Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:24, реферат
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения о проведении выездной налоговой проверки, которое принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Форма решения о проведении выездной налоговой проверки является унифицированной, поэтому любое отклонение от нее может свидетельствовать о том, что оно недействительно, а в организацию пожаловали не представители налоговой службы, а самозванцы. В случае выявления нарушений по форме решения можно говорить о незаконности проверки и об отсутствии у налогоплательщика обязанности допускать должностных лиц налогового органа (подтвердивших полномочия служебным удостоверением) на свою территорию.
Введение………………………..
Гл. 1 «Теоретические основы организации и проведения выездных налоговых проверок»
Сущность ВНП
Основные этапы ВНП
Приостановление ВНП и повторная ВНП
Дополнительные мероприятия налогового контроля, проводимые в рамках ВНП
Оформление результатов ВНП и вынесение решения по ВНП
Гл. 2 «Практика проведения ВНП и оформление их результатов на примере ИФНС России по г. Сургуту»
2.1. Характеристика деятельности ИФНС и отделов проводящих ВНП
2.2. Методы формирования доказательной базы, используемые в практике ИФНС России по г. Сургуту
2.3. Проведение ВНП и оформление ее результатов на примере условного налогоплательщика
2.4. Анализ проблем, возникающих у сотрудников ИФНС России при проведении ВНП (статистика по ИФНС)
Непредставление
должностным лицом органа, осуществляющего
выдачу физическим лицам лицензий на
право занятия частной
Допрос свидетелей
Возможность допроса свидетелей в ходе выездной налоговой проверки закреплена ст. 90 Налогового кодекса РФ.
Кто может быть допрошен в качестве свидетеля? Кто обладает свидетельским иммунитетом, дающим возможность отказаться от свидетельских показаний?
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Свидетельские показания заносятся в протокола допроса. Перед допросом свидетель предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний по ст. 128 Налогового кодекса РФ (неявка или уклонение свидетеля от явки на допрос без уважительных причин влечет наказание в виде штрафа в размере 1 000 (одной тысячи) рублей, а за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, равно, как и за дачу заведомо ложных показаний, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
Как правило, допрос свидетеля производится в помещении налогового органа. Но свидетель может быть допрошен по месту его пребывания (на усмотрение должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку.
Не может быть допрошено в качестве свидетеля лицо, которое в силу своего малолетнего возраста, а равно физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. Не могут быть в качестве свидетелей допрошены и лица, получившие информацию, интересующую лиц, производящих выездную налоговую проверку, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей в случае, если такая информация относится к профессиональной тайне этих лиц. Налоговый кодекс РФ называет два таких лица – адвокат и аудитор. Но этот круг исчерпывающим не является.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 90 Налогового кодекса РФ, от дачи показаний вправе отказаться любое лицо. Н в случаях, предусмотренных законодательством. Такой случай предусмотрен ст. 51 Конституции РФ и вполне универсален для применения: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и своих близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. По сути дела, каждый по своему усмотрению может отказаться от дачи свидетельских показаний. Это так! Если Вы боитесь отказаться сами – пригласите на Ваш допрос в качестве свидетеля налогового адвоката. Будете чувствовать себя гораздо увереннее.
Отдельно о процедуре
Участие специалистов в выездных налоговых проверках
Наряду с экспертами участие
в выездных налоговых проверках
могут принимать также
Главным условием для привлечения лица к участию в выездной налоговой проверке в качестве специалиста является наличие у него специальных знаний и навыков (таких знаний и навыков, которыми должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, не обладает). Привлеченные специалисты не должны собой подменять проверяющих и никак не должны быть заинтересованы в исходе налоговой проверки.
Специалисты не состоят в штате налогового органа, в связи с чем их привлечение к участию в выездной налоговой проверке осуществляется на договорной основе.
Интересно и то, что привлеченный в ходе налоговой проверки специалист может в последующем быть допрошен в суде в качестве свидетеля по делу. Это прямо предусмотрено нормой закона (ч. 3 ст. 96 Налогового кодекса РФ)
Чем отличается специалист от эксперта? В отличие от эксперта, специалист не составляет никаких письменных заключений и не проводит никаких исследований. Специалист вправе давать лишь устные рекомендации должностному лицу налогового органа, проводящему выездную налоговую проверку, оказывать ему практическую помощь. Эксперт, т.о., совершает юридические действия, влекущие правовые последствия для проверяемого лица. Специалист же совершает лишь фактические действия, не влияющие на принятие налоговым органом конкретного решения (действия специалиста, в отличие от экспертного заключения, не образуют собой доказательственную базу, предлагаемую налоговым органом в обоснование совершения проверяемым лицом налоговых правонарушений).
Если привлеченный специалист фактически выполнил функции эксперта (провел исследование, составил соответствующее заключение), то такое заключение является недопустимым доказательством по делу о налоговом правонарушении и должно быть признано таковым, поскольку должностным лицом налогового органа, производящим выездную налоговую проверку, в рассматриваемом случае не соблюдена процедура как назначения, так и проведения экспертизы (ст. 95 Налогового кодекса РФ).
Участие понятых в ходе выездной налоговой проверки
В предусмотренных Налоговым кодексом РФ случаях в ходе выездной налоговой проверки лицо, осуществляющее её, обязано привлечь понятых.
В каких случаях привлекаются понятые? Участие понятых обязательно при производстве в ходе выездной налоговой проверки осмотра территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов (ст. 92 Налогового кодекса РФ), а также при производстве выемки документов и предметов (ст. 94 Налогового кодекса РФ).
Понятые приглашаются в количестве не менее двух человек.
Кто может быть приглашен у качестве понятого ? В качестве понятого может выступить совершеннолетний, дееспособный гражданин, не заинтересованный в исходе выездной налоговой проверки. Т.о., очевидно, что в качестве понятого не может участвовать в мероприятиях налогового контроля представитель налогового органа или представитель налогоплательщика.
Понятые удостоверяют в протоколе соответствующего мероприятия налогового контроля сам факт, содержание и результаты произведенных должностным лицом налогового органа, осуществляющим выездную налоговую проверку, действий, произведенных в их присутствии. Понятые вправе делать по поводу совершенных в их присутствии действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.
Если возникнет необходимость, понятые могут быть опрошены по обстоятельствам совершения удостоверенных ими действий.
Оформление результатов проверки
По результатам выездной налоговой проверки составляется соответствующий акт (ст. 100 НК РФ). Акт должен быть составлен лицом, проводившим выездную налоговую проверку, в течение двух месяцев со дня окончания проверки.
Днем окончания выездной налоговой проверки считается день составления справки о проведенной проверке (ч. 8 ст. 89 НК РФ). Форма справки о выездной налоговой проверке утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ (приведена ниже).
В справке о проведенной выездной налоговой проверке проверяющий указывает предмет проверки и сроки её проведения. Справка вручается под роспись представителю налогоплательщика. Если же налогоплательщик уклоняется от получения справки, то она направляется по почте заказным письмом налогоплательщику или его представителю (ч. 15 ст. 89 НК РФ).
Акт выездной налоговой проверки подписывается проводившими её лицами, а также лицом, в отношении которого проверка проводилась (или его представителем). Может ли налогоплательщик отказаться подписывать акт выездной налоговой проверки (в случае, если он с этим актом не согласен)? В общем, может. Но проблемы для налогового органа это не образует, поскольку в этом случае просто делается запись в самом акте.
Оформление результатов выездной налоговой проверки, как и камеральной, регулируется нормами ст.100 НК РФ.
Пунктом 1 ст.100 НК РФ установлено, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В соответствии с п.15 ст.89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
В случае если налогоплательщик
(его представитель) уклоняется от получения
справки о проведенной
Согласно п.2 ст.100 НК РФ акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
В п.3 ст.100 НК РФ закреплен перечень обязательных реквизитов, отражаемых в акте налоговой проверки, а именно:
1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
2) полное и
сокращенное наименования либо
фамилия, имя, отчество
3) фамилии, имена,
отчества лиц, проводивших
4) дата и номер
решения руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа
о проведении выездной
5) перечень документов,
представленных проверяемым
6) период, за который проведена проверка;
7) наименование
налога, в отношении которого
проводилась налоговая
8) даты начала
и окончания налоговой
9) адрес места
нахождения организации или
10) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
11) документально
подтвержденные факты
12) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Редакция ст.100 НК РФ, действовавшая до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, не предъявляла требований к структуре акта налоговой проверки.
В п.4 ст.100 НК РФ установлено, что форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России).
Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ N САЭ-3-06/892@), применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31.12.2006, утверждены формы актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговой проверки (Приложения 4, 5 Приказа N САЭ-3-06/892@), а также требования к составлению акта налоговой проверки (Приложение 6 Приказа N САЭ-3-06/892@).
Ранее Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138 была утверждена Инструкция о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Приказом N САЭ-3-06/892@ предусмотрено, что акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.
При проверке организации, включая ее филиалы и представительства, акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки филиалов и представительств, изложенных в разделах акта. Раздел акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства) оформляется в общеустановленном порядке и подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими проверку филиала (представительства), и руководителем (уполномоченным им лицом или представителем организации) филиала (представительства).