных соответственно
в пп.1 и 2 ст.24 и ст.10 Устава ООН. В то время
как Совет Безопасности ООН наделен действенными
функциями и полномочиями принимать решения
и предпринимать действия по вопросам,
затрагивающим поддержание международного
мира и безопасности, функции и полномочия
Генеральной Ассамблеи заключаются в
принятии рекомендаций и обсуждении этих
же вопросов. Генеральная Ассамблея ООН
может принимать
рекомендации, то есть юридические акты,
исполнение которых зависит от добровольного
согласия членов ООН и которые не являются
для них юридически обязательными.
Помимо рекомендаций Совет Безопасности
принимает решения, то есть юридические
акты, имеющие обязательную силу для всех
членов ООН (ст.25), и предпринимает на основе
указанных решений реальные эффективные
действия (включая действия военно-воздушными,
военно-морскими и сухопутными силами).
Таким образом, в самом Уставе подчеркивается,
что в осуществлении основной цели ООН
- сохранение и поддержание международного
мира и безопасности - центр тяжести всей
оперативно-политической деятельности
ООН лежит на ее центральном органе - Совете
Безопасности.
2. Разграничение компетенции Совета Безопасности
и Генеральной Ассамблеи проводится Уставом
ООН и по линии предоставления в распоряжение
каждого из этих органов соответствующих
средств и мер по поддержанию международного
мира и безопасности. В то
время как в распоряжение Совета Безопасности
Уставом ООН предоставлен обширный арсенал
средств и мер для осуществления им «главной
ответственности» за поддержание международного
мира и безопасности (право проводить
расследование любого спора или ситуации,
которые могут привести к международным
трениям или вызвать спор, согласно ст.34;
определять существование любой угрозы
миру, любого нарушения мира или
акта агрессии по ст.39; принимать временные
меры в соответствии со ст.40; принимать
меры, не связанные с использованием вооруженных
сил или связанные с использованием вооруженных
сил, согласно ст.41 и 42, и др.), Генеральная
Ассамблея, согласно Уставу, может только
обсудить вопрос и рекомендовать (с учетом
ограничений, предусмотренных п.1 ст.12)
некоторые меры с изъятиями, предусмотренными
Уставом (в частности, главами VI и
VII).
3. Другое существенное ограничение полномочий
Генеральной Ассамблеи в пользу Совета
Безопасности содержится в п.1 ст.12 Устава,
согласно которому Генеральная Ассамблея
не может делать каких-либо рекомендаций
по любому спору или ситуации, когда Совет
Безопасности осуществляет в отношении
этого спора или ситуации возложенные
на него Уставом функции, если только Совет
не запросит ее об этом.
Таким образом, сравнение компетенции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи даже в общем плане показывает, что возможности и средства Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности намного шире, чем Генеральной Ассамблеи, а принимаемые Советом решения обладают несравненно большей правовой силой, чем рекомендации Генеральной Ассамблеи.
26. ЭКОСОС ООН
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст. 61), причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.
ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом. Большая работа в рамках ЭКОСОС проводится по подготовке исследований, составлению докладов по международным вопросам в экономической, экологической и социальной областях, в сфере культуры, образования, здравоохранения, поощрения, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод.
В круг ведения ЭКОСОС входят созыв многочисленных международных конференций, подготовка для представления Генеральной Ассамблее проектов конвенций по различным вопросам межгосударственного сотрудничества, проведение переговоров со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН. Совет наделен полномочиями согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и делать рекомендации таким учреждениям, а также Генеральной Ассамблее и членам ООН.
ЭКОСОС может оказывать услуги, одобренные Генеральной Ассамблеей, членам ООН и специализированным учреждениям по просьбе последних, а равно консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета. ЭКОСОС уполномочивается представлять Совету Безопасности информацию и, по предложению Совета Безопасности, обязан ему помогать.
ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну организационную и две регулярные сессии. Начиная с 1992 года Совет собирается на одну 4- или 5-недельную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются и представляют доклады Совету. ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин и Комиссию по наркотическим средствам. К числу вспомогательных органов относятся 5 региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки (со штаб-квартирой в Аддис-Абебе), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок), Европейская экономическая комиссия (Женева), Экономическая комиссия для Латинской Америки (Сантьяго) и Экономическая комиссия для Западной Азии (Багдад). Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает 6 постоянных комитетов: по программе и координации; по природным ресурсам; по транснациональным корпорациям; по населенным пунктам; по неправительственным организациям и по переговорам с межправительственными учреждениями. Кроме того, ЭКОСОС создал ряд постоянных экспертных органов по таким вопросам, как предупреждение преступности и борьба с ней, планирование развития, договоры о налогах между развитыми и развивающимися странами, перевозка опасных грузов.
Информация о работе Понятие современного МП и его особенности