Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является – изучение основ налогового контроля, а также анализ проведенных проверок УФНС по Самарской области.
Поставленные задачи:
- изучить сущность и формы налогового контроля;
- изучить понятия камеральной и выездной проверки;
- изучить организацию налоговой проверки;
Одним из важнейших направлений совершенствования налогового контроля является непосредственное совершенствование его форм и методов, методологии проведения налоговых проверок.
Анализ контрольной работы инспекции показывает, что в плане дополнительного начисления сумм платежей наибольшую роль играют документальные проверки. Именно поэтому областное управление контроля в целях совершенствования работы налоговиков в этой области пристальное внимание уделяет разработке соответствующих методических указаний, памяток, которыми руководствуются специалисты при проверках. Положительным явлением стало регулярное проведение соответствующих семинаров и совещаний, а также глубокий анализ имевших место нарушений, определение тенденций в таких нарушениях. То есть важнейшее направление повышения эффективности налогового контроля – совершенствование методологии налоговых проверок.
Одной из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятиями предложений по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.
Таким образом, совершенствование документального контроля должно базироваться на совершенствовании его методологической основы, повышении квалификации проверяющих, особенно в части отраслей.
Одним из направлений совершенствования качества камеральных налоговых проверок является осуществление определенных мер по автоматизации данного процесса. В настоящее время расчеты по налогам сдаются плательщикам на бумажном носителе, в связи с чем процесс их проверки сопряжен с затратами времени и усилий. ФНС Российской Федерации одной из важных задач по совершенствованию предварительного контроля определило автоматизацию камеральных проверок, благодаря которой плательщики имели бы возможность сетевых коммуникаций с налоговыми органами. Система сдачи расчетов по налогам в электронном варианте по специальным каналам связи позволила бы снизить трудоемкость процесса проверки, сэкономить время, затрачиваемое инспекторами на обработку соответствующей информации, а значит и существенно расширить охват плательщиков камеральными проверками. Кроме того, это обеспечило бы возможность замены механического труда аналитическим.
В целях повышения эффективности контроля за теневым оборотом весьма действенной мерой может быть контроль инспекции за строительством фешенебельных особняков и, как следствие, контроль за расходами этих лиц, который может способствовать выявлению незаконной предпринимательской деятельности.
Поскольку весьма значительную часть налогоплательщиков составляют физические лица и индивидуальные предприниматели, то нельзя забывать о повышении эффективности контрольной работы в отношении этой категории плательщиков. Так, в части физических лиц необходимо повысить результативность контроля за их расходами. Такой вид контроля должен быть законодательно урегулирован нормами налогового законодательства. В частности, следует ввести положения о контроле за приобретением физическими лицами валютных ценностей в результате совершения операций, превышающих определенную сумму.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что пути совершенствования налогового контроля на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению налогового контроля: приоритетным направлением должен статьи именно контроль за нелегальным теневым оборотом, а не выявление мелких нарушений, необходимых для выполнения налоговым инспектором доведенного до него “плана”. Несомненно, позитивным моментом в процессе совершенствования налогового контроля является своеобразное поощрение добропорядочных налогоплательщиков
В заключение следует заметить, что повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться [16, 20, 21].
Заключение
Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения и исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов.
Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают основное место, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.
Во многом эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. Некоторые из них облекаются в форму ведомственных нормативных правовых актов, методических рекомендаций (указаний). В своей совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля. В этой связи следует отметить, что успех контрольной деятельности в сфере налогообложения во многом зависит от качества методик, рекомендуемых для использования должностными лицами налоговых органов.
Особое место в налоговом контроле занимает выбор методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов. На сегодняшний день совершенной методики не существует. В каждой имеются свои минусы и недостатки. Построение единой системы оценки деятельности налоговых органов проблематично.
Исходя из анализа по работе УФНС по Самарской области, мы обнаружили, что из проведенных проверок в 2011 году, 37,6% выявили нарушения. Вследствие того, что проверок было проведено меньше, чем в 2009, 2010 годах, не исключая также добропорядочность граждан уплачивающих налоги, было выявлено меньшее количество нарушений, что повлекло за собой снижение дополнительно начисленных платежей. Что еще раз доказывает нам, о крайней необходимости проведения налоговых проверок, как контроля за деятельностью налогоплательщиков и хозяйствующих субъектов.
В заключение следует заметить, что повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, Части 1 и 2.
2. Федеральный закон от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
3. Постановление Правительства
РФ от 30.09.2004 г. № 506 «Об утверждении
Положения о Федеральной
4. Положение по ведению
бухгалтерского учета и
5. Епифанов О.В. Налоги и налогообложение: учеб.-практ. пособие / О. В. Епифанов, Л. В. Сальникова. - М.: 2005. - 143 с.
6. Зрелов А..П. Налоги и налогообложение. / Под ред. А..П. Зрелов – М: 2010 -147с.
7. Иванова В.Н. Ответственность за правонарушения в сфере налогообложения: учеб.-метод. комплекс / В. Н. Иванова; Ульяновский гос. ун-т. - ВУЗ/изд. - Ульяновск: УлГУ, 2006. - 70 с.
8. Налоговые процедуры: учеб. пособие / А. Н. Козырин [и др.]; под ред. А.Н. Козырина. - М.: Норма, 2008. - 255 с
9. Либерман К.А. Совмещение режимов налогообложения. Раздельный учет. Сложные моменты бухгалтерского и налогового учета. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. 184 с
10. Нестеренко Н.А. Налоговый учет / Н. А. Нестеренко, Е. С. Цепилова. - Ростов: Феникс, 2008. - 412 с.
11. Никулкина, И. В. Общая теория налогообложения / И. В. Никулина. – М.: Эксмо, 2010. – 208 с.
12. Овчинникова Н. О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов / Н. О. Овчинникова. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 284 с.
13. Семенихин В.В. Налоговые проверки. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. 256 с.
14. Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение / В. А. Скрипниченко. – СПб: Питер, 2010. – 464 с.
15. Налоги и налогообложение / Под ред. Д. Г. Черника. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 368 с.
16. www.alleng.ru – Образовательный ресурс
17 www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант»
18. www.kodex.ru - Информационно-правовой портал «Кодекс»
19. www.nalog.ru- Федеральная налоговая служба России
20. www.nalogoved.ru- Журнал «Налоговед»
21. www.nspor.ru - Журнал «Налоговые споры»
22. www.r63.nalog.ru – УФНС по Самарской области
23. www.rg.ru - «Российская газета»
24. www.studyspace.ru- Бесплатная библиотека
25. www.vestnik-vas.ru- «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ»
26. www.zakon.ru - Журнал «Закон»