Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 05:57, курсовая работа
Краткое описание
Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии Налогового кодекса РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
1. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 6 1.1 Понтие и виды налоговых правонарушений 6 1.2 Физические лица 10 1.3 Юридические лица 11
2. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ 14 2.1 Понятие налоговых санкций 14 2.2 Анализ приминения финансовых санкций в России 17
Конституция Российской Федерации
от 25 декабря 1993 года, с изменениями от
30 декабря 2008 года (с последующими изменениями и дополнениями).
Налоговый кодекс РФ от 16 июля
1998 года (с последующими изменениями и
дополнениями);
Гражданский Кодекс РФ;
Кодекс об административных правонарушениях;
Закон Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Дата выдачи задания “______”
__________________________201 г.
Дата представления курсовой
работы руководителю “______” ___________201
г.
Руководитель курсовой работы
____________
________________________
(подпись)
(И.О.Ф.)
Содержание
Введение
4
1. КЛАССИФИКАЦИЯ
НАЛОГОВ И НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
6
1.1 Понтие и виды налоговых правонарушений
6
1.2 Физические лица
10
1.3 Юридические лица
11
2. НАЛОГОВЫЕ
САНКЦИИ
14
2.1 Понятие налоговых санкций
14
2.2 Анализ приминения финансовых
санкций в России
17
Заключение
31
Список использованных
источников
33
ВВЕДЕНИЕ
Систематизация норм налогового
законодательства, выразившаяся в принятии
Налогового кодекса РФ, явилась объективным
требованием существующей, внутренне
целостной налоговой системы. Ранее разрозненные
нормы приобрели свою юридическую форму
в правовом акте особой юридической силы,
который объединил их в единое целое, обладающее
логически согласованной структурой институтов.
Одним из таких является институт налоговых
правонарушений и ответственности.
Устанавливая систему составов
налоговых правонарушений, данный институт
очерчивает границы возможного применения
мер государственного принуждения к участникам
налоговых правоотношений. Знание структуры
налогово-правовых составов способствует
не только правильному применению ответственности
налоговыми органами и судами, но и предупреждает
их совершение, а также незаконное к ним
привлечение налогоплательщиков и других
участников правоотношений.
НК в главе 16 указывает исчерпывающий
перечень составов налоговых правонарушений,
не подлежащий расширению иначе как законодательным
путем, вносящим изменения в НК (п.1 ст.108
НК).
Выбранная мною тема "Налоговые
правонарушения и ответственность за
них", является, несомненно, актуальной
и теоретически значимой.
Цель работы проанализировать
основания и сущность ответственности
за совершение налоговых правонарушений,
рассмотреть финансовые санкции за нарушение
налогового законодательства Российской
Федерации, а также практику их применения.
Задачи:
1. Дать характеристику
отдельным видам нарушений налогового
законодательства Российской Федерации;
2. Рассмотреть общие положения
об ответственности за налоговые
правонарушения;
3. Показать принципы установления
и применения налоговых санкций;
4. Дать обзор анализу налоговых
санкций
Предметом работы является
рассмотрение ответственности за совершение
налоговых правонарушений.
Объект работы - налоговые правонарушения.
В курсовой работе были использованы
источники: Налоговый Кодекс РФ, Гражданский
Кодекс РФ, Кодекс об административных
правонарушениях, Закон Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
1. КЛАССИФИКАЦИЯ
НАЛОГОВ И НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Понятие и виды налоговых
правонарушений
Налоговое правонарушение –
это виновно совершенное противоправное
(в нарушение законодательства о налогах
исборах) деяние (действие и бездействие)
налогоплательщика, налогового агента
и иных лиц, за которое установлена отвественность
в соответствии с НК РФ.
Налоговым правонарушением
считается только деяния, предусмотренное
законодателем о налогах и сборах. Следовательно,
деяния, содержащие признаки составов
правонарушений, перечисленные гл.16 и
18 НК РФ, но не нарушающие законодательства
о налогах и сборах, не могут относиться
к налоговым правонарушениям. Противоправное деяние
может совершаться в форме действия (например,
отказ предоставлять налоговым органам
необходимые сведения и т.д.) или бездействия
(например, непредставление в налоговые
органы отчеты и другие).
Форма вины является
обязательным признаком налогового правонарушения,
поскольку тот или иной ее вид всегда содержится
в нормах НК РФ, определяющих состав правонарушений.
Отсутствие вины в действиях лица, даже
если эти действия противоправны, исключает
применение санкций. Например, непредставление
налоговой декларации в установленный
законом срок в результате тяжелой болезни
налогоплательщика не влечет взыскания
штрафа, так как налогоплательщик не виновен
в допущенном им нарушении требований
нормативного акта.
По своему характеру
и направленности все налоговые правонарушения
условно могут быть подразделены на четыре
обособленные группы:
1. Нарушения, связанные
с неисполнением обязанностей в связи
с налоговым учетом (ст. 116-117 НК РФ)
2. Нарушения, связанные
с несоблюдением порядка ведения учета
объектов налогообложения, доходов и расходов
и представлением в налоговые органы налоговых
деклараций (ст. 119-120 НК РФ)
3. Нарушения, связанные
с неисполнением обязанностей по уплате,
удержанию или перечислению налогов и
сборов (ст. 122, 123 НК РФ)
4. Нарушения, связанные
с воспрепятствованием законной
деятельности налоговых администраций
(ст. 125-129.1 НК РФ)
В зависимости от объекта
можно выделить два основных вида налоговых
правонарушений:
а) правонарушения,
посягающие на налоговые отношения, связанные
с непосредственным осуществлением налоговых
изъятий и непосредственно влекущие финансовые
потери государства;
б) правонарушения,
посягающие на отношения, обеспечивающие
соблюдение установленного порядка управления
в сфере налогообложения.
По непосредственному
объекту состава налоговых правонарушений
можно выделить правонарушения, посягающие
на:
- материальные фискальные
права государства, т.е. нарушающие
урегулированные налоговым законодательством
общественные отношения, обеспечивающие
уплату или изъятие налога;
- процессуальные
фискальные права государства, т.е.
нарушающие урегулированные налоговым
законодательством общественные
отношения, обеспечивающие учет
налогоплательщиков, производство
налогового контроля, осуществление
производства по делам о налоговых
правонарушениях.
Определяя систему
нарушений законодательства о налогах
и сборах в зависимости от направленности
деяний можно выделить:
- правонарушения
против системы налогов;
- правонарушения
против прав и свобод налогоплательщиков;
- правонарушения
против порядка ведения бухгалтерского
учета и отчетности;
- правонарушения
против контрольных функций налоговых
органов.
- правонарушения
против системы налогов;
- правонарушения
против прав и свобод налогоплательщиков;
- правонарушения
против системы гарантий выполнения
обязанностей налогоплательщика;
- правонарушения против
исполнения доходной части бюджетов;
- правонарушения против
контрольных функций налоговых органов;
- правонарушения
против порядка ведения бухгалтерского
учета, составления и представления
бухгалтерской и налоговой отчетности;
- правонарушения против
обязанности по уплате налогов.
Глава 16 НК РФ устанавливает
меры ответственности только в отношении
обязанных участников налоговых отношений,
то есть в отношении тех, которые так или
иначе, но в конечном итоге несут обязанности
перед бюджетной системой государства.
Это налогоплательщики, налоговые агенты,
а также иные обязанные лица.
Никаких специальных
мер ответственности в отношении представителей
государства НК РФ не установлено. Поэтому
представляется, что анализ видов налоговых
правонарушений следует осуществлять
именно в тех рамках гл. 16 НК РФ, которые
и определил законодатель.
Предназначение системы
налоговых правонарушений - обеспечить
надлежащее исполнение обязанными лицами
возложенных на них обязанностей, то есть
каждый, предусмотренный законом вид налогового
правонарушения и соответствующая мера
ответственности за его совершение, должны
обеспечивать ту или иную обязанность
обязанного лица. В противном случае, может
сложиться ситуация, когда законодательством
будет предусмотрена определенная обязанность,
а обеспечительные меры ответственности
за ее неисполнение будут не предусмотрены,
что неизбежно повлечет для существующего
правопорядка негативные последствия.
Классификация налоговых
правонарушений производится по различным
критериям: объекту, объективной стороне,
субъекту и субъективной стороне.
В соответствии с представлениями
теории права объектом правонарушения
является то на что оно направлено, т.е.
те ценности и блага, которым нанесен ущерб.
В зависимости от объекта
налогового правонарушения, можно выделить
налоговые правонарушения, направленные
против системы отношений по взиманию
(уплата, перечисление) налогов, которые
наносят непосредственный имущественный
ущерб по формированию доходной части
бюджетной системы: неуплата или неполная
уплата налогов (ст. 122 НК РФ), невыполнение
налоговым агентом обязанностей по удержанию
и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК
РФ).
В качестве объекта
данных видов налоговых правонарушений выступает посягательство
на материальные фискальные права государства.
- налоговые правонарушения,
направленные против системы
отношений налогового контроля,
которые наносят своего рода
организационный ущерб, так как
в результате их совершения, налоговые
органы не могут полноценно
осуществлять свои контрольный
функции: нарушение срока постановки
на учет (ст. 116 НК РФ), уклонение
от постановки на учет в
налоговом органе (ст. 117 НК РФ), нарушение
срока представления сведений
об открытии и закрытии счета
в банке (ст.118 НК РФ), непредставление
налоговой декларации (ст.119 НК РФ),
грубое нарушение правил учета
доходов и расходов и объектов
налогообложения (ст.120 НК РФ), несоблюдение
порядка владения, пользования и
(или) распоряжения имуществом, на
которое наложен арест (ст.125 НК
РФ), непредставление налоговому
органу сведений, необходимых для
осуществления налогового контроля
(ст.126 НК РФ), ответственность свидетеля
(ст.128 НК РФ), отказ эксперта, переводчика
или специалиста от участия
в проведении налоговой проверки,
даче заведомо ложного заключения
или осуществления заведомо ложного
перевода (ст.129 НК РФ), неправомерное
несообщение сведений налоговому
органу (ст.129.1 НК РФ).
Субъектом правонарушения
является лицо, совершившее правонарушение
и подлежащее наказанию.
Субъекта налогового
правонарушения характеризуют свойства,
позволяющие применить меры ответственности.
Эти свойства различны для физических
и юридических лиц. Так, признак достижения
лицом установленного законом возраста
свойствен только физическим лицам. Поэтому
для четкого установления характеристик
субъектов нарушений налогового законодательства,
прежде всего, выделяют группы субъектов:
физические лица и юридические лица.
1.2 Физические лица
Субъектом правонарушения
является лицо, совершившее правонарушение
и подлежащее наказанию.
Субъекта налогового
правонарушения характеризуют свойства,
позволяющие применить меры ответственности.
Эти свойства различны для физических
и юридических лиц. Так, признак достижения
лицом установленного законом возраста
свойствен только физическим лицам. Поэтому
для четкого установления характеристик
субъектов нарушений налогового законодательства,
прежде всего, выделяют группы субъектов:
физические лица и юридические лица.
Физические лица как
субъекты нарушений налогового законодательства
подразделяются на две категории.
К первой относятся
те, которые участвуют в налоговых отношениях
в качестве налогоплательщиков, налоговых
агентов; ко второй — те,
которые участвуют в этих отношениях в
качестве должностных лиц.