Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:18, дипломная работа
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует
систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных
уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими
лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим
налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики
обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в
определенные сроки.
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Налоговый контроль, как основная форма финансового контроля
1.2. Формы, методы и виды налогового контроля
2. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРККИ
3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
3.1. Проблемы проведения налогового контроля
3.2. Пути совершенствования налогового контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
относятся Счетная Палата, Департамент налоговой политики Министерства
финансов РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ, Правовой департамент и
др.
Федеральные и местные исполнительные органы власти выполняют контрольные
функции через финансовые органы:
-Министерство финансов РФ;
-Федеральное казначейство;
-Министерство РФ по налогам и сборам;
-Федеральная служба налоговой полиции РФ;
-Государственный таможенный комитет РФ;
-органы государственных внебюджетных фондов;
-финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Министерство Финансов
РФ – федеральный орган
обеспечивающий проведение единой финансовой, налоговой, бюджетной и валютной
политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти. Для исполнения своих полномочий Министерство
финансов создает свои территориальные органы.
Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль по
операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и
получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников
бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных
внебюджетных фондов,
взаимодействует с другими
исполнительной власти в процессе осуществления контроля и координирует их
работу. Кроме того, функционируют 87 управлений федерального казначейства по
субъектам РФ и развернуто 2153 отделения федерального казначейства.
На Министерство РФ по налогам и сборам возложены выработка и осуществление
единой налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в
бюджеты всех уровней и государственных внебюджетных фондов налогов и других
обязательных платежей в полном объеме. Систему органов Министерства РФ по
налогам и сборам можно изобразить следующим образом:
Рис.1.1. Система
органов Министерства
Федеральная служба налоговой полиции РФ осуществляет контрольные функции
путем, выявления предупреждения и пресечения налоговых поступлений и
правонарушений.
Налоговый контроль
следует рассматривать как
основную форму налогового администрирования. Он имеет все черты, присущие
финансовому контролю, и одновременно обладает специфическими чертами, что
проявляется в более узкой сфере действия.
Налоговый контроль имеет государственный властный характер, он проявляется
при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за
исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других
обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и
нормативными актами. Особенностью является то, что субъектам налогового
контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения дел о применении
финансовых и административных санкций. Государственный властный характер
налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений,
основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием
налогоплательщиков уплачивать налоги. В условиях недостаточно развитой
организации налогового контроля, несовершенства налогового законодательства
властность порождает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов,
неприятие действующей налоговой системы.
При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм
сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит,
налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые
поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.
Недовольство политикой властей и нежелание платить налоги имеют глубокие
исторические корни, что объективно требует постоянного совершенствования
методов учета налогоплательщиков и сбора налогов.
Налоговая система государства построена таким образом, что налогоплательщик
определяется не выборочно, а подлежит учету. К уплате налогов привлекаются
граждане и все хозяйствующие субъекты, среди которых проводится постоянная
предупредительная работа, идентифицирование, отслеживаются объекты
налогообложения. В ряде стран с развитой налоговой системой проводится
идентифицирование
потенциальных
момента рождения и до конца жизни.
Государство обязано создать прочную основу для организации и проведения
налогового контроля, сделать его независимым. Независимость от местных
властных органов в условиях коренной ломки экономических отношений,
затрагивающих интересы всех хозяйствующих субъектов и большинства граждан,
предполагает реализацию на практике проводимой в стране налоговой политики с
использованием норм налогового права, а не субъективных решений и мнений.
Практика стран с развитой налоговой системой, опыт Российской Федерации за
истекшие 11 лет убедительно доказали необходимость использования
специфических методов борьбы с сокрытием доходов и уходами от налогов
(например, получение конфиденциальной информации о доходах, использование
нетрадиционных источников информации). Для этих целей созданы специальные
правоохранительные органы (налоговая полиция, служба расследования налоговых
преступлений и др.).
Особые отношения, возникающие по поводу изъятия у налогоплательщиков средств,
имеющие фискальный характер – еще одна особенность налогового контроля. В
таких отношениях требуется создание прочной правовой основы. Поэтому важной
специфической чертой налогового контроля является то, что все виды налогов, а
также права и
обязанности субъектов
законодательными и нормативными актами, а функции налогового контроля
выполняются только в рамках их регламента. В России, где налоговые законы,
как правило, не прямого действия и допускается их толкование исполнительными
органами власти или от лица Госналогслужбы, в отношениях с
налогоплательщиками возникает множество проблем. В связи с этим важное
значение приобретает работа по глубокому изучению нормативных актов
субъектами налогового контроля, разъяснению их среди налогоплательщиков.
Контроль за сборами налогов предполагает всеобъемлющий учет
налогоплательщиков (как фактических, так и потенциальных) объектов
налогообложения,
отслеживание результатов финансово-
деятельности, хозяйственных операций и т. д. В связи с этим без
соответствующей разносторонней информации о хозяйствующих субъектах и
гражданах государство не получит ожидаемых поступлений в казну. Условием
осуществления налогового контроля является информационность, причем активную
роль в создании и постоянном совершенствовании информационной системы играют
субъекты налогового контроля.
Особая роль налогового контроля заключается также в необходимости
стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления бюджетных доходов,
соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения
обязательств перед государством физическими и юридическими лицами.
Основными документами,
регламентирующими
контроля в РФ, являются Закон РФ «О государственной налоговой службе РСФСР»,
принятый Верховным Советом РСФСР 21 марта 1991 г., Указ Президента РФ «О
государственной налоговой службе Российской Федерации» от 31 декабря 1991 г.
и утвержденное им Положение о ГНС РФ, а также Налоговый Кодекс РФ.
Налоговый контроль
можно рассматривать в
техническом аспектах. Первый из них представляет собой выбор форм контроля,
состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы
осуществления контрольных действий; третий - совокупность приемов проверки,
их последовательности и взаимоувязки.
Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных
отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и
сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к
ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов,
обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных
лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.
Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и
полнота исполнения
налогоплательщиками своих
отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом
следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных
обязанностей
Налогового Кодекса Российской Федерации, относится также ведение в
установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов
налогообложения
и представление налоговым
документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого
законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского
(налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся
в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет
налогового контроля.
Субъектами налогового контроля в РФ являются органы налоговой службы
(Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), налоговой
полиции, милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за
поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства.
Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных
случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым
платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей
Информация о работе Выездные налоговые проверки как форма налогового контроля