Понятие современного МП и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат

Краткое описание

Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие современного МП и его особенности.docx

— 438.98 Кб (Скачать файл)

Решения Совета по определенным вопросам обладают юридически обязательной силой. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что Совет Безопасности является главным исполнительным органом ООН. Если в результате обсуждения Ассамблеей вопроса, относящегося к поддержанию мира, окажется необходимым предпринять те или иные действия, то такой вопрос передается Совету Безопасности.

ООН обеспечивает такой порядок, чтобы государства, даже не являющиеся ее членами, действовали в соответствии с принципами Устава в той мере, в какой это необходимо для поддержания международного мира и безопасности (п. 6 ст. 2 Устава). Естественно, в осуществлении этой нормы решающая роль принадлежит Совету.

Порядок принятия решения проистекает из Правил Процедуры Совета Безопасности ООН:

1. Совет Безопасности организуется  таким образом, чтобы он мог  функционировать непрерывно. Для  этой цели каждый член Совета  Безопасности должен быть всегда  представлен в месте пребывания  Организации Объединенных Наций. 

2. Совет Безопасности собирается  на периодические заседания, на  которых каждый из его членов  может, по своему желанию, быть  представлен или членом правительства  или каким-либо другим особо  назначенным представителем. 

3. Заседания Совета Безопасности  могут происходить не только  в месте пребывания Организации, но и во всяком другом месте, которое, по мнению Совета, более  способствует его работе. 

4. Заседания Совета Безопасности, за исключением периодических  заседаний, предусмотренных правилом 4, созываются Председателем в  любое время, когда последний  считает это необходимым, но промежуток  между заседаниями должен быть  не более 14 дней.

5. Председатель созывает заседание  Совета Безопасности по требованию  любого члена Совета Безопасности.

6. Генеральный секретарь немедленно  доводит до сведения всех представителей  в Совете Безопасности все  сообщения, исходящие от государств, органов Организации Объединенных  Наций или Генерального секретаря, относительно любого вопроса, подлежащего  рассмотрению Советом Безопасности  в соответствии с положениями  Устава.

7. Предварительная повестка дня  каждого заседания Совета Безопасности  составляется Генеральным секретарем  и одобряется Председателем Совета  Безопасности.  
В предварительную повестку дня могут быть включены лишь те вопросы, которые были доведены до сведения представителей в Совете Безопасности в соответствии с правилом 6, вопросы, предусмотренные правилом 10, или вопросы, которые Совет Безопасности ранее решил отложить.

8. Предложение или проект резолюции, внесенные каким-либо представителем  в Совете Безопасности, не требуют  выступлений в их поддержку  перед постановкой на голосование.

9. Любой член Организации Объединенных  Наций, который не является членом  Совета Безопасности, может быть  приглашен по решению Совета  Безопасности принять участие  без права голоса в обсуждении  любого вопроса, внесенного в  Совет Безопасности, когда Совет  Безопасности находит, что интересы  этого члена Организации специально затронуты, когда член Организации доводит до сведения Совета Безопасности о каком-либо вопросе в соответствии со статьей 35 (1) Устава.

10. Голосование в Совете Безопасности  проводится согласно соответствующим  статьям Устава и Статута Международного  Суда.

Статья 27 Устава ООН

1. Каждый член Совета Безопасности  имеет один голос. 

2. Решения Совета Безопасности  по вопросам процедуры считаются  принятыми, когда за них поданы  голоса девяти членов Совета. 

3. Решения Совета Безопасности  по всем другим вопросам считаются  принятыми, когда за них поданы  голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех  постоянных членов Совета, причем  сторона, участвующая в споре, должна  воздержаться от голосования  при принятии решения

 

 

21. Совет Безопасности  и миротворческие силы ООН.

Совету Безопасности ООН отведена главная роль в мирном разрешении споров (гл. VI). Специальная глава Устава посвящена действиям Совета в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (гл. VII).

Установив наличие угрозы миру, Совет Безопасности может вынести рекомендацию, но вправе и принять решение о мерах принуждения к правонарушителю. Устав предусматривает применение невоенных и военных мер. Они применяются государствами по решению Совета. К первым отнесены полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41). Перечень этот примерный, а не исчерпывающий.

В случае если Совет Безопасности сочтет, что невоенные меры недостаточны, он может применить воздействие вооруженными силами, которые включают демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств-членов (ст. 42). Соответственно члены обязаны предоставить в распоряжение Совета Безопасности необходимые вооруженные силы и обеспечить их деятельность. То есть, Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) — вооружённые контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. Д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

С государствами-членами, которые выделяют миротворческие силы, заключаются специальные соглашения. Для оказания помощи Совету Безопасности в осуществлении этих мер был учрежден Военно-Штабной Комитет, состоящий из представителей штабов постоянных членов. До окончания холодной войны комитет существовал формально. Однако в 1990 г. Он проявил себя в ходе применения санкций в отношении Ирака.

Как уже было сказано, Совет Безопасности вправе применять вооруженные силы для осуществления своих решений об устранении угрозы миру или любого его нарушения. Речь идет о военном принуждении. Оно может выражаться в участии в сражениях, в силовом разделении воюющих сторон и т.п.

В отличие от этого миротворчество означает операции вооруженных сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемые с согласия основных воюющих сторон и предназначенные для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии. Цель - поддержка дипломатических усилий во имя достижения политического урегулирования спора. Таким образом, под миротворчеством понимается применение многонациональных сил под командованием ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между странами.

Миротворческие силы ООН характеризуются следующими чертами:

- их персонал предоставляется  и оснащается государствами-членами;

- миротворческие силы  применяются по решению Совета  Безопасности и в рамках этого  решения;

- миротворческие силы  действуют под флагом ООН;

- миротворческие силы  используются при наличии желания  сторон в конфликте его прекратить;

- миротворческие силы  подчиняются Генеральному секретарю  ООН.

Миротворческие силы были применены уже в 1948 г. По решению Совета Безопасности на разные участки границы еврейского государства были направлены группы наблюдателей для контроля за перемирием, предписанным решением Совета Безопасности. Эти группы в количестве 217 военных наблюдателей действуют и поныне.

Наиболее крупная миротворческая операция была предпринята на территории бывшей Югославии в связи со вспыхнувшим там межнациональным конфликтом. После ряда обращений к воюющим сторонам Совет Безопасности принимает решение о направлении Сил защиты ООН. Эти силы сыграли немаловажную роль в прекращении конфликта. Основной контингент составляли вооруженные силы НАТО, действовавшие по мандату ООН. Принимали участие и российские контингенты.

Начиная с 1992 г. Совет Безопасности принял ряд резолюций о направлении в Сомали миротворческих сил и о расширении их полномочий. На заключительном этапе они состояли примерно из 15 тыс. Военных и полицейских и 2,5 тыс. Лиц гражданского персонала. Эти силы участвовали в разработке документов об урегулировании, применяли военную силу для подавления мятежников, обеспечивали распределение гуманитарной помощи.

Из сказанного следует, что миротворческие силы ООН играют важную роль в урегулировании локальных конфликтов на религиозной, этнической почве, ставящих под угрозу мир и целостность государств. Растет значение ООН в урегулировании конфликтов немеждународного характера, что представляет новое направление в ее деятельности.

Однако проблема миротворчества ООН имеет немало нерешенных вопросов. Несмотря на призывы Генеральной Ассамблеи к тому, чтобы все члены принимали участие в финансировании, дела в этой области обстоят неудовлетворительно. Задолженность США измеряется сотнями миллионов долларов.

В ряде случаев ООН оказалась не в состоянии применить миротворческие силы. В результате не были предотвращены жертвы, измеряющиеся сотнями тысяч жизней. В качестве одного из выходов резолюции Генеральной Ассамблеи указывают на необходимость сотрудничества с региональными организациями.

Деятельность ООН по миротворчеству в постконфликтных ситуациях часто включает:

  • Надзор за сбором и уничтожением сотен тысяч единиц оружия и помощь с вовлечением бывших комбатантов в гражданскую жизнь
  • Контроль за соблюдением прекращения огня и вывода иностранных сил
  • Надзор за работой различных государственных ведомств и проведением свободных и справедливых выборов

Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.

 

Междунаро́дный день миротво́рцев Организа́ции Объединённых На́ций отмечается ежегодно 29 мая начиная с 2003 года.

 

  1. Международный суд ООН: структура и порядок выборов судей.

Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды).

Структура (состав):

  • Председатель
  • Вице-председатель
  • Судьи
  • Также Суд назначает должность секретаря (на 7 лет) –относится ли он к структуре МС ООН?

Суд состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. 

 

Порядок выборов судей (Выборы проводятся в Нью-Йорке, как правило, осенью):

1. Суд состоит из коллегии  независимых судей, избранных, вне  зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных  качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах  для назначения на высшие судебные  должности, или являющихся юристами  с признанным авторитетом в  области международного права. 

2. Члены Суда избираются Генеральной  Ассамблеей и Советом Безопасности  из числа лиц, внесенных в список  по предложению национальных  групп Постоянной Палаты Третейского  Суда.

3. Что касается Членов Объединенных  Наций, не представленных в Постоянной  Палате Третейского Суда, то кандидаты  выставляются национальными группами, назначенными для этой цели  их правительствами, с соблюдением  условий, установленных для членов  Постоянной Палаты Третейского  Суда Гаагской Конвенции 1907 года  о мирном решении международных  столкновений. 

4. Не позднее чем за три  месяца до дня выборов Генеральный  Секретарь Объединенных Наций  обращается к членам Постоянной  Палаты Третейского Суда с  письменным предложением о том, чтобы каждая национальная группа  указала, в течение определенного  срока, кандидатов, могущих принять  на себя обязанности членов  Суда. 

5. Никакая группа не может  выставить более четырех кандидатов, причем не более двух кандидатов  могут состоять в гражданстве  государства, представляемого группой. Другие могут быть из любого  другого государства.

6. Генеральный Секретарь составляет  в алфавитном порядке список  всех лиц, чьи кандидатуры были  выставлены.

7. Генеральный Секретарь представляет  этот список Генеральной Ассамблее  и Совету Безопасности. 

8. Генеральная Ассамблея и Совет  Безопасности приступают к выборам  членов Суда независимо друг  от друга. 

9. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство  голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности. 

10. В случае, если бы абсолютное  большинство голосов было подано  и в Генеральной Ассамблее, и  в Совете Безопасности более  чем за одного гражданина того  же государства, избранным считается  лишь старший по возрасту. 

Информация о работе Понятие современного МП и его особенности