Эволюция правового регулирования экономической основы местного самоуправления в 2000-х годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Mестное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности). Aктуальность темы исследования

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..2
1. Понятие и состав экономической основы местного самоуправления…4
2. Местный бюджет………………………………………………………………………………….…8
2.1 Доходная часть бюджета……………………………………………………………………..12
2.2 Расходная часть бюджета…………………………………………………………………….15
3. Эволюция правового регулирования экономической основы местного самоуправления в 2000-х годах…………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа ГМУ.docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

Показатели

Городские округа

Муниципальные районы

 

Млрд.руб

Уд.вес %

Млрд.руб

Уд. Вес %

Налоговые и неналоговые доходы

673

52,5

266,2

25,5

Безвозмездные поступления

603,9

47,1

774,3

74,3

Дотации

82,3

6,4

183,5

18,1

Субсидии

222,8

17,4

178,5

15,6

Субвенции

256,6

20

359,4

35,8

Прочие

42,2

3,3

52,9

4,8

Доходы от предпринимательской деятельности

6

0,5

1,6

0,2

Всего доходов

1282,8

100

1042,1

100




 

Таким образом, реформы местного самоуправления и межбюджетных отношений привели к увеличению зависимости органов местного самоуправления от финансовых ресурсов и решений вышестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Роль местных бюджетов в бюджетной системе страны и их структурные пропорции практически не претерпели изменений в результате финансово-экономического кризиса, что само по себе иллюстрирует, насколько высока степень жесткости финансовой системы. Недостаток собственных финансовых средств в местных бюджетах приводит к тому, что органы местного самоуправления муниципальных образований вынуждены руководствоваться при формировании бюджета теми приоритетами, которые определяет федеральный центр и субъекты РФ. Порядка двух третей трансфертов, поступающих в местные бюджеты, носит в последние годы целевой характер. Федерация и регионы распределяют трансферты, условием получения которых для муниципалитетов зачастую является софинансирование за счет средств местных бюджетов. Чтобы получить средства из регионального бюджета, органы местного самоуправления вынуждены направлять свои расходы на цели, определенные федеральным центром и субъектами РФ. Таким образом, значительная часть бюджетов муниципальных образований распределяется в соответствии с приоритетами, определенными на вышестоящих уровнях публичной власти. В данную категорию попадает подавляющая часть средств «бюджетов развития», то есть расходов, носящих инвестиционный характер. [6]

При всех неизбежных издержках и оговорках, нельзя отрицать главного: муниципальная реформа в России состоялась. Произошедшие изменения носят необратимый характер - они приняты всеми заинтересованными лицами и рассматриваются, в основном, как дающие потенциал для дальнейшего развития. Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной политики государства. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников. Необходимо исключить бессмысленное циркулирование средств от муниципального образования в бюджеты вышестоящих уровней бюджетной системы, с последующим возвращением их в тот же муниципалитет в качестве межбюджетных трансфертов. Следует рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами на долгосрочной основе дополнительных налоговых источников, стимулирующих муниципалитеты к работе над собственной доходной базой. Это позволит в перспективе расширить налогооблагаемую базу не только для местных, но также для федерального и региональных бюджетов. [8, с. 423]

 

 

 

Заключение

Опыт становления местного самоуправления в РФ, накопленный за прошедшее десятилетие, показывает, что основные проблемы развития местного самоуправления связаны с отсутствием чёткой правовой базы, регламентирующей вопросы функционирования финансовой базы местного самоуправления. Одной из острейших проблем, встающих перед органами местного самоуправления, является низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, а также существующий характер межбюджетных отношений. На данный момент можно констатировать факт, что местное самоуправление в РФ не обладает финансовой самостоятельностью. Более того, тенденцией развития законодательства является снижение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Такое положение вещей крайне затрудняет выполнение органами местного самоуправления своих функций. Финансовая самостоятельность местного самоуправления должна обеспечиваться закреплением за местными бюджетами доходных источников на договорной основе, что позволило бы местным властям планировать развитие муниципальных образований. Следующим шагом должна быть подготовленная законодательная база, определяющая формирование бюджетов развития органов местного самоуправления. Этот вопрос крайне актуален для местных властей, у которых на сегодняшний день нет финансовых ресурсов для развития территории, финансирования капитальных затрат. Сложность в развитии системы местного самоуправления заключается в том, что реформа данной системы идёт преимущественно в отрыве от сложившихся реалий. Необходимо исследовать накопившийся опыт функционирования органов местного управления и на этой основе строить модель функционирования местного самоуправления. Дальнейшее развитие местного самоуправления и повышение эффективности его деятельности зависит от обеспечения реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления, создания условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления, обеспечения государственных гарантий.

 

 

 

Список использованных источников

1) Авакьян С.А. Муниципальное право России//М.: Проспект,2009.-544 с.

2) Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998 № 145-ФЗ//КонсультантПлюс//URL: http://www.consultant.ru/popular/budget/

3) Гражданский  кодекс Российской Федерации  от 30.11.1994 № 51-ФЗ//КонсультантПлюс//URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/

4) Дюбин В.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие// Петрозаводск,2003//URL: http://bookzie.com/book_111.html

5) Ефремов  А.А. Реформа местного самоуправления  в России 2003-2012 годы//Актуальные проблемы юриспруденции в современной России// URL:http://mosi.ru/jurist/index.php/2012-03-06-11-16-52/20-reforma-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii-2003-2009-gody

6) Жигалов  Д.В., Перцов Л.В. Финансовые основы  местного самоуправления: итоги  2000-х годов//Журнал «Бюджет»//URL: http://bujet.ru/article/142251.php

7) Захаров  И.В., Кокотов А.Н., Костюков А.Н., Русинов В.И. Муниципальное право России: курс лекций//М: Проспект,2009.-256с.

8) Зевина О.Г., Ковалевский А.Э. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад//М.: Экон-Информ,2009.-524 с.

9) Иванова  Н.Г. Бюждетная система Российской Федерации: учебное пособие//Изд. СпбГУЭФ, 2010. - 103 с.

10) Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебник для вузов //М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. - 319 с.

11) Кокотов А.Н., Соломаткин А.С. Муниципальное право России: уч. для ВУЗов//Изд.: Юристъ, 2011. - 188 с.

12) Кудилинский М.Н., Шевелева Н.А. Муниципальное право России: учебник//Изд. СпБГУ, 2005. - 223 с.

13) Куликов  Н.И., Чайникова Л.Н., Бабенко Е.Ю. Современная бюджетная система России: учебное пособие//Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. - 104 с.

14) Никитин  А.М. Муниципальное право: учебник  для вузов //М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и  право, 2000. - 439 стр.

15) Пашкевич  Д. Бюджетное право//Институт экономики  и права Ивана Кушнира//URL: http://www.be5.biz/pravo/bpd/35.htm

16) Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Изд.: Ось-89, 2008-281 с.

17) Поляк  Г.Б. Бюджетная система России: учебник  для ВУЗов//Москва: ЮНИТИ-ДАНА,2009.-703 с.

18) Уткин  Э.А., Денисов А.Ф Государственное  и муниципальное управление.//М.: Ассоциация авторов и издателей  «Тандем». Изд. «ЭКМОС», 2001 г.-304 с.

19) Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» // Собрание законодательства  РФ. - 2003. - №40. - Ст. 3822

20) Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации// М.: Изд. Проспект, 2007. - 672 с.

 

 


Информация о работе Эволюция правового регулирования экономической основы местного самоуправления в 2000-х годах