Выездная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – изучение основ налогового контроля, а также анализ проведенных проверок УФНС по Самарской области.
Поставленные задачи:
- изучить сущность и формы налогового контроля;
- изучить понятия камеральной и выездной проверки;
- изучить организацию налоговой проверки;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .docx

— 84.20 Кб (Скачать файл)

 


 


Введение

 Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, как с юридических, так и с физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации (далее по тексту - РФ) [1, 68].

Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений.

Тема налогового контроля достаточно сложная и обширная, актуальность данной работы в том, что здесь тема раскрыта очень кратко, точно и доступно для общего понимания. Помимо теории в курсовой, наглядно показана практическая деятельность налоговых органов.

 Курсовая  работа состоит из трех частей:

1) теоретическая часть, в которой раскрываются формы и методы налогового контроля;

2) практическая часть - в  ней проводится анализ  деятельности  Управления Федеральной Налоговой  Службы по Самарской области (далее  по тексту - УФНС), исследуемый период  с 2009 по 2011 годы. Для анализа были  использованы методы сравнения  показателей по удельному весу  и в процентном соотношении, использованы  формы отчетности - 2 Налогового Кодекса (далее по тексту - НК). Данные взяты  с официального сайта УФНС  по Самарской области;

3) проблемная часть - раскрывает  недостатки и проблемы налоговых  проверок, а также предлагает  пути совершенствования налогового  контроля.

Целью курсовой работы является – изучение основ налогового контроля, а также анализ проведенных проверок УФНС по Самарской области.

Поставленные задачи:

- изучить сущность и формы налогового контроля;

- изучить понятия камеральной  и выездной проверки;

- изучить организацию  налоговой проверки;

- изучить методики оценки эффективности налоговых проверок;

- провести анализ налоговых  проверок на примере УФНС по  Самарской области;

- выявить проблемную часть  и найти пути решения.

Объектом исследования курсовой работы является УФНС по Самарской области. Предметом исследования является налоговый контроль.

Для написания данной курсовой работы использовались труды в области теоретической и практической экономики, налоговый кодекс РФ, представленные в списке использованной литературы, интернет сайты, а также годовые отчетности УФНС по Самарской области. Тема налогового контроля в достаточной степени освещена в различных литературных источниках. В основе теоретической главы использовались материалы Епифанова О.В. “Налоги и налогообложение”, Зрелова А..П. “Налоги и налогообложение”, Семенихина В.В. “Налоговые проверки”.

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы налоговой проверки

1.1  Формы и методы налогового контроля

Сущность и формы налогового контроля.

Налоговый контроль— вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами [1, 106].

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

- государственный налоговый учет;

- мониторинг и оперативный налоговый контроль;

- камеральный и выездной налоговый контроль;

- административно-налоговый контроль.

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.

Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

Государственный налоговый учет.

Государственный налоговый учет в России осуществляется путем:

- учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства;

- учет объектов налогообложения [6, 76].

Законодатель предусмотрел учет только налогоплательщиков, но не плательщиков сборов.

Ведение учета возлагается на налоговые органы.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК [1, 107].

Основными методами государственного налогового учета являются:

- постановка на учет;

- внесение изменений в учетные данные;

- снятие с учета.

Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются постоянность, непрерывность, всеобщность, императивность процедурного обеспечения. Учет налогоплательщиков относят к числу пассивных форм налогового контроля.

Результатом учета налогоплательщиков является получение следующих категорий информации, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:

- количество и виды налогоплательщиков на определенной территории;

- точное место их нахождения, в том числе фактический и юридический адреса;

- иная финансово-учетная информация, например, номер расчетного счета в банке;

- виды осуществляемой ими деятельности и территориальные пределы ее осуществления;

- размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщика;

- характер связей с другими налоговыми субъектами, например наличие филиалов и представительств;

- иная значимая для решения задач налогового контроля информация.

Для физического лица необходимость встать на учет в налоговом органе, как правило, возникает с момента возникновения у него объекта налогообложения.

Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей по постановке на учет в налоговом органе возникает независимо от наличия обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей по уплате налогов или сборов.

НК предполагает возможность проведения учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке [1, 110].

Инициативная процедура постановки на учет означает, что налоговый орган на основе данных и сведении о налогоплательщике самостоятельно принимает меры к постановке налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Инициативная постановка па учет может быть произведена до подачи заявления налогоплательщиком.

Заявительная процедура постановки на учет предусматривает постановку налогоплательщика на учет только после направления им в адрес налогового органа письменного заявления с просьбой поставить его на учет. Ранее такая процедура была предусмотрена НК для всех категорий налогоплательщиков за исключением физических лиц, в настоящее время — только при постановке на учет организацией своего обособленного подразделения.

Мониторинг и оперативный налоговый контроль.

Мониторинг и оперативный налоговый контроль преследуют цель получения информации от текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика. Посредством мониторинга и оперативного контроля возможно и обеспечение контроля налоговых поступлений.

На сегодняшний день возможности мониторинга и оперативного налогового контроля текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков российскими налоговыми органами фактически не используются. Деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в России практически ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства.

Контроль текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков и их налоговых поступлений может производиться в пассивной или активной формах. Пассивный контроль имеет форму наблюдения (мониторинга) за действиями налогоплательщика. Соответственно в случае перехода к активной фазе такая деятельность получит название «оперативный налоговый контроль».

Методические приемы хронометражных обследований используются, как правило, только в рамках камерального и выездного налогового контроля.

Налоговый мониторинг налоговых поступлений, как правило, сводится к учету налоговых поступлений в бюджет.

При переходе к активной фазе контроля хозяйственной деятельности (оперативному налоговому контролю) состав методов изменяется, и в его состав могут войти:

- контрольная закупка;

- рейдовая проверка;

- инвентаризация.

Из перечисленных методов российские налоговые органы вправе использовать в рамках налогового контроля только метод проведения инвентаризации. При этом, как и в случае с хронометражным обследованием, инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества, как правило, проводится в рамках выездного налогового контроля. Проведение контрольных закупок и рейдовых проверок в рамках налогового контроля в России не допускается. Выявленные при применении таких методов контроля факты нарушений (в том числе и налогового законодательства) признаются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Оперативный налоговый контроль налоговых поступлений предполагает контроль и анализ погашения налоговых обязательств. Одним из методов такого контроля является проведение налоговых обследований.

Налоговые обследования могут проводиться в целях:

- сбора сведений о доходах и других объектах налогообложения;

- изучения причин образования задолженности по налоговым обязательствам;

- анализа выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, использующими налоговые льготы [6, 78-80].

Камеральный и выездной налоговый контроль.

Одной из особенностей процедуры проведения камерального и выездного налогового контроля в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение камерального и выездного налогового контроля позволяет органам налоговой администрации не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения выяснить причины таких отклонений [12, 130].

Заметим, что в рамках проведения камерального и выездного налогового контроля при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно.

Эта граница проявляется в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До момента выявления этого факта проведение налогового контроля имеет четко выраженный контрольно-проверочный характер. Если факт отклонения так и не будет выявлен, то налоговый контроль не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы.

С момента выявления отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе налогового контроля проверяющими предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий — попытка их квалификации. Все указанные действия необходимо расценивать как проведение налогового расследования в режиме налогового законодательства.

Налоговый контроль «переключается» в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме [6, 82].

Информация о работе Выездная налоговая проверка