Исторический опыт развития налоговой системы России и его значение на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Любое государства в своих целях использует различные налоговые инструменты и налоги, формируя бюджеты различных уровней. Система налогообложения имеет следующие цели:
1) обеспечивать уровень налоговых доходов, который определяется бюджетами соответствующих уровней;
2) способствовать развитию экономики, повышению объемов производства, воздействовать на структуру производства;
3) содействовать перераспределению общественных доходов между разными слоями населения и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1 Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы……………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России………………………………………………………7
1.2 История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России……………………………………...11
2 Современная налоговая структура РФ……………………………………….19
2.1 Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в настоящее время………………………………………………………19
2.2 Принципы построения, функции и элементы налоговой системы РФ на данном этапе развития…………………………………………………………..22
3 Перспективы совершенствования налоговой системы в России на основе исторического опыта……………………………………………………………27
3.1 Влияние налоговой системы на экономическое развитие страны ………27
3.2 Перспективы развития налоговой системы в России…………………….34
Заключение …………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.11 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит  из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов  о налогах и сборах.

Рассмотрим подробнее нормативную  базу в сфере налогов и налогообложения.

Конституция РФ закрепляет обязанность  каждого гражданина платить законно  установленные платежи и сборы (ст. 57). Законы, устанавливающие новые  налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налоговый кодекс РФ - это единый законодательный  акт, который состоит из двух частей. Налоговый кодекс РФ определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых  отношений.

В данном нормативном акте закреплены исчерпывающий перечень налогов  и сборов, которые взимаются на территории РФ, принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  и сборов субъектов РФ и местных  налогов и сборов.

Налоговый кодекс РФ систематизирует  сферу налогового права и закрепляет основополагающие принципы налогообложения  в России.

В части 1 НК РФ закрепляются [8]:

1) общие принципы налогообложения;

2) система налогов и сборов, взимаемых  с юридических и физических  лиц;

3) налоговые органы и участники  налоговых правоотношений;

4) основания возникновения, изменения  и прекращения обязанностей по  уплате налогов и сборов;

5) порядок и процедуры налогового  производства и налогового контроля;

6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов  налоговых органов и защиты  прав налогоплательщиков.

Часть 2 НК РФ посвящена порядку  исчисления и уплаты отдельных налогов  и сборов, а также специальным  налоговым режимам.

Указы Президента РФ являются подзаконными актами, но могут вносить значительные изменения в налоговое законодательство страны. Данные подзаконные акты не должны противоречить Конституции  РФ и налоговому законодательству. Они имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным  актам. Следует отметить, что согласно действующему законодательству РФ Президент  РФ имеет право принимать нормативные  акты по налогообложению только в  двух случаях [10]:

1) при наличии пробела в законодательном  регулировании определенных отношений;

2) в случае, если названные полномочия  даются ему каким-либо федеральным  законом.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов  и таможенных пошлин, определяется применяемый при налогообложении  состав затрат, рассчитывается индекс инфляции и т.д. Федеральные и  региональные органы исполнительной власти правомочны создавать нормативные  акты по вопросам налогообложения, которые  не могут изменять или дополнять  законодательство о налогах и  сборах. Органы местного самоуправления могут формировать, утверждать и  исполнять местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы.

Акты Федеральной налоговой  службы в настоящее время играют важную роль. В некоторых случаях  эти акты могут иметь нормативное  значение, и их нарушение влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом их задача сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т.п.

Письма, указания, разъяснения налоговых  органов носят ненормативный  характер. Они рассматривают частные  налоговые ситуации. Данные акты не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства - их целью  является регламентирование деятельности органов власти.

Постановления Конституционного Суда РФ имеют большое значение в некоторых  вопросах налогообложения, поскольку  посредством этих постановлений  обжалуются незаконные решения налоговых  органов.

Международно-правовые договоры имеют  в РФ большую юридическую силу, порой даже больше внутригосударственных  законов.

Нормы международного права и международные  договоры РФ играют значительную роль в системе налогового законодательства. Следует помнить, что если международным  договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения  и сборов, установлены иные правила  и нормы, чем предусмотренные  НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы  международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ) [9].

Российские законы о налогах  и сборах носят постоянный характер, они действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий  год либо нет.

Законодательные акты, которые каким-либо образом ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Акты, которыми в действие вводятся новые налоги и сборы, а также акты, посредством  которых положение налогоплательщиков улучшается, имеют обратную силу.

Налоговая система России характеризуется  рядом экономических и политико-правовых показателей и факторов.

Одним из существенных условий налогообложения  является налоговая политика.

Налоговая политика - это совокупность действий, система мер, которые осуществляет государство в сфере налогов  и налогообложения. Реализуется  посредством существующих в определенный временной период налогов, ставок, льгот  и т.д. Налоговая политика является частью экономической политики государства.

Цели налоговой политики [3]:

1) экономическая цель, заключающаяся  в обеспечении регулирования  экономической жизнедеятельности  государства при помощи налогов  и налогообложения. Посредством  налогов решаются такие важные  экономические задачи, как преобразование  структуры экономики, стимулирование  бизнеса, инвестиционной и инновационной  активности, регулирование спроса  и предложения;

2) фискальная цель, заключающаяся  в формировании посредством налогов  и сборов бюджетов различных  уровней;

3) социальная цель, заключающаяся  в выравнивании доходов граждан  различных категорий, обеспечении  социальной защиты нуждающихся;

4) контрольная цель, заключающаяся  в проведении налоговых проверок  для принятия органами государственной  власти решений в сфере экономики  и социальной политики.

Определив роль организационно-правового  регулирования, непосредственно перейдем к рассмотрению принципов построения, функции и элементов налоговой  системы РФ на данном этапе развития.

2.2 Принципы построения, функции  и элементы налоговой системы  РФ на данном этапе развития

В настоящее время легальное  определение налога содержится в  НК РФ. Так, согласно ст. 8 НК РФ под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Рассмотрим основные функции налогов [3]:

1) фискальная функция, которая  является основной из существующих. Благодаря этой функции формируются доходы бюджетов и внебюджетных фондов, образуются средства финансирования деятельности органов государственной власти;

2) социальная функция. Суть данной функции налогов состоит в различном налогообложении разных сумм доходов. При помощи этой функции происходит перераспределение доходов среди населения;

3) регулирующая функция. Благодаря  налогам происходит регулирование  общественных отношений. При помощи  установления налогов и их  ставок государством осуществляются  поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других;

4) контрольная функция. Данная  функция налогов позволяет органам  государственной власти проследить  за своевременностью и полнотой  выплаты налогов субъектами налогообложения;

5) перераспределительная функция. Состоит в том, что перераспределение национального богатства общества является основополагающим фактором равномерной работы всего государства.

Налогообложение строится на своих  собственных основных началах, т.е. принципах. В силу специфики сферы  налогообложения оно обладает как  экономическими, так и юридическими принципами. К экономическим принципам  можно отнести:

1) принцип справедливости налогообложения;

2) принцип соразмерности взимаемых  государством платежей и доходов  налогоплательщиков (плательщиков  сборов);

3) принцип определенности и удобности  налогообложения, который включает  в себя учет государством интересов  налогоплательщиков;

4) принцип экономичности, т.е.  сокращения издержек налогообложения.

Юридические принципы налогообложения - это общие и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ.

Из положений названной статьи можно выделить следующие основные принципы налогообложения [11]:

Таблица 1 – Юридические принципы налогообложения

Принцип

Характеристика

1

2

Обязанность

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и  сборы. Законодательство о налогах  и сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения

Законность

Ни на кого не может  быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные  в ином порядке, чем это определено НК РФ

Недискриминационный характер

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев.

Обоснованность

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав


 

Продолжение таблицы 1

1

2

Экономическая целостность

Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство Российской Федерации  и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций

Определенность  и доступность

При установлении налогов  должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы  каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить

Принцип "презумпции невиновности налогоплательщика".

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Помимо юридических  и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы. Организационные принципы налогообложения - это основные положения налоговой  системы и ее структурных элементов


 

 Данные принципы отражают [12]:

1) единство и стабильность налоговой  системы;

2) подвижность и множественность  налогов.

Элементы налога - это принципы, правила, категории и термины, которые  закрепляются в нормативных актах  и применяются для осуществления  налогообложения.

К наиболее важным элементам налога можно отнести субъект и объект налогообложения, единицу налогообложения, налоговую базу и ставку, налоговый  период и т.д.

В ст. 17 НК РФ приведен перечень элементов  налогообложения, без определения  которых налог не может считаться  установленным. К таким элементам  относятся [1]:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Перечисленные элементы являются общими для всех видов налогов. При помощи данных элементов устанавливается  налоговая процедура, определяются порядок и размеры взимания налогов, особенности исчисления налогооблагаемой базы и самой суммы, определяются ставки, сроки и иные условия налогообложения (Приложение А).

Информация о работе Исторический опыт развития налоговой системы России и его значение на современном этапе