Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа
Любое государства в своих целях использует различные налоговые инструменты и налоги, формируя бюджеты различных уровней. Система налогообложения имеет следующие цели:
1) обеспечивать уровень налоговых доходов, который определяется бюджетами соответствующих уровней;
2) способствовать развитию экономики, повышению объемов производства, воздействовать на структуру производства;
3) содействовать перераспределению общественных доходов между разными слоями населения и т.д.
Введение…………………………………………………………………………4
1 Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы……………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России………………………………………………………7
1.2 История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России……………………………………...11
2 Современная налоговая структура РФ……………………………………….19
2.1 Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в настоящее время………………………………………………………19
2.2 Принципы построения, функции и элементы налоговой системы РФ на данном этапе развития…………………………………………………………..22
3 Перспективы совершенствования налоговой системы в России на основе исторического опыта……………………………………………………………27
3.1 Влияние налоговой системы на экономическое развитие страны ………27
3.2 Перспективы развития налоговой системы в России…………………….34
Заключение …………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………..44
Рассмотрев влияние налоговой системы на экономическое развитие страны, считаю необходимым перейти к перспективам совершенствования налоговой системы.
3.2 Перспективы развития налоговой системы в России
В конце апреля текущего года на сайте Министерства финансов Российской Федерации был опубликован проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а 2 мая текущего года данный документ был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.
Если говорить о будущем состоянии налоговой системы в периоде 2013-2015 гг., то согласно Основным направлениям приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе; поддержка инвестиций, стимулирование инновационной деятельности; поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации с сохранением на прежнем уровне налоговой нагрузки по секторам экономики.
Взимание налогов и сборов может оказывать различное влияние на поведение экономических субъектов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является ее диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства. К важным факторам модернизации относится развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
Достижению вышеуказанных
целей будет способствовать налоговый
маневр, который заключается в
снижении налоговой нагрузки на труд
и капитал и повышении ее на
потребление, включая дорогую недвижимость,
на рентные доходы, возникающие при
добыче природных ресурсов, а также
в переходе к новой системе
налогообложения недвижимого
В части мер налогового стимулирования следует особое внимание обратить на изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям [22]:
1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала.
2. Совершенствование
3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса.
4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
Начатый в последние годы
процесс интенсификации информационного
взаимодействия между налоговыми органами
и налогоплательщиками будет
продолжен в разрезе
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям (Приложение Б):
Рассмотрим наиболее значимые изменения в этой группе мер.
Прежде всего необходимо сказать, что в сфере налогообложения природных ресурсов готовится внедрение новых механизмов налогообложения добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций как наиболее эффективной форме изъятия ренты с экономической точки зрения и применяемой в налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих стран. И еще одно важнейшее из планируемых нововведений для налогоплательщиков добывающей отрасли - это установление ставок НДПИ в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые, доля экспорта которых превышает 50 процентов.
Традиционное повышение ставок акцизов произойдет в 2015 году по алкогольной продукции на 25 процентов от установленной ставки 2014 года (ст. 193 НК РФ), на сигареты и папиросы - в пределах 20 процентов от ставок 2014 года. Незначительно будут повышены ставки на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, - в пределах 11 процентов от ставок 2014 года, на моторное топливо и прочие подакцизные товары в пределах 10 процентов по отношению к ставкам 2014 года.
Планируемое завершение оценки
капитального строительства в 2012 году
Минэкономразвития будет
Достаточно активно
Продолжится работа по инвентаризации и оптимизации налоговых льгот в целом и по региональным и местным налогам, в частности.
Совершенствование налогообложения прибыли будет идти по трем направлениям. Первые два направления связаны с необходимостью уточнения отдельных положений законодательства, ввиду достаточно широкого распространения среди налогоплательщиков "хороших" условий налогообложения и, как следствие, ведущих к бюджетным потерям. Первое направление связано с уточнением доходов, получение которых не влияет на налоговую базу по налогу на прибыль организаций (касается доходов в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участниками) обществ (товариществ) в целях увеличения чистых активов, а второе - с уточнением порядка признания отдельных видов расходов, в частности, при применении специального коэффициента 2 к основной норме амортизации вотношении амортизируемых основных средств, используемых в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Если говорить о третьем направлении, то оно связано с появлением в будущем в налоговом законодательстве по налогу на прибыль возможности заключать соглашения о распределении расходов между участниками группы взаимозависимых компаний.
И заключительный блок изменений в данной группе мер, безусловно, связан с совершенствованием налогового администрирования. Основная задача предлагаемых здесь изменений - снижение уровня административной нагрузки за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. Среди обозначенных мер можно выделить изменения, которые будут направлены на усиление информационного взаимодействия между налоговыми органами и банками, контроля за налогоплательщиками, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством участия "фирм-однодневок", а также на постепенный переход представления всех первичных документов в налоговые органы в электронном виде.
Заключение
В России можно выделить несколько этапов истории возникновения и развития налогообложения.
I этап (IX – XVII вв.) характеризуется введением прямого налога или дани, собираемой с населения. Со второй половины XVII в. налоги и сборы стали взиматься в денежной форме.
II этап включает в себя
III этап – налоговые реформы
XIX – начала XX вв. при Александре
I (1777 – 1825) вносятся крупные изменения
в части таких налогов, как
оброчные сборы, пошлины с
IV этап – налоговые реформы СССР. 8 ноября (26 октября) 1917 года учреждается Народный комиссариат финансов, в обязанность которого входит контроль за поступлением и взиманием налогов. Одними из первых вводятся прямые налоги (на прибыль предприятий и доходы от личных промыслов), затем объявляется введение чрезвычайного единовременного 10-миллиардного революционного налога на нужды революционного строительства и оборону страны, который устанавливается для богатой части городского населения и зажиточных крестьян.. существенные изменения в налоговом законодательстве СССР произошли в годы Великой Отечественной войны, появились налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, подоходный налог с физических лиц, сельскохозяйственный налог, государственная пошлина и др. С принятием 30 июня 1987 г. Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет, формируется правовая база для введения налогов с индивидуальных предпринимателей. С этого времени была признана целесообразность отчислений платежей в бюджет в форме налогов.
V этап – налоговые реформы Российской Федерации (1990 – начало XXI в). в этот период вносятся изменения в законодательство, устанавливающие новый порядок налогообложения физических лиц, принимается целый ряд законов, касающихся земельного, дорожного налога. В это же время формируется Государственная налоговая служба (с 1998 г. – министерство Российской Федерации по налогам и сборам). В 1998 году принимается первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году – вторая. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства, что, в первую очередь, связано с происходящими изменениями в экономической и социальной сфере государства.
Налоговая система является одним
из главных элементов рыночной экономики.
Она выступает главным
Исходя из этого, в России налоговая
система выполняет следующие
функции: фискальную, социальную, регулирующую,
контрольную и
Налогообложение строится на своих собственных основных началах, т.е. принципах. К экономическим принципам можно отнести:
1) принцип справедливости
2) принцип соразмерности
3) принцип определенности и
4) принцип экономичности,
т.е. сокращения издержек
К наиболее важным элементам налога можно отнести субъект и объект налогообложения, единицу налогообложения, налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты налога.
Перечисленные элементы являются общими для всех видов налогов. При помощи данных элементов устанавливается налоговая процедура, определяются порядок и размеры взимания налогов, особенности исчисления налогооблагаемой базы и самой суммы, определяются ставки, сроки и иные условия налогообложения.
В ходе проведенной работы было выявлено следующее отрицательное влияние налоговой системы на экономическое развитие страны: