Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа
Любое государства в своих целях использует различные налоговые инструменты и налоги, формируя бюджеты различных уровней. Система налогообложения имеет следующие цели:
1) обеспечивать уровень налоговых доходов, который определяется бюджетами соответствующих уровней;
2) способствовать развитию экономики, повышению объемов производства, воздействовать на структуру производства;
3) содействовать перераспределению общественных доходов между разными слоями населения и т.д.
Введение…………………………………………………………………………4
1 Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы……………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России………………………………………………………7
1.2 История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России……………………………………...11
2 Современная налоговая структура РФ……………………………………….19
2.1 Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в настоящее время………………………………………………………19
2.2 Принципы построения, функции и элементы налоговой системы РФ на данном этапе развития…………………………………………………………..22
3 Перспективы совершенствования налоговой системы в России на основе исторического опыта……………………………………………………………27
3.1 Влияние налоговой системы на экономическое развитие страны ………27
3.2 Перспективы развития налоговой системы в России…………………….34
Заключение …………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………..44
Согласно ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Рассмотрим подробнее
Конституция РФ закрепляет обязанность каждого гражданина платить законно установленные платежи и сборы (ст. 57). Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налоговый кодекс РФ - это единый законодательный акт, который состоит из двух частей. Налоговый кодекс РФ определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых отношений.
В данном нормативном акте закреплены исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые взимаются на территории РФ, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов.
Налоговый кодекс РФ систематизирует сферу налогового права и закрепляет основополагающие принципы налогообложения в России.
В части 1 НК РФ закрепляются [8]:
1) общие принципы
2) система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;
3) налоговые органы и участники налоговых правоотношений;
4) основания возникновения,
5) порядок и процедуры
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков.
Часть 2 НК РФ посвящена порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам.
Указы Президента РФ являются подзаконными
актами, но могут вносить значительные
изменения в налоговое
1) при наличии пробела в
2) в случае, если названные полномочия
даются ему каким-либо
Постановлениями Правительства РФ
устанавливаются ставки акцизов
и таможенных пошлин, определяется
применяемый при
Акты Федеральной налоговой службы в настоящее время играют важную роль. В некоторых случаях эти акты могут иметь нормативное значение, и их нарушение влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом их задача сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т.п.
Письма, указания, разъяснения налоговых
органов носят ненормативный
характер. Они рассматривают частные
налоговые ситуации. Данные акты не
могут устанавливать или
Постановления Конституционного Суда РФ имеют большое значение в некоторых вопросах налогообложения, поскольку посредством этих постановлений обжалуются незаконные решения налоговых органов.
Международно-правовые договоры имеют в РФ большую юридическую силу, порой даже больше внутригосударственных законов.
Нормы международного права и международные договоры РФ играют значительную роль в системе налогового законодательства. Следует помнить, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ) [9].
Российские законы о налогах и сборах носят постоянный характер, они действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год либо нет.
Законодательные акты, которые каким-либо
образом ухудшают положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют. Акты, которыми
в действие вводятся новые налоги
и сборы, а также акты, посредством
которых положение
Налоговая система России характеризуется
рядом экономических и
Одним из существенных условий налогообложения является налоговая политика.
Налоговая политика - это совокупность действий, система мер, которые осуществляет государство в сфере налогов и налогообложения. Реализуется посредством существующих в определенный временной период налогов, ставок, льгот и т.д. Налоговая политика является частью экономической политики государства.
Цели налоговой политики [3]:
1) экономическая цель, заключающаяся
в обеспечении регулирования
экономической
2) фискальная цель, заключающаяся
в формировании посредством
3) социальная цель, заключающаяся
в выравнивании доходов
4) контрольная цель, заключающаяся
в проведении налоговых
Определив роль организационно-правового регулирования, непосредственно перейдем к рассмотрению принципов построения, функции и элементов налоговой системы РФ на данном этапе развития.
2.2 Принципы построения, функции и элементы налоговой системы РФ на данном этапе развития
В настоящее время легальное определение налога содержится в НК РФ. Так, согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Рассмотрим основные функции налогов [3]:
1) фискальная функция, которая
является основной из
2) социальная функция. Суть данной функции налогов состоит в различном налогообложении разных сумм доходов. При помощи этой функции происходит перераспределение доходов среди населения;
3) регулирующая функция.
4) контрольная функция. Данная
функция налогов позволяет
5) перераспределительная функция. Состоит в том, что перераспределение национального богатства общества является основополагающим фактором равномерной работы всего государства.
Налогообложение строится на своих собственных основных началах, т.е. принципах. В силу специфики сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами. К экономическим принципам можно отнести:
1) принцип справедливости
2) принцип соразмерности
3) принцип определенности и
4) принцип экономичности, т.е.
сокращения издержек
Юридические принципы налогообложения
- это общие и специальные
Из положений названной статьи можно выделить следующие основные принципы налогообложения [11]:
Таблица 1 – Юридические принципы налогообложения
Принцип |
Характеристика |
1 |
2 |
Обязанность |
Каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги и
сборы. Законодательство о налогах
и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства |
Законность |
Ни на кого не может
быть возложена обязанность |
Недискриминационный характер |
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. |
Обоснованность |
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Экономическая целостность |
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций |
Определенность и доступность |
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить |
Принцип "презумпции невиновности налогоплательщика". |
Все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и
сборах толкуются в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов). Помимо юридических
и экономических принципов |
Данные принципы отражают [12]:
1) единство и стабильность
2) подвижность и множественность налогов.
Элементы налога - это принципы,
правила, категории и термины, которые
закрепляются в нормативных актах
и применяются для
К наиболее важным элементам налога можно отнести субъект и объект налогообложения, единицу налогообложения, налоговую базу и ставку, налоговый период и т.д.
В ст. 17 НК РФ приведен перечень элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. К таким элементам относятся [1]:
1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
Перечисленные элементы являются общими для всех видов налогов. При помощи данных элементов устанавливается налоговая процедура, определяются порядок и размеры взимания налогов, особенности исчисления налогооблагаемой базы и самой суммы, определяются ставки, сроки и иные условия налогообложения (Приложение А).