Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по муниципальному праву.
Местное самоуправление в России во второй половине XIX - начале ХХ века | |
|
|
крестьянская реформа 1861 г. как предпосылка Земских реформ | |
земская реформа 1864 г. и контрреформа 1889-1890 г.г. | |
городская реформа 1870 г. и контрреформа 1892 г. | |
развитие институтов самоуправления в начале ХХ века | |
самоуправление до октября 1917 г. | |
Местное управление в России в советский период | |
|
|
зарождение советской модели местного управления (1917-1920 гг.) | |
формирование местного управления в условиях децентрализации власти и новой экономической политики (1921-1927 гг.) | |
развитие системы советов (1928-1990 гг.) | |
кризис советской модели местного управления (1990-1993 гг.) | |
Было ли местное
самоуправление в советский (три подхода) | |
|
|
местное самоуправление было, его осуществляли низовые представительные и исполнительные органы системы советов | |
местного самоуправления в этот период не было, поскольку оно несовместимо с социалистическим (централизованным государственным) управлением | |
официально местное самоуправление не признавалось, но его отдельные проявления имели распространение | |
Основные закономерности истории развития местного самоуправления в России | |
|
|
этапы развития местного самоуправления, как правило, совпадают с периодами ослабления «центральной» государственной власти | |
проведение реформ в области местного самоуправления, как правило, инициировалось со стороны «центральной» государственной власти | |
2.2. Становление местного самоуправления
в России в современный период
Этапы становления местного самоуправления в России в современный период | |
|
|
1 этап: начало с 9 апреля 1990 г. - 6 июля 1991 г., с принятия соответственно Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» | |
2 этап: начало с 12 декабря 1993 г. - с принятия всенародным голосованием Конституции России | |
3 этап: начало с 1 сентября 1995 г. - вступления в силу Федерального закона РФ от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» | |
4 этап: наступит в ближайшее время, что связано с изменением действующего федерального законодательства, регламентирующего вопросы местного самоуправления | |
Общие проблемы, связанные со становлением местного самоуправления в Российской Федерации | |
|
|
внутренняя несогласованность, неполнота, несистемность законодательства о местном самоуправлении | |
несоблюдение законодательства о местном самоуправлении органами государственной власти и органами местного самоуправления | |
отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов РФ) и органами местного самоуправления | |
проблема обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований | |
нехватка квалифицированных муниципальных кадров | |
несовершенство судебной защиты местного самоуправления | |
7. Краткая характеристика основных теорий местного самоуправления.
Теоретические основы местного самоуправления - совокупность научно обоснованных теорий, подходов, взглядов, идей о сущности местного самоуправления, происхождении, практике и проблемах его осуществления в России и за рубежом, а также о перспективах развития муниципальных отношений | |
|
|
основные теории местного самоуправления | |
относительно обособленные взгляды, идеи, мысли, представления об отдельных сторонах (аспектах) в рамках вопросов (проблем) местного самоуправления | |
Теории местного самоуправления - система взаимосвязанных взглядов о сущностных признаках местного самоуправления | |
|
|
общественная | |
государственная | |
дуализма муниципального управления | |
социального обслуживания | |
социал-реформистская | |
Направления в общественной теории местного самоуправления | |
|
|
теория свободной общины (естественных прав общины). Основоположник А. Токвиль | |
общественно-хозяйственное. Основоположник В. Лешков | |
нравственное (теория «белых перчаток»). Основоположник Г. Ресслер | |
Направления в государственной теории местного самоуправления | |
политическое. Основоположник Р. Гнейст | |
юридическое. Основоположник Л. Штейн. |
8. Муниципальные системы зарубежных стран.
2.3. Местное самоуправление за рубежом
Муниципальные системы зарубежных стран - сложившиеся под воздействием сходных принципов сбалансированные системы взаимоотношений органов местного самоуправления между собой и с органами государственной власти, получившие распространение в нескольких странах | |
|
|
англосаксонская (классическая), получившая распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и во многих других странах с англосаксонской правовой системой | |
континентальная (французская), распространенная во Франции, Испании, большинстве стран Латинской Америки, франкоговорящих странах Африки и др. | |
смешанные (отличаются переплетением признаков как англосаксонской, так и континентальной муниципальных систем), нашедшие отражение в жизни высокоразвитых стран Европы, на Ближнем Востоке, в Японии | |
«советская» (вернее, местное управление в социалистических странах), характерная для Китая, КНДР, Кубы, Белоруссии и некоторых других стран бывшего СССР | |
уникальные (они отличаются сочетанием современных и архаичных муниципальных институтов в самых разнообразных формах), распространенные в странах «третьего» мира: большинство стран Африки, Азии, Океании | |
Признаки англосаксонской (классической) муниципальной системы | |
|
|
местные органы власти действуют формально автономно в пределах предоставленных им полномочий | |
отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим | |
на местах, как правило, нет уполномоченных представителей центральных органов государственной власти | |
наиболее доступные для населения органы местного самоуправления обладают значительными полномочиями | |
контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется косвенно: через суд или органами государственной власти по отдельным функциям | |
Признаки континентальной (французской) муниципальной системы | |
|
|
местное самоуправление сочетается с прямым государственным управлением на местах | |
муниципальные органы власти создаются
в соответствии с административно- | |
в некоторых муниципалитетах представительные органы местного самоуправления могут отсутствовать | |
существует определенная соподчиненность (иерархия) нижестоящих органов вышестоящим | |
административный контроль за органами местного самоуправления осуществляется специальным государственным органом | |
9. Сущность, понятие и основные черты местного самоуправления.
Подходы в установлении сущности местного самоуправления | |
|
|
1) право органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел в интересах местного населения (ст. 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении) | |
2) основа конституционного строя, осуществления народом принадлежащей ему власти непосредственно, а также через органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ) | |
3) форма управленческой деятельности по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») | |
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией России самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций |