Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций
Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................
В налоговом уведомлении должны быть указаны:
- размер налога, подлежащего уплате;
- расчет налоговой базы;
- срок уплаты налога.
Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
После получения налогового уведомления налогоплательщик самостоятельно осуществляет уплату налогового платежа в установленном размере.
Уплата налога по уведомлению часто сочетается с кадастровым способом уплаты налога.
Исполнение обязанности по уплате налога или сбора означает соблюдение налогоплательщиком или плательщиком сборов определенных условий, т.е. если обязанность по уплате налога или сбора была выполнена налогоплательщиком или плательщиком сборов:
- самостоятельно (если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах);
- в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, или досрочно;
- в наличной или безналичной форме;
- в валюте Российской Федерации или, если такое исключение допускает НК, — в иностранной валюте.
Исполнение обязанности в иностранной валюте допускается в случаях, если:
- плательщик — иностранная организация;
- плательщик — физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Российской Федерации;
- это прямо предусмотрено в действующем федеральном законе.
Правила исполнения плательщиком сбора обязанности по уплате сбора совпадают с правилами исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога или сбора производится:
- разовой уплатой всей суммы налога;
- в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с НК применительно к каждому налогу.
Особенности уплаты налогов и сборов физическим лицом. При отсутствии банка налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент, имеющие статус физического лица, могут уплачивать налоги через:
- кассу органа местного самоуправления;
- организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.
Момент исполнения обязанности по уплате налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
• с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика;
• с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога:
- в банк;
- кассу органа местного самоуправления;
- организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи;
* после вынесения налоговым органом или судом в установленном порядке решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;
* с момента удержания налога налоговым агентом;
* с момента реализации имущества налогоплательщика, на которое было обращено взыскание, и погашения налоговой задолженности за счет вырученных сумм.
Налог не признается уплаченным в случаях:
* отзыва налогоплательщиком платежного поручения на перечисление суммы налога или сбора в бюджет (внебюджетный фонд);
* возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога или сбора в бюджет (внебюджетный фонд);
* если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
Последствия неисполнения обязанности по уплате налога или сбора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для:
• направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (сбора);
• применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, в том числе:
- взыскания налога (сбора) за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке;
- взыскания налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика.
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:
• направлением требования об уплате налогов и сборов;
• залогом имущества;
• поручительством;
• пеней;
• приостановлением операций по счетам в банке;
• наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Указанные способы (за исключением наложения пеней) могут использоваться и для обеспечения исполнения обязанности по уплате пеней за просрочку исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Для обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды приостановление операций по счетам в банке или наложение ареста на имущество налогоплательщика не применяется.
В отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, являющихся физическими лицами (и не имеющих статуса индивидуального предпринимателя), применяются все предусмотренные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, за исключением приостановления операций по счетам в банке и наложения ареста на имущество.
Требование об уплате налога — это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога и сбора имеет статус ненормативного акта. Применение требования об уплате налога (сбора) со стороны налоговых органов направлено на ско-рейшее исполнение налогоплательщиком (иным обязанным лицом) своих обязанностей и пресечение ненадлежащих действий (бездействия) обязанных лиц. Путем направления требования налоговые органы информируют налогоплательщиков о своих претензиях к ним. Таким образом, требования выполняют пресекательные, предупредительные, ин-формационные и организационные функции.
В общей части ПК законодатель упоминает всего шесть разновидностей требований:
• требование об уплате налога (пп. 9 п. 1 ст. 21; п. 1 ст. 45; п. 3 ст. 46; п. 1 ст. 47; п. 1, 3 ст. 48; п. 1—7 ст. 69; ст. 70; п. 2 ст. 76; ст. 88; п. 4 ст. 101 ПК);
• требование об уплате налога и сбора (пп. 7 п. 1 ст. 32; ст. 69—71 ПК);
• требование об уплате сбора (п. 8 ст. 69; ст. 70 НК);
• требование о перечислении налога, направляемое на-логовому агенту (п. 9 ст. 69; ст. 70 НК);
• требование об уплате пеней (п. 10 ст. 101.1 НК);
• требование об уплате налоговой санкции (п. 1 ст. 104 НК).
Все вышеуказанные разновидности требований, за исключением требования об уплате санкции, которое оформляется по правилам п. 1 ст. 104 НК, должны оформляться по правилам, установленным в гл. 10 ч. 1 НК.
Требование об уплате налога может быть направлено в случае установления:
- неуплаченной суммы налога;
- неуплаченной суммы сбора;
- начисления пени в связи с неуплатой налога или сбора.
Кроме этого, на основании иных норм НК требование об уплате налога (сбора) направляется в случаях:
- неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК);
- при наличии у налогоплательщика недоимки (п. 2 ст. 69 НК).
Требование должно быть направлено вне зависимости от наличия или отсутствия решения о привлечении этого лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога и сбора направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета1.
Требование об уплате налога и сбора должно быть направлено налогоплательщику в срок:
- не позднее десяти дней с даты вынесения решения налогового органа по результатам налоговой проверки;
- не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога — во всех остальных случаях.
Залог — способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами, за изъятиями, предусмотренными законом (ст. 1 Закона РФ «О залоге» от 29.05.1992 № 2872-1).
Залог имущества применяется в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате любых налогов и сборов, а также пеней. Залог имущества может быть установлен в качестве обеспечительной меры при принятии решения об изменении срока уплаты налога, сбора, пени.
К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В гражданском законодательстве порядок установления залога урегулирован нормами § 3 гл. 23 ГК, а также действующим в части, не противоречащей ГК, Законом РФ «О залоге».
1 НК до 1 января 2004 г. было предусмотрено исключение из этого правила: требование об уплате налога и сбора, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, направлялось налогоплательщику таможенным органом в порядке, установленном НК. с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством РФ (п. 7 ст. 69 НК). В соответствии со ст. 438 Таможенного кодекса от 28.05.2003 п. 7 ст. 69 НК утратил силу.
Предметом залога может быть имущество, в отношении которого устанавливается залог по гражданскому законодательству РФ, за исключением залога по другому договору.
Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем выступают как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, заключаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.
За счет стоимости заложенного имущества при неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности. Процедура исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней за счет заложенного имущества производится в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
В юридической литературе поручительство понимается как ответственность, принимаемая кем-либо на себя для обеспечения исполнения обязательства другого лица. Поручительство может применяется в качестве обеспечительной меры при принятии решения об изменении срока уплаты налога, сбора, пени.
В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов (сборов), если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога или сбора и соответствующих пеней.
К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства за исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В гражданском законодательстве порядок поручительства урегулирован нормами § 5 гл. 23 ГК.
Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
Особенности оформления поручительства. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем, составленным в соответствии с гражданским законодательством РФ.
По исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченные им суммы, а также проценты по этим суммам и возмещение убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
Пеней признается установленная ст. 75 НК денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня применяется в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате любых налогов и сборов.