Можно выявить объективные
предпосылки необходимости усиления
взаимодействия налоговых и правоохранительных
органов на современном этапе
борьбы с экономическими правонарушениями,
обусловленные рядом факторов:
- наличием общих целей
и задач по обеспечению законности
в экономическом обороте государства;
- объективной необходимостью
комплексного подхода к сбору,
анализу и оценке информации
о криминогенной обстановке в
сфере экономики и налоговой
сфере, поскольку ни один из
указанных органов не обладает
ею в достаточном объеме в
силу ряда причин ;
- реальной возможностью
успешного использования в борьбе
с преступлениями в сфере экономики,
в том числе и с уклонениями
от налогообложения, оперативно-розыскных
сил, средств и методов органов
внутренних дел, а также единой законодательной
основы использования этих сил, средств
и методов.
Представляется, что взаимодействие
налоговых и правоохранительных
органов должно проявляться в
следующих мероприятиях:
- принятие совместных
нормативных правовых актов по
вопросам, отнесенным к их ведению;
- реализация механизма
осуществления отдельных юридических
процедур, планирование и проведение
совместных мероприятий, направленных
на решение задач взаимодействия
сторон;
- методологическое взаимодействие
по вопросам, отнесенным к совместному
ведению и основным направлениям
взаимодействия сторон;
- координация усилий
по выявлению, пресечению и
предотвращению нарушений законодательства
о налогах и сборах, о таможенном
деле, о валютном регулировании
и валютном контроле;
- информационное взаимодействие,
предоставление сведений по вопросам,
интересующим стороны с учетом
принципа конфиденциальности;
- проведение совместных
совещаний и научно-практических
семинаров, в том числе с
участниками внешнеэкономической
деятельности, направленных на достижение
цели содействия развитию внешней
торговли.
Формы взаимодействия, выраженные
в осуществлении правоприменительной
деятельности, могут осуществляться
органами, подведомственными Федеральной
налоговой службе Российской Федерации,
Федеральной таможенной службе Российской
Федерации и Министерству внутренних
дел Российской Федерации.
Целью проведения всех
названных мероприятий должна
стать своевременная уплата налогов
и сборов, таможенных платежей, а
также повышение эффективности
обеспечения обязанностей по
уплате налогов и сборов. Безусловно,
что названные формы взаимодействия
нуждаются в развитии и постоянном
наполнении их реальным содержанием.
Следует сформулировать понятие
формы взаимодействия налоговых
и правоохранительных органов. Под
ней предлагается понимать способ осуществления
налоговыми и правоохранительными
органами совместных действий, нацеленных
на своевременную уплату налогов
и сборов, таможенных платежей, а
также повышение эффективности
обеспечения обязанностей их уплаты.
Таким образом, взаимодействие
налоговых и правоохранительных
органов осуществляется на различных
уровнях. На уровне МВД России,
ФНС Российской Федерации и
ФТС России взаимодействие носит
в большей степени нормотворческий
характер. На уровне органов внутренних
дел, территориальных инспекций
ФНС и территориальных таможенных
органов взаимодействие осуществляется
в правоприменительной деятельности.
В то же время
анализ действующего законодательства,
регламентирующего компетенцию
как налоговых, так и правоохранительных
органов в сфере борьбы с
экономическими и налоговыми
правонарушениями, позволяет сделать
вывод, что в нормативных правовых
актах недостаточно проработаны
вопросы взаимодействия, отсутствует
согласованность правовых норм,
не решены вопросы о руководителях
комплексных групп, а также
их ответственности, что отрицательно
сказывается на совместной деятельности
правоохранительных и налоговых
органов.
В целях повышения
эффективности обеспечения исполнения
обязанностей по уплате налогов
и сборов (и таможенных платежей),
а также по обеспечению укрепления
взаимодействия между правоохранительными
органами и Федеральной налоговой
службой России по выявлению
и предупреждению налоговых, административных
и иных правонарушений целесообразно
на федеральном уровне разработать
и принять Положение "О взаимодействии
Федеральной налоговой службы
РФ с Министерством внутренних
дел РФ и Федеральными таможенными
органами РФ".
Для дальнейшего совершенствования
работы по обеспечению условий
контрольной деятельности за
соблюдением законодательства о
налогах и сборах и в целях
наиболее полного и своевременного
отражения сведений о налогоплательщиках
и плательщиках таможенных платежей
требуется создание единой информационно-аналитической
системы между территориальными
органами внутренних дел, таможенными
органами и налоговыми органами,
а также Федеральной регистрационной
службой РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система российского законодательства
ежегодно пополняется новыми законами,
подзаконными нормативными актами, в
числе которых множество посвященных
налогам и сборам. Они призваны
регулировать сложные общественные
отношения. Нормы налогового права
призваны регулировать, направлять действия
субъектов правоотношений в нужном
русле, исходя из принципов разумности
и справедливости. Требования данных
норм должны точно и безусловно выполняться
субъектами права, а их нарушители непременно
должны привлекаться к ответственности.
Одной из основных обязанностей
налоговых органов является контроль
за соблюдением законодательства о
налогах и сборах. Каждый законопослушный
гражданин Российской Федерации
обязан платить законно установленные
налоги и сборы. Налоги являются одним
из важнейших признаков государства.
В любом обществе они служат материальной
основой исполнения общих дел
по защите от внешнего врага и поддержанию
порядка внутри государства.
Рассматривая органы государственного
контроля, осуществляющие управление
и контроль в сфере налогообложения,
их функции и полномочия, можно
сделать следующий вывод, что
Федеральная налоговая служба России
активно взаимодействует с другими
федеральными органами исполнительной
власти, повышая налоговую дисциплину
в сфере экономики и обеспечивая
правильность полноту и своевременность
поступления налоговых платежей
в государственный бюджет и во
внебюджетные фонды.
Успешное решение данной
обязанности, стоящей перед налоговыми
органами, достигается по средствам
четкой системы управления и разграничения
функций взаимодействующих сторон.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской
Федерации: Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Спарк,
2010;
- ) Налоговый кодекс
Российской Федерации: Часть первая и
вторая. – М.: Издательство «Омега-Л»,2012
– 600с.
- Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 21.11.2011) "О налоговых органах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
- Таможенный кодекс таможенного союза: Часть первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011 – 250с.
- "Соглашение ФНС РФ N ММВ-27-2/15, ФСС РФ N 14-03-40/08-1767П от 23.06.2011 по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации"
- <Письмо> ФНС РФ N ПА-4-2/2859@, ПФ РФ N ТМ-30-25/1769 от 22.02.2011 <О заключении соглашения между ФНС РФ и ПФ РФ> (вместе с Соглашением ФНС РФ N ММВ-27-2/5, ПФ РФ N АД-30-33/04сог от 22.02.2011 "По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации"
- Соглашение Банка России N 01-15/3182, ФНС РФ N ММВ-27-2/5@ от 29.06.2010 "Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой"
- Соглашение ФНС РФ N ММ-25-1/9, ФССП РФ N 12/01-7 от 09.10.2008 (ред. от 19.07.2011) "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов"
- "Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой" (утв. МВД РФ N 1/8656, ФНС РФ N ММВ-27-4/11 13.10.2010)
- "Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы" (Заключено 21.01.2010, ФТС России N 01-69/1, ФНС России N ММ-27-2/1) (ред. от 22.08.2011)
- "Соглашение по информационному взаимодействию между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Федеральной налоговой службой" (утв. ФФОМС N 4259/20-1, ФНС РФ N САЭ-27-05/5 06.09.2005) (ред. от 07.03.2008)
- Коваленко Е.Г. Исполнение по уплате налогов: правовое регулирование: учеб. пособие для студентов 3-го курса специальности «Налоги и налогообложение» и 4-го курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ, аудит» - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2008. – 116с.
- http://www.nalog.ru
- http://www.consultant.ru
- http://taxpravo.ru