Право на товарный знак и знак обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия товарные знаки и знаки, их функции и их правовая защита в России, достичь по возможности всестороннего раскрытия темы. Данная цель достигается через изучение теоретического материала по теме, ознакомление с правовым режимом товарных знаков в России.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и функции товарного знака и знака на обслуживание;
- провести анализ видов товарных знаков и знаков на обслуживание, выявить их различие;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие и общая характеристика товарных знаков и знаков обслуживания..5
1.1. Понятие и функции товарных знаков и знаков обслуживания…………….5
1.2. Виды товарных знаков и их особенности……………………………………6
2. Содержание исключительного права на товарный знак……………………...13
2.1. Право на товарный знак и основание для возникновения исключительного права на товарный знак…………………………………………………………..13
2.2. Распоряжение исключительным правом на товарный знак……………….16
2.3. Разрешение споров в отношении товарных знаков и доменное имен в сети интернет на примере общеизвестных компаний………………………………...18
3. Правовая защита исключительного права на товарный знак от незаконного использования………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

Право на товарный знак и знак обслуживания.docx

— 844.09 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема: «Право на товарный знак и знак обслуживания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Понятие и общая характеристика товарных знаков и знаков обслуживания..5

1.1. Понятие и функции товарных знаков и знаков обслуживания…………….5

1.2. Виды товарных знаков и их  особенности……………………………………6

2. Содержание исключительного права на товарный знак……………………...13

2.1. Право на товарный знак и основание для возникновения исключительного права на товарный знак…………………………………………………………..13

2.2. Распоряжение исключительным правом на товарный знак……………….16

2.3. Разрешение споров в отношении товарных знаков и доменное имен в сети интернет на примере общеизвестных компаний………………………………...18

3. Правовая защита исключительного права на товарный знак от незаконного использования………………………………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………………29

Список использованных источников……………………………………………...31

Приложения………………………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие и успешное функционирование любого государства во многом зависят, насколько динамично в данном государстве развиваются отрасли науки и техники. В то же время наука и техника могут успешно развиваться только при наличии ряда условий. Существенную роль в этом играет достаточность существующей правовой базы.

В четвертой части ст.1477 Гражданского кодекса РФ товарный знак и знак обслуживания определены как зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг .юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями [2]. В СМИ и в повседневной жизни термин товарный знак подменяется следующими понятиями: бренд, торговая марка, эмблема, торговый знак, логотип, фирменный знак и т.п. Несмотря на частое использование, в законодательстве России не существует терминов торговая марка, торговый знак и логотип. По этой причине юридически вернее называть эти термины товарным знаком.

Правовая защита общеизвестных товарных знаков одна из основных в сфере товарных знаков. Данный вопрос не является новаторским. Необходимость защиты товарных знаков была признана в Парижской конвенции по охране промышленной собственности в 1925 году. Через почти 70 лет она подтверждена Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) в1994 году. Данный международный договор признает необходимость правовой защиты товарных знаков и устанавливает возможность их более широкой защиты по сравнению с Парижской конвенцией [1].

Далее после подписание данных документов международная деятельность по улучшению правовой защиты товарных знаков продолжилась. В 1995 году начались исследования, направленные на разработку международного документа, более детально определяющему процедуры признания товарных знаков общеизвестными. В России данные виды исследований по этому вопросу проводились еще в 80-х годах в том числе в рамках Совета экономической взаимопомощи. В 2000 году были приняты Правила признания товарного знака общеизвестным в России [3].

  Подписание данных Правил дало  толчок к подготовке дополнений в закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Эти дополнения открывают более широкие возможности для охраны прав владельцев товарных знаков.

Объектом данной курсовой работы является понятие права на торговый знак и знак обслуживания, а также правовой режим в сфере товарных знаков. Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства, регулирующие право на товарные знаки и знаки обслуживания.

Целью данной работы является раскрытие понятия товарные знаки и знаки, их функции и их правовая защита в России, достичь по возможности всестороннего раскрытия темы. Данная цель достигается через изучение теоретического материала по теме, ознакомление с правовым режимом товарных знаков в России.

 Для достижения цели поставлены  следующие задачи:

- определить понятие и функции товарного знака и знака на обслуживание;

- провести анализ видов товарных  знаков и знаков на обслуживание, выявить их различие;

- изучить нормативно-правовую базу и практику ее применения государственными органами интеллектуальной собственности, судами;

- постараться разработать предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию действующего законодательства в России, связанного с правовым режимом товарных знаков и знаков на обслуживание.

В процессе написания данной курсовой работы использовались общенаучные методы познания, включая сравнительной, системный и логический. Также использован метод толкования правовых норм.

 

 

1. Понятие и общая характеристика товарных знаков и знаков обслуживания

1.1. Понятие и функции товарных  знаков и знаков обслуживания

 

Товарный знак и знак обслуживания – это условные обозначения, способные отличать различные товары и услуги одних юридических или физических лиц от подобных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Термин товарный знак применяется для обозначения индивидуализации товара/продукта/ предмета, а термин знак обслуживания - работ или оказываемых услуг. Для удобства термин товарные знаки используется и в отношении знаков обслуживания (далее - товарного знака).

Право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Стоит отметить, что неимущественных прав на названные объекты в этом случае не возникает.

Основная функция товарного знака - отличительная. Также товарный знак выполняет рекламную функцию и позволяет потребителям лучше оценивать их качества с учетом репутации производителя, и ориентироваться в выборе товаров и услуг. Ограничительная функция предполагает запрет другим лицам (организациям) его использования без разрешения [5].

Товарный знак помогает обратить внимание потенциальных покупателей на товар, привлечь к нему внимание и отличать его от подобных товаров на рынке. Товарному знаку с хорошей репутацией становится намного проще проникать на новые рынки. Отличать товары одного производителя от аналогичных товаров другого производителя достаточно важно, поскольку ассортимент товаров на рынке постоянно расширяется и потребителям становится труднее ориентироваться. Становится все более очевидным значение товарных знаков в современном мире.

 

 

 

1.2. Виды товарных знаков и их  особенности.

 

Существует несколько видов товарных знаков:

а) по форме выражения: словесные, объемные, изобразительные, комбинированные, звуковые;

б) по объектам: ассортиментные, фирменные;

в) по праву собственности владельца: коллективные, индивидуальные.

Словесные товарные знаки (рис.1) представляют собой шрифтовую композицию. На их долю приходится до 80% от всех товарных знаков [8]. К ним отностся буквы, слова и пр., например названия компаний Sony, Apple, WaltDisney, Coca-Cola и др. Обычно такие знаки называют логотипами. Могут использоваться в качестве логотипа существующие слова («Сады Придонья») или придуманные («Ахмад»). К словесным знакам можно отнести аббревиатуры:MTV, СТС и пр.

Рис.1

Ри

 

 

 

Изобразительные товарные знаки (рис.2)  - это изображения геометрических фигур, животных, людей, природных объектов и пр. Такие знаки называют эмблемами. Используются в 5% случаев [6].

 

Рис.2

 

 

 

Объемные товарные знаки (рис.3) – чаще это сам товар, позволяющий определить изготовителя, либо это оригинальные упаковки. Используются, как правило, производителями алкогольной продукции, парфюмерными, косметическими компаниями.

 

 

 

Рис.3

 

 

Звуковые товарные знаки - короткий оригинальный звук, фрагмент мелодии. Например, мелодия мобильных телефонов («Нокиа»), заставки телепередач («Спокойной ночи, малыши») и т.д.

Комбинированные товарные знаки (рис.4) - это комбинация перечисленных выше знаков. Используются часто в настоящее время [6].

 

 

 

 

Рис.4

 

Фирменные товарные знаки используются для идентификации непосредственно компании-изготовителя.

Ассортиментные товарные знаки (рис.5) предназначены для ассортиментной идентификации товара по виду, торговой марке или наименованию.

 

 

Рис.5

 

 

Правообладатель не может контролировать товарный знак, состоящий из трёх и более товарных знаков, и не подлежит контролю владельцев исходных элементов. Существует множество товарных знаков, но есть два общих принципа: он не должен вводить в заблуждение и отличатся внешне от других товарных знаков. Они могут быть зарегистрированы в любом цвете или цветовом сочетании.

Занимательна история возникновения некоторых товарных знаков, эмблем, логотипов.  К примеру, не все предприятия. производящие автомобили сразу строились как производители автомобилей. Одни начинали с запчастей, другие -с авиационных двигателей и первых самолетов. В конце 19го - начале 20го века многие средства передвижения ( аэроплан, автомобиль, мотоцикл) были в равной мере экзотичны и дороги, а сами автогонщики пользовались не меньшей славой, чем летчики.

BMW- это марка (рис. 6), авиационное происхождение которой тщательно замаскировано. Круг, разделенный на четыре сектора, -это вращающийся пропеллер: изначально компания изготавливала авиамоторы. В настоящее время BMW является одним из крупнейших автомобильных компаний по выпуску легковых, спортивных автомобилей, автомобилей повышенной проходимости, комфортности и мотоциклов[13].

 

 

Рис.6

 

 

Всемирно известна красно-желтая ракушка. Эмблема «Shell» (рис.7) является одним из наиболее известных товарных знаков 20 века. История превращения морской ракушки в узнаваемый товарный знак берет начало в 30х годах 19 века. Английский купец Маркус Сэмюэль основал небольшой магазин в Лондоне по торговле экзотическими вещицами. Среди них были шкатулки, украшенные морскими раковинами (по-английски «shell»).

 

 

Рис.7

 

 

В 1891 году сыну Маркуса пришла идея наладить транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Дальний Восток. Он организовал танкер и отправил из России в Сингапур и Бангкок первые 4 тыс.тонн керосина. В итоге, марка «Shell» в первый разпоявилась в качестве торгового знака на бочках с керосином, перевозимых компанией Маркуса.

В 1897 году слово shell перекочевало в название компании - Сэмюэль основал «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани». Сегодня красно-желтая ракушка «Shell» является зарегистрированным товарным знаком в более чем 160 странах мира.

Вплоть до Второй мировой войны «Shell» развивался бурными темпами, осваивая новые территории и направления деятельности. В 1929 году «Shell» сделал первые шаги в новом для себя секторе - нефтехимии.

В годы Второй мировой войны «Shell» активно сотрудничал со странами антигитлеровской коалиции, в том числе с СССР, обеспечивая бесперебойные поставки нефтепродуктов и авиационного керосина [10].

Starbucks  (рис.8)- это компания, в который вы неизменно найдете лучшие в мире марки кофе. В 1971 учитель английского языка, учитель истории и писатель решаются на открытие своего магазина по продаже кофе в зернах в Сиэтле.

 

 

Рис.8

 

 

 

 

Никто и не думал о построении бизнес-империи. Основателями кофейной империи Starbucks они стали по одной простой причине: они любили чай и кофе и хотели, чтобы у Сиэтла появился доступ к лучшим их образцам. Каждый из них вложил по 1350$ и взял кредит еще на 5000$. Так появился на свет первый магазин Starbucks,  Назвали заведение в честь персонажа по имени Старбек (который часто пил кофе) из одного художественных произведений. Интерьер помещения сделали в классическом морском стиле.

Логотип придумал художник Терри Хеклер: сирена, окруженная полным названием магазина. Эта сирена должна била стать столь же соблазнительной, как и сам кофе.

 Первый логотип Starbucks был выполнен в коричневом цвете, а сирена использовалась, чтобы подчеркнуть тот факт, что кофе доставляется издалека.

 Позднее логотип сменил свой цвет с коричневого на. Стоит отметить, что оригинальный логотип Starbucks до сих пор можно увидеть на первом магазине в Сиэтле, США [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Право на товарный знак и знак обслуживания