Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является – изучение основ налогового контроля, а также анализ проведенных проверок УФНС по Самарской области.
Поставленные задачи:
- изучить сущность и формы налогового контроля;
- изучить понятия камеральной и выездной проверки;
- изучить организацию налоговой проверки;
Камеральный налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения камеральных налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Проведение камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации;
- выявить арифметические
ошибки в поступившей от
- осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.
В современной системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две функции:
- контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;
- отбора налогоплательщиков
для проведения выездных
Проведение проверки не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
За исключением особых случаев, проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и необходимых документов.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, в частности, путем:
- получения объяснений налогоплательщика;
- истребования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, правомерность применения налоговых вычетов и льгот;
- опроса свидетелей;
- назначения экспертизы,
проводимой на основании
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки [12, 132].
После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается налогоплательщику.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Выездной налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения выездных налоговых проверок. Особой разновидностью выездных налоговых проверок являются повторные выездные налоговые проверки. Идентичные по своей сути выездным налоговым проверкам, повторные проверки имеют некоторые отличия, связанные с процедурой их назначения и проведения.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
- осуществивший постановку
подлежащей проверке
- по месту нахождения организации;
- по месту жительства физического лица [1, 108].
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки [6, 84].
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:
- более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных НК);
- две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Указанные ограничении не распространяются:
- на выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика;
-повторные выездные налоговые проверки.
Повторные выездные налоговые проверки могут проводиться:
- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного [1, 119-120].
Срок проведения любой выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Общий перечень налогово-проверочных действий, возможных при проведении выездной налоговой проверки, включает:
- инвентаризацию имущества налогоплательщика;
- осмотр (обследование) помещений и территорий;
- истребование документов;
- выемку документов;
- проведение опроса;
- проведение экспертизы;
- осуществление перевода.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки;
1) для истребования документов (информации);
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:
- даты начала и окончания налоговой проверки;
- период, за который проведена проверка;
- наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
- адрес места нахождения
организации или места
- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки,
- документально подтвержденные
факты нарушений
- выводы и предложения
проверяющих по устранению
После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается налогоплательщику.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям [6, 80-84].
Административно-налоговый контроль.
Указанная форма налогового контроля предполагает контроль за уполномоченными органами по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
С точки зрения российского налогового законодательства, применение подобной формы налогового контроля теоретически допустимо и может применяться в первую очередь к лицам, имеющим статус сборщика налога. Однако по своему содержанию контроль указанных лиц маю чем отличается от камерального и выездного налогового контроля налогообязанных лиц, речь о котором шла выше [6, 84].
1.2 Налогово – проверочные действия налогового контроля
Истребование документов.
Истребование документов является одним из немногих налогово-проверочных действий, возможность осуществления которого предусмотрена при проведении как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки [13, 147].
Процедура истребования документов в рамках налоговой проверки включает необходимость выполнения двух действий:
- направление требования о предоставлении документов:
- получение истребованного.
Целью истребования служит получение конкретизированной документально зафиксированной информации, проведение анализа которой необходимо для решения задач налоговой проверки.
Истребование документов может производиться:
- у проверяемого лица;
- у любых иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица [1, 126].
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий, В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Выемка документов и предметов.
Функциональная сущность выемки предполагает принудительное изъятие соответствующих объектов— носителей информации.
Основаниями для проведения выемки в НК названы:
- отказ проверяемого лица, которому направлено требование, от представления запрашиваемых документов;
- непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки.
Причинами проведения выемки документов в НК названы:
- наличие у осуществляющих
проверку должностных лиц
Достаточных оснований полагать, что документы,
свидетельствующие о совершении правонарушений,
могут быть уничтожены, сокрыты, изменены
или заменены;
- отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки [1, 127].
Выемке подлежат две категории документов:
- свидетельствующие о совершении правонарушений;
- запрошенные у проверяемого лица, но не предоставленные им в установленные сроки.
Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки, в ходе выемки не могут быть изъяты.
Изъятие подлинников документов может быть произведено при соблюдении следующих условий:
- для проведения контрольных
мероприятий недостаточно
выемки копий документов проверяемого;
- у проверяющих есть достаточные
основания полагать,
что подлинники документов будут уничтожены,
сокрыты, исправлены или заменены [1, 129].
По результатам выемки документов и предметов составляется соответствующий протокол.
Проведение осмотра.
Целью проведения осмотра является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, предоставленной проверяемым, фактическому состоянию [13, 151].
Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в НК названы:
- необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, предоставленным налогоплательщиком;
- выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.
О производстве осмотра составляется отдельный протокол. НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки: