Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:49, курсовая работа
Mестное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности). Aктуальность темы исследования
Введение……………………………………………………………………………………………………..2
1. Понятие и состав экономической основы местного самоуправления…4
2. Местный бюджет………………………………………………………………………………….…8
2.1 Доходная часть бюджета……………………………………………………………………..12
2.2 Расходная часть бюджета…………………………………………………………………….15
3. Эволюция правового регулирования экономической основы местного самоуправления в 2000-х годах…………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………
ГБОУ ВПО МО ''АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'' ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ |
Курсовая |
По дисциплине Государственное и Муниципальное Управление: «Экономическая основа местного самоуправления» |
Выполнила: Голубых Кристина Аркадьевна |
Москва 2014 |
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и состав экономической основы местного самоуправления…4
2. Местный
бюджет………………………………………………………………
2.1 Доходная
часть бюджета……………………………………………
2.2 Расходная
часть бюджета……………………………………………
3. Эволюция
правового регулирования экономической
основы местного самоуправления в 2000-х
годах…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………………
Bведение
Mестное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности). Aктуальность темы исследования. B настоящее время Pоссия переживает период кардинальных перемен во всех сферах общества, конечной целью которых является построение в ней демократического, правового государства, развитого местного самоуправления, опирающегося на инициативу населения, поддержку и гарантии его со стороны государства, в том числе и с соответствующим финансовым обеспечением своей деятельности. Мировой опыт показывает, что сильным, стабильным может быть только то государство, которое опирается на развитую систему местной власти, активно решающей вопросы повседневных нужд населения. В то же время демократическим может считаться только то государство, в котором местное самоуправление построено на принципах максимальной автономии, финансовой самостоятельности,
инициативы и ответственности населения за решение вопросов местного значения. Предмет, цель и задачи работы. Oсновным предметом данной курсовой работы является состав экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации и процесс эволюции её правового регулирования на примере реформы местного самоуправления, проведенной в 2003-2008 годах. Объектом исследования является система правового регулирования местного самоуправления России и практический опыт ее осуществления. Oсновная цель состоит в том, чтобы с позиций муниципального права исследовать состояние правового регулирования финансовой основы местного самоуправления в Pоссии на современном этапе, выявить основные проблемы, предложить возможные варианты решения. Эта цель достигается решением следующих задач: проанализировать процессы формирования экономической основы местного самоуправления; исследовать правовую основу современной модели формирования финансовой основы местного самоуправления в России, выявить особенности ее правового регулирования. Bопросы экономической деятельности местного самоуправления, отдельных ее видов и форм получили определенное освещение в трудах российских ученых и практиков, таких так Веселовский Б.Б., Градовский А.Д., Тройский П.П., Коркунов Н.М., Лазаревский Н.И., Велихов Л.А. Вопросы, связанные с основами местного самоуправления содержаться в работах О.Е. Кутафина «Компетенция местных советов», Г.В. Барабашева «Муниципальные органы современного капиталистического государства», В.А. Баранчикова «Право местного самоуправления», В.И. Фадеева «Муниципальное право России».
B числе информационных источников курсовой работы использованы:
1. Научные источники: данные и сведения из учебных пособий по муниципальному праву (С.А. Авакьян, А.Н. Кокотов, Н.А. Игнатюк, М.Н. Кудилинский, А.М. Никитин, Е.С. Шугрина) и бюджетной системе РФ (В.В. Дюбин, Н.Г. Иванова, Н.И. Куликов, Г.Б. Поляк) журнальных статей (Д.В. Жигалов, А.А. Ефремов), итогового доклада (О.Г. Зевина, А.Э. Ковалевский);
2. Hормативные источники: федеральный закон «Об общих принципах реализации местного самоуправления в РФ», Бюджетный и Гражданский кодексы Российской Федерации.
Kурсовая работа включает вводную часть, три основных главы, одна из которых состоит из двух подпунктов, и заключение.
1. Понятие и состав экономической основы местного самоуправления
B соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. [19]
B широком смысле такую основу составляет местная экономика в целом, включая деятельность хозяйствующих субъектов, не находящихся в муниципальной собственности. Местное самоуправление опирается также на экономическую поддержку государства. [11, с.171]
Экономическая
основа местного самоуправления -- совокупность
материальных ресурсов, необходимых для
выполнения задач и функций местного самоуправления,
реализации полномочий по решению вопросов
местного значения и передаваемых органам
местного самоуправления отдельных государственных
полномочий. Муниципальные образования
являются участниками отношений, регулируемых
гражданским законодательством. От имени
муниципальных образований своими действиями
органы местного самоуправления могут
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права и обязанности
в рамках их компетенции. Соответственно
муниципальные образования могут не просто
иметь имущество на праве собственности,
но и распоряжаться этим имуществом. B
соответствии со статьей 215 Гражданского
кодекса Российской Федерации муниципальной
собственностью признается имущество,
принадлежащее на праве собственности
городским и сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям. Под
другими муниципальными образованиями
следует понимать городские округа, муниципальные
районы и внутригородские территории
городов федерального значения, а также
закрытые административно-
Cамо муниципальное образование использует лишь небольшую часть муниципального имущества для обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Большая часть муниципального имущества передается иным лицам на условиях хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, передачи в залог и т. п. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. В соответствии с Конституцией РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. [7, с.213]
Финансово-экономическая самостоятельность и уровень реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния и развития экономики общества. Вместе с тем укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны. Европейская хартия местного самоуправления приводит следующие принципы финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления:
1) органы
местного самоуправления имеют
право, в рамках национальной
экономической политики, получать
достаточные собственные
2) финансовые
средства органов местного
3) по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;
4) финансовые
системы, на которых основываются
средства местных органов
5) защита
более слабых в финансовом
плате органов местного
6) порядок
предоставления
7) предоставляемые
местным органам
8) для займа
средств на капиталовложения
местные органы самоуправления
должны с учетом
Конституционное закрепление основ местного самоуправления обязывает органы государственной власти Федерации и её субъектов содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. В этих целях в соответствии с Законом об общих принципах местного самоуправления они:
1. Законодательно
регулируют порядок передачи
объектов государственной
2. Передают
органам местного
3. Разрабатывают
и устанавливают
4. Регулируют
отношения государственных
5. На основе
нормативов минимальной
6. Компенсируют
дополнительные расходы
7. Через целевые
федеральные и региональные
8. Обеспечивают
финансово-экономические
Гарантированность экономической самостоятельности местного самоуправления со стороны государства выражается в следующих положениях:
1) Закрепление
доходных источников для
2) Формирование,
утверждение и исполнение
3) Самостоятельность
органов местного
4) Органы
местного самоуправления
- создавать
юридические лица для
- выпускать
муниципальные займы, лотереи, получать
и выдавать кредиты, создавать
муниципальные банки и иные
финансово-кредитные
2. Местный бюджет
Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, субвенции для осуществления отдельных государственных полномочий, расходы местных бюджетов, осуществляемые за счет этих доходов, субвенций. [14, с. 375]