Выездная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:24, реферат

Краткое описание

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения о проведении выездной налоговой проверки, которое принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Форма решения о проведении выездной налоговой проверки является унифицированной, поэтому любое отклонение от нее может свидетельствовать о том, что оно недействительно, а в организацию пожаловали не представители налоговой службы, а самозванцы. В случае выявления нарушений по форме решения можно говорить о незаконности проверки и об отсутствии у налогоплательщика обязанности допускать должностных лиц налогового органа (подтвердивших полномочия служебным удостоверением) на свою территорию.

Содержание

Введение………………………..
Гл. 1 «Теоретические основы организации и проведения выездных налоговых проверок»
Сущность ВНП
Основные этапы ВНП
Приостановление ВНП и повторная ВНП
Дополнительные мероприятия налогового контроля, проводимые в рамках ВНП
Оформление результатов ВНП и вынесение решения по ВНП
Гл. 2 «Практика проведения ВНП и оформление их результатов на примере ИФНС России по г. Сургуту»
2.1. Характеристика деятельности ИФНС и отделов проводящих ВНП
2.2. Методы формирования доказательной базы, используемые в практике ИФНС России по г. Сургуту
2.3. Проведение ВНП и оформление ее результатов на примере условного налогоплательщика
2.4. Анализ проблем, возникающих у сотрудников ИФНС России при проведении ВНП (статистика по ИФНС)

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе:

  • истребовать у налогоплательщика документы с целью проверки полноты и правильности исчисления налогов
  • истребовать документы о налогоплательщике у его контрагентов или иных лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика
  • допрашивать  в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля
  • производить осмотр территории налогоплательщика, документов и предметов
  • производить выемку документов и предметов
  • назначать проведение экспертиз
  • привлекать специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля 

Такие мероприятия, как истребование документов (как у налогоплательщика, так и у иных лиц), производство выемки документов и предметов, проведение экспертиз должны производиться исключительно на основании мотивированных постановлений налоговых органов, вынесенных в соответствии с утвержденными формами.

 

Выемка документов и предметов

В ходе выездной налоговой проверки у проверяемого налогоплательщика может быть произведена выемка документов и предметов. 

Выемка документов и предметов  производится только в двух случаях: если

налогоплательщик отказался выдать документы и предметы по требованию налогового органа в установленный  десятидневный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ), а также в случае, если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что документы и предметы, очевидно свидетельствующие о наличии налоговых правонарушений со стороны налогоплательщика, могут быть им уничтожены, сокрыты, изменены либо заменены на другие (п. 14 ст. 89 НК РФ).

Выемка документов и предметов  по иным основаниям является незаконной. К примеру, она не может быть продиктована только необходимостью всестороннего  и объективного рассмотрения материалов налоговой проверки. Однако, что такое «достаточные основания полагать» (что интересующие налоговиков документы и предметы будут уничтожены)? Понятие «достаточных оснований» в данной ситуации является оценочным. В этой связи вопрос о законности или незаконности выемки в каждом конкретном случае будет решатся арбитражным судом.

Выемка документов и предметов  в ходе выездной налоговой проверки производится на основании мотивированного  постановления должностного лица налогового органа, производящего данную налоговую проверку (приведено ниже). Помните, что это постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа. При производстве выемки предметов и документов обязательно присутствие понятых. Непосредственно перед выемкой должностное лицо налогового органа, производящее её, должно предложить налогоплательщику, у которого производится выемка, добровольно выдать требуемые документы и предметы. Если налогоплательщик отказывается это сделать, то налоговый инспектор вправе фактически обыскать помещение налогоплательщика, вскрывая самостоятельно помещения и иные места, где могут находится подлежащие выемке документы и предметы. Мало того, если есть необходимость, то при производстве принудительной выемки документов и предметов могут быть повреждены запоры, замки, двери и иные предметы (в случае, если в этом возникнет необходимость).  

Производство выемки документов и  предметов в ходе выездной налоговой  проверки непременно опосредуется составлением протокола этого процессуального  действия (приведен ниже). В протоколе выемки предметов и документов должны быть не только перечислены, но и описаны все изъятые документы и предметы с точным указанием наименования и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – и их стоимости.

Зачастую налоговый орган в  ходе выездной налоговой проверки изымает у налогоплательщика массу документов, не утруждая себя их описанием в протоколе выемки непосредственно при её производстве. Эти изъятые документы упаковываются в большие коробки. Коробки с изъятыми в ходе выемки документами опечатываются, а в протокол выемки вносится запись о названии изъятых папок (но не конкретных документов). Впоследствии эти коробки с документами вскрываются на территории  налоговой инспекции в присутствии представителя налогоплательщика и составляется опись изъятых документов.

Правомерны ли такие действия? Печально, но арбитражные суды, в основном, соглашаются с законностью данной процедуры. При этом многие судьи  ссылаются на отсутствие замечаний  налогоплательщика в протоколе  выемки относительно того, что документы упакованы в коробки и не описан каждый изъятый в ходе выездной налоговой проверки документ. Т.о., шанс оспорить изъятие документов коробками есть только у тех налогоплательщиков, которые внесли соответствующее замечание в протокол выемки. Не забудьте внести такие замечания и не поленитесь это сделать !

Ниже приведены утвержденные Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ формы постановления налогового органа о производстве выемки документов и предметов, протокола выемки и приложения к нему в виде  Описи изъятых в ходе выемки документов и предметов

Осмотр помещений и предметов

В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов  могут произвести осмотр территорий и помещений налогоплательщика, в отношении которого производится проверка, а также принадлежащих ему документов и предметов.

Возможен ли осмотр помещений и  предметов и вне рамок выездной налоговой проверки? В каком случае?  Осмотр помещений и предметов и вне рамок выездной налоговой проверки может быть проведен в случае, если данные документы и предметы получены должностным лицом налогового органа в ходе ранее произведенных им действий по осуществлению налогового контроля. Второй случай – это наличие согласия владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Осмотр помещений и предметов в рамках выездной налоговой проверки производится обязательно в присутствии двух понятых. Понятыми не могут быть должностные лица налогового органа.

Знайте, что при проведении осмотра  вправе присутствовать сам проверяемый  налогоплательщик (представитель налогоплательщика), а также приглашенные специалисты. Этому праву налогоплательщика корреспондирует соответствующая обязанность налогового органа обеспечить возможность такого присутствия.

Осмотр помещений и предметов  может сопровождаться фото- и киносъемкой, видеозаписью. С документов могут сниматься копии.

Производство осмотра непременно должно опосредоваться составлением соответствующего протокола. Причем протокол должен быть составлен по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ (приложение № 4, приведено ниже).

Обратите внимание и на то, что  в ходе осмотра помещений в  рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе провести также и инвентаризацию имущества  налогоплательщика.  Это право налогового органа обозначено в п.п. 6 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ. Суть инвентаризации традиционная – переписать имущество налогоплательщика (каждый объект) с целью сравнить наличное имущество с тем составом, который отражен в отчетности организации (отражено в балансе). Цель инвентаризации имущества состоит в выявлении в ходе выездной налоговой проверки неучтенных имущественных объектов, подлежащих налогообложению и проверке полноты учета обязательств организации. Инвентаризация имущества производится на основании письменного распоряжения руководителя налогового органа (или его заместителя) по месту нахождения имущества налогоплательщика.

Истребование документов при проведении выездной налоговой проверки

При проведении выездной налоговой  проверки у проверяемого лица могут быть истребованы необходимые документы. Истребование документов производится посредством выставления соответствующего требования в адрес налогоплательщика лицом, проводящим налоговую проверку.

Требование о представлении  документов составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (приведено ниже).

Документы должны быть предоставлены  налогоплательщиком в виде заверенных им самим копий. Срок предоставления документов составляет десять рабочих  дней со дня вручения соответствующего требования.

Документы, истребуемые налоговым  органом в рамках выездной налоговой  проверки,  проверяемое лицо не всегда имеет возможность представить в течение обозначенного срока. Что делать в этой ситуации? В случае невозможности своевременного предоставления истребуемых документов необходимо письменно об этом сообщить налоговому органу, указав при этом на причины, по которым документы не могут быть переданы налоговому органу для проверки, и на сроки, в течение которых они могут быть представлены. В такой ситуации руководитель налогового органа вправе продлить сроки представления документов или же отказать в продлении этого срока.  Об этом выносится отдельное решение.

Следует иметь в виду, что вы вправе не представлять документы, никак не связанные с расчетом и уплатой налогов. Этой же позиции придерживаются и арбитражные суды. Например, налогоплательщик вправе не предоставлять налоговому органу документы, относящиеся к техническим характеристикам выпускаемой продукции (если они не имеют отношения к определению себестоимости), документы об образовании работников. Будет неправомерным также требование лица, проводящего налоговую проверку, о представлении документов, не имеющих никакого отношения к проверяемым налогам и теме проверки. Например, при проверке ЕСН неправомерным будет требование о представлении журналов-ордеров по счетам учета основных средств.

Непредставление документов по требованию налогового органа в установленный  срок чревато наложением на налогоплательщика  штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ч. 1 ст. 126 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ уполномочивает налоговый орган при проведении выездных налоговых проверок запрашивать  сведения о проверяемом налогоплательщике  у предприятий и организаций, которые такими сведениями располагают (ст. 93НК РФ). Получившие такие требования лица должны их исполнить в течение пяти рабочих дней со дня получения (либо сообщить налоговому органу о том, что у них таких сведений не имеется). Следует иметь в виду, что такие сведения истребуются не налоговым органом, производящим выездную налоговую проверку, а по его письменному поручению налоговым органом по месту учета лица, у которого запрошены документы о налогоплательщике ( ч. 3 ст. 93НК РФ). Непредставление таких сведений, не секрет,  влечет ответственность в виде штрафа в размере 5 000 рублей (ч. 2 ст. 126 НК РФ).

С 1 января 2010 года вступила в действие норма п. 5 ст. 93 НК РФ, в соответствии с которой в ходе проведения проверки должностные лица налогового органа не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок этого лица. Названное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, которые впоследствии были возвращены проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.  

Истребуемые документы представляются в виде заверенных копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Копии документов удостоверяются нотариально, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом  сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Непредставление в установленный законодательством  о налогах и сборах срок либо отказ  от представления в налоговые  органы оформленных в установленном  порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Информация о работе Выездная налоговая проверка