Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Для любой страны, и Российская Федерация не является исключением, большое значение имеет взимание налогов и сборов. Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем недопоступления НДФЛ и предположительных путей их решения.

Содержание

Введение 3

Глава 1Теоретические основы системы обложения налогом на доходы физических лиц как основного источника формирования регионального бюджета в РФ…………………………………………………………………......8
1.1 НДФЛ в налоговой системе государства: сущность, роль и значение при формировании регионального бюджета…………………………………...............................................................8
1.2 Общая характеристика механизма исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………………………………………………….19

Глава 2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.1Анализ доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.2 Динамика поступлений налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование регионального бюджета………………………......40

Глава 3 Совершенствование НДФЛ как этап реформирования налоговой системы государства…………………………………………………………….54
3.1 Проблемы, связанные с поступлением НДФЛ как основного источника формирования доходной части регионального бюджета 54
3.2 Пути совершенствования порядка исчисления и взимания НДФЛ 66

Заключение 77

Библиографический список 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по НДФЛ.doc

— 767.50 Кб (Скачать файл)

Использование различных схем для уклонения от уплаты налогов должно стать менее выгодным с учетом риска применения санкций за уклонение, чем соблюдение закона. Разрешение подобного рода проблем возможно путем внесения поправок в НК РФ. Тем самым, если бы обязанность вести налоговые регистры была законодательно установлена, то это не только предоставило бы возможность налоговым органам начислять штрафы согласно ст. 126 НК РФ, но и в значительной степени снизило трудоемкость проведения выездных проверок, в том числе и за счет вновь введение углубленной камеральной проверки. И налоговые инспектора уже на данном этапе камеральной проверки могли бы запросить необходимые документы и выявить допущенные при расчете налоговых показателей ошибки, определить основные направления дальнейшей проверки, выявить те первичные документы, достоверность которых требуется проверить в первую очередь, и т.д.

Представляется возможным  и целесообразным ввести в нашей  стране ступенчатую шкалу налога на доходы физических лиц с одновременным повышением не облагаемого налогом дохода хотя бы до 5 000 руб.

Внесение изменений  в законодательство позволит  значительно повысить  собираемость НДФЛ и сократить долги.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что закрепленный в главе 23 НК РФ налог на доходы физических лиц нуждается в реформировании, так как существуют многочисленные схемы уклонения от уплаты налога, недостатки в сфере администрирования, недоработки в вычета и многое другое. При этом в основу такого реформирования следует положить наиболее эффективные способы и методы, которые в настоящее время законодательством о налогах и сборах не регулируются. Рабочим вариантом правительственного пакета законопроектов в области налога на доходы физических лиц могут выступить следующие предложения: увеличение денежных доходов населения и реальной средней оплаты труда, частая проверка предприятий – налоговых агентов, то есть как они перечисляют налог, запретить компаниям снимать со счетов денежные средства на зарплату без одновременного перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет, вывести из тени найм жилых помещений. Если власти примут данные предложение, это позволит сделать более устойчивыми доходы региональных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный в дипломной  работе анализ действующей в настоящее  время системы исчисления и удержания  налога на доходы физических лиц показывает, что НДФЛ занимает центральное место в системе налоговых доходов субъектов Российской Федерации. В условиях финансового кризиса НДФЛ выступил в роли основного системообразующего налога, обеспечившего стабильность поступлений в доходные части бюджетов. Однако потенциал налога на доходы физических лиц на сегодняшний день реализован не полностью. Исследованию налогообложения доходов физических лиц особую актуальность придаёт низкий уровень собираемости данного налога из-за несвоевременного перечисления налоговыми агентами НДФЛ в бюджет, различных схем неуплаты налога, применяемых налогоплательщиками, недекларирования своих доходов и применение многих других вариантов неуплаты или уплаты НДФЛ в меньшем размере.

Каждый субъект РФ, в т.ч. и Орловская область, имеет собственный бюджет, который состоит из собственных доходов и регулирующих доходов, т.е., за счет норм отчислений из федерального бюджета, и обеспечивается путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов.

Проанализировав НДФЛ по различным критериям, можно сделать вывод о том, что НДФЛ является основным источником формирования налоговых доходов бюджета области. За период с 2007 по 2009 гг. НДФЛ в составе налоговых поступлений занимал третье место, удельный вес которого в общем объеме поступлений составил 54%, а в 2009 г. данный налог стал вторым в структуре доходов регионального бюджета. За 2009г. его поступило на 33% больше 2008г.

Доначисления основных сумм налогов, санкций и пени производятся при проверке правильности, полноты и своевременности представления деклараций по НДФЛ в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ. Кроме того, с 2008 года ожидается дальнейшее уменьшение числа проводимых выездных налоговых проверок. Теперь назначение их проведения подчинено строго определенному порядку, предусмотренному «Концепцией планирования выездных налоговых проверок», ограничивающей причины назначения таких проверок, а, значит, и их количество.

Однако, изменения, вносимые в последние годы, в налоговое законодательство, касающиеся увеличения размера вычетов по НДФЛ, не привели к желаемому результату. Сильного повышения собираемости налога не наблюдается – рост НДФЛ соответствует росту в последние годы номинальной заработной платы.

Кроме того, значительная часть предприятий малого бизнеса до сих пор оперирует заработными платами «в конвертах», лишая работников достойного пенсионного обеспечения и необходимых объемов социальных выплат и бесплатной медицинской помощи. К тому же, не всех таких работодателей можно вычислить при осуществлении контрольных действий. Причиной этого является несовершенство действующего российского налогового законодательства, дающего множество возможностей ухода от налогообложения НДФЛ.

Также, следует отметить, что в Российской Федерации все бремя по исчислению, удержанию и перечислению налога возложено не на работников, а на работодателей, не заинтересованных в уплате данного налога.

Существуют различные  предложения по решению данной проблемы, однако все они сходятся в том  мнении, что необходимо построить оптимальную систему взимания налога на доходы физических лиц, обеспечивающую удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России.

Также разработан целый комплекс мер по выводу зарплат из тени. Кроме того, предполагается максимальное упрощение процедуры расчета и уплаты налога на доходы физических лиц для добросовестных налогоплательщиков; создание совершенной законодательной налоговой базы; совершенствование системы сбора налога на доходы физических лиц, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения; создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.

Однако, кардинальная замена налогового законодательства была бы губительна для экономики страны. Необходима определенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

1. Аипкин С. М. Налогообложение при возмещении затрат // Налоговый вестник. 2008. №9. С. 152.

2. Акимова В.А. Как получить вычет при строительстве или покупке жилья // Налоговый вестник. 2009. №2. С.71-73.

3. Акимова В.М.,  Налоговые формы, которые ведутся налоговыми агентами для учета налога на доходы физических лиц // Налоговый вестник. 2008. №4. С. 79.

4. Акимова В.М.,  О налоге на доходы физических лиц // Налоговый вестник. 2008. №6. С. 59.

5. Акимова В.Н. Исчисление и уплата налога на доходы физических лиц // Налоговый вестник. 2008. №12. С. 46.

6. Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение.- М.: Эксмо, 2008. 496 с.

7. Апель А.Л. Налогообложение физических лиц в Российской Федерации.- СПб.: Питер, 2003. 160 с.

8. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 198 с.

9. Бюджетный кодекс РФ. (с изм. и доп.на 2009 г.). М.: Омега-Л, 2009. 295 с.

10. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учебн. пособие.— М.: ФБК-ПРЕСС, 2008. 122 с.

11. Гарант: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / НПП, «Гарант-Сервис». М., версия от 05.11.2009.

12. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (с изм. и доп. на 2009 г.). М.: Омега-Л, 2009. 282 с.

13. Дубоносов, Е.С. Методы документальной и фактической проверки в практике налоговых, ревизионных и правоохранительных органов // Налоговый учет для бухгалтера. 2007. № 11. С. 58.

  1. Задорнов, М.М. Финансовая политика государства и возможности ее

реализации// Финансы. 2004. №1. С. 47.

15. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации (ЧАСТЬ 1) (постатейный) (под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова) // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс.

16. Конституция РФ. (с изм. и доп. на 2009 г.). М.: Омега-Л, 2009. 203с.;

17. Кудиярова Е.Н. Налогообложение в Российской Федерации доходов физических лиц - резидентов и нерезидентов // Налоговый вестник. 2005. №6. С.61.

18. Лермонтов, Ю. Истребование документов в рамках камеральных проверок // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. №3. С.11-12.

19. Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. 2004. №3. С.41-43.

20. Майбуров И. А. Федеральные налоги и сборы: схемы для ускоренного изучения. СПб.: Питер, 2006. 256с.;

21. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение.- М.: Омега-Л, 2008. 302 с.;

22. Мамрукова О. И. Пути реформирования НДФЛ // Налоги и налогообложение. 2007. №4. С. 55-56.

23. Мартынова И. Н. Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в зависимости от налогового статуса налогоплательщика // Налоговый вестник. 2008. №10. С. 47.

24. Налоги и налогообложение/ Под ред. Романовского М. В., Врублевской О.В. СПб.: Питер, 2006. 400 с.

25. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2 (с изм. и доп. на 2009 г.). М.: Омега-Л, 2009. 551 с.;

 

26. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц.- М.: Экзамен, 2004. 448 с.;

27. Отчёт по форме 1-НМ за 2007-2009 гг. Поступления налогов в бюджетную систему РФ;

28. Отчёт по форме 1-НОМ за 2007-2009 гг. Поступления налогов по основным видам экономической деятельности;

29. Отчёт по форме 4-НМ за 2007-2009 гг. Задолженность по налогам и сборам в БС РФ;

30. Отчёт по форме 2-НК за 2007-2009 гг. Проверки налогоплательщиков;

31. Пепеляев, Л. Камеральная проверка - способ помочь правильно заплатить налоги // Налоговый вестник. 2007. №8. С. 18-19.

32. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение.- М.: Юрайт, 2008. 986 с.

33. Письмо Минфин от 21.04.2008 № 03-04-06-01/96.

34. Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Орле от 26 февраля 1998 г. N 14/036-ГС

35. Постановление Орловского городского Совета народных депутатов «О поправках бюджета Орловской области на 2007 год» № 22/273-ГС от 29 августа 2007 г.

36. Постановление Орловского городского Совета народных депутатов «О проекте бюджета Орловской области на 2008 год (первое чтение)» № 27/336-ГС от 26 декабря 2007 г.

37. Постановление Орловского городского Совета народных депутатов «О проекте бюджета Орловской области на 2008 год (второе и третье чтение)» № 28/350-ГС от 06 февраля 2008 г.

38. Постановление Орловского городского Совета народных депутатов «Об исполнении бюджета Орловской области за 1-ое полугодие 2007 года» № 22/271-ГС от 29 августа 2007 г.

39.Постановление Орловского  городского Совета народных депутатов  «Об исполнении бюджета Орловской области за 2007 год» № 30/376-ГС от 27 марта 2008 г.

40. Приложения к Решению Орловского городского Совета народных депутатов от 26 февраля 1998 г. N 14/036-ГС.

41. Решения Орловского городского Совета Народных Депутатов от 26 февраля 1998 г. № 14/036-ГС «Об утверждении положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Орле».

42. Романова А.В., Куликов Б.П.  О налоге на доходы физических лиц // Налоговый вестник. 2008. №3. С. 55.

43. Романова А.В. О налоге на доходы физических лиц // Налоговый вестник. 2009. №3. С.71.

44. Сабуров Е., Типенко Н. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики, 2005. №12. С. 46.

45. Семейный кодекс РФ. (с изм. и доп.на 2008 г.). М.: Омега-Л, 2008. 64 с.

46. Семина И. В. Имущественные налоговые вычеты и их социально-экономическое значение // Налоговая политика и практика. 2008. №10. С.43-47. Сокол М. П. Налоги с физических лиц // Налоговая политика и практика. 2007. №3. С.17.

48. Сотникова, Л.В. Штрафные санкции по налогам: арбитражная практика и отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности  // Налоговый вестник. 2007. №9.

49. Устав  Орловской области (в редакции Законов Орловской области от 11.08.97 N 43-ОЗ, от 11.08.97 N 44-ОЗ) принят Орловской областной Думой 26 февраля 1996 года;

50. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года, N 184-ФЗ;

51. Ходов Л. Г. Налоги и налогообложение.- М.: Тезис, 2003. 253 с.;

52. Худолеев В. В. Налоги и налогообложение. М.: Форум, 2009. 305 с.;

53. Яковлев И. Г. Социальные налоговые вычеты: условия предоставления и перспективы развития // Налоговая политика и практика. 2008. №7. С.31.

54. www.rg.ru.

55. www.r57nalog.ru.

56. Alchian A. Uncertainty, Evolution, and Economic Theory // Journal of Political Economy. 1999. Vol.58. no. 3: 211-221.

57. Aldrich J. When It Is Rational to Vote? Chapter 17 in Perspectives on Public Choice: A Handbook, ed. Mueller D. Cambridge University Press, Cambridge, 2001.

58. Aoki M., Kim H. Corporate Governance in Transitional Economies. World Bank, Washington, D.C., 2003.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета