Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций
Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................
Целевые, или специальные, налоги и сборы вводятся для финансирования конкретных направлений государственных расходов, и поступления от них могут использоваться только в строгом соответствии с их целевым назначением. Для учета поступления и расходования целевых платежей, как правило, создаются специальные бюджетные или внебюджетные фонды.
2.4. Особенности построения налоговой системы в России
Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:
• федеральные налоги и сборы;
• региональные налоги и сборы;
• местные налоги и сборы.
Эта классификация сохранена законодателем и с введением в действие НК. Однако до 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в РФ, содержался в сохранивших свою силу нормах ст. 18—21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Нормы ст. 12—15 и ст. 18 общей части НК, посвященные определению видов налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, до этого момента не действовали.
С 1 января 2005 г. система российских налогов и сборов определяется исключительно на основании норм НК. При этом на региональном и местном уровнях в настоящее время предусмотрена уплата только налогов и не установлено ни одного вида сбора.
Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
С 1 января 2005 г. на территории РФ действуют следующие виды федеральных налогов:
• налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК);
• акцизы (гл. 22 НК);
• налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК);
• единый социальный налог (гл. 24 НК);
• налог на прибыль организаций (гл. 25 НК);
• налог на наследование и дарение (гл. 25.4 НК – находится в стадии разработки. В 2004 г. действовал Закон РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения» от 12.12.1991 № 2020-1);
• водный налог (гл. 25.2 НК);
• налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК).
В состав федеральных сборов входят:
• государственная пошлина (гл. 25.3 НК);
• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК).
Рассматриваемая ранее в составе федеральных сборов таможенная пошлина с 1 января 2005 г. переведена в категорию неналоговых платежей, и действие норм законодательства о налогах и сборах на порядок ее исчисления и уплаты теперь не распространяется. Порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины определяется в соответствии.
с Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном та-: рифе» и разд. III ТК.
Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.
Региональные налоги — это налоги субъектов Российской Федерации. Региональными признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что оно не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.
К региональным налогам в настоящее время относятся:
• налог на имущество предприятий (гл. 30 НК);
• транспортный налог (гл. 28 НК);
• налог на игорный бизнес (гл. 29 НК).
Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.
Местные налоги — это налоги, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми |актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В настоящее время предусмотрена возможность взимания следующих видов местных налогов:
• налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК – находится в стадии разработки. В 2004 г. действовал Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»);
• земельный налог (гл. 31 НК).
Таблица 2.2
Особенности правового регулирования установления,
изменения и отмены федеральных, региональных
и местных налогов и сборов (с 1 января 2005 г.)
Особенности установления, изменения и отмены | Федеральные налоги и сборы | Региональные налоги | Местные налоги* |
Виды налогов и сборов | Перечень установлен в ст. 13 НК | Перечень установлен в ст. 14 | Перечень установлен в ст. 15 |
На основании п. 6 ст. 12 НК не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги или сборы, не предусмотренные НК | |||
Порядок введения и прекращения действия | Устанавливаются НК | В соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах | В соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах |
Налоговая база | Устанавливаются, изменяются или отменяются только нормами НК
| На основании п. 2 ст. 53 НК устанавливаются НК | На основании п. 2 ст. 53. НК и п. 4 ст. 58 НК устанавливаются НК |
Объект налогообложения | Устанавливаются, изменяются или отменяются только нормами НК | Устанавливаются, изменяются или отменяются только нормами НК | |
Налоговый период | |||
Порядок исчисления | |||
Формы отчетности по налогу (сбору) | |||
Порядок уплаты | На основании п. 3 ст. 12 и п. 4 ст. 58 НК устанавливаются законами субъектов РФ в соответствии с НК | На основании п.4 ст. 12 и п.4 ст. 58 НК устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК | |
| На основании п. 3 ст. 12 НК при установлении налога определяются законодательными (представительными) органами субъектов РФ | На основании п. 4 ст. 12 НК в порядке и пределах, предусмотренных НК, определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований | |
Налоговые льготы и основания для их использования | На основании п. 3 ст. 12 НК могут устанавливаться законодательными (представительными) органами субъектов РФ в порядке и пределах, предусмотренных НК | На основании п. 4 ст. 12 НК в порядке и пределах, предусмотренных НК, могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований | |
Налоговая ставка | Устанавливается, изменяется или отменяется нормами НК. В случаях, указанных в НК, ставки федеральных налогов на основании абз. 2 п. 1 ст. 53 НК могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК | На основании п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 53 НК устанавливается законами субъектов РФ в пределах, установленных НК, и в соответствии с ним | На основании п. 4 ст. 12 п . 2 ст. 53 НК устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК, и в соответствии с ним |
* Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ.
Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены местных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.
Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения). Установление и введение в действие специальных налоговых режимов (СНР) не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения СНР определяются актами законодательства РФ о налогах и сборах.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
Установление и введение в действие СНР не идентично Установлению и введению в действие новых налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся:
• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК);
• упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);
• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК);
• система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК).
2.5. Налоговый механизм
Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой.
Налоговая политика на практике осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением.
На макроуровне налоговый механизм реализуется посредством государственного налогового администрирования.
Государственное управление в налоговой сфере (налоговое администрирование), как и любая иная деятельность, имеет четкую целевую направленность (цель и систему задач), организационно-структурное обеспечение, а также комплекс средств и методов, при помощи которых реализуется данная функция.
Организационно-структурным обеспечением налогового администрирования является комплекс органов государственной власти, осуществляющих от имени государства управление в налоговой сфере. В теории налогового права такой комплекс государственных органов имеет название государственной (национальной) налоговой администрации.
На микроуровне важным компонентом налогового механизма становится налоговый менеджмент, реализуемый усилиями налогоплательщиков.
Налоговый менеджмент означает:
- систему управления налоговыми обязательствами и выплатами налогоплательщика, а также ресурсами, составляющими его налогооблагаемую базу;
- деятельность налогоплательщика, направленную на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения.
Существует три базовых компонента налогового менеджмента: налоговая логистика; налоговая оптимизация; налоговая минимизация. Каждый из них является разновидностью налогового менеджмента и имеет свои особенности.
Налоговая логистика — это деятельность, заключающаяся в управлении ресурсами налогоплательщика для достижения приемлемых размеров налоговых выплат. Цель налоговой логистики — первоначальная организация определенного направления деятельности налогоплательщика, с тем чтобы легальными путями достичь того уровня налоговых выплат, при котором реализуемый проект или осуществляемая операция останутся экономически целесообразными. Методики налоговой логистики предусматривают возможность легального использования налогоплательщиком всех предоставленных законодательством льгот и налоговых освобождений. Осуществление комплекса мероприятий в ходе реализации указанных методик может принимать различные формы и содержание в зависимости от конкретного этапа, на котором они осуществляются.
Налоговая оптимизация — вид деятельности, осуществляемый путем оптимизации схемы, порядка, размера, сроков (периодов) налоговых и других обязательных выплат в бюджеты различных уровней с целью создания наиболее благо-приятной модели исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств. Налоговая оптимизация состоит из фактических и аналитических действий, позволяющих оптимизировать уплату налоговых платежей без изменения их размеров. Это касается сокращения косвенных издержек при уплате налогов, а также создания наиболее удобных условий для совершения налоговых платежей. В результате применения методик налоговой оптимизации уплата налогов будет произведена в наиболее удобный для налогоплательщика срок (с учетом требований налогового законодательства).
Налоговая минимизация — это любые целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему в максимальной степени уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов и других платежей. Ее целью является максимальное снижение издержек, связанных с уплатой налоговых отчислений.
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанности
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги.
Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать сборы.
Права налогоплательщика и плательщика сбора. Права налогоплательщика и плательщика сборов совпадают. В НК для указанных лиц названы такие права:
• право на информацию (пп. 1, 9 п. 1 ст. 21);
• право на получение официального письменного разъяснения (пп. 2 п, 1 ст. 21);
• право на управление собственными налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент) (пп. 3, 4 п. 1 ст. 21);
• право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения (пп. 5 п. 1 ст. 21);
• право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях (пп. 6, 8 п. 1 ст. 21; п. 1 ст. 26);
• право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений (пп. 7 п. 1 ст. 21);
• право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений (пп. 10, 13 п. 1 ст. 21);
• право не соблюдать незаконные предписания и требования (пп. 11 п. 1 ст. 21);
• право на обжалование (пп. 12 п. 1 ст. 21);
• право на возмещение неправомерно нанесенных убытков (пп. 14 п. 1 ст. 21);
• право на защиту нарушенных прав и законных Интересов (ст. 22).
Права налогоплательщика и плательщика сборов могут быть дополнены в иных актах законодательства о налогах и сборах.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Право на информацию означает возможность налогоплательщика беспрепятственно бесплатно получать от налоговых органов по месту учета следующую информацию:
- о действующих налогах и сборах,
- действующем законодательстве о налогах и сборах;
- иных принятых в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативных правовых актах;
- порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- правах и обязанностях налогоплательщиков;
- полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Установленное право налогоплательщика на информацию включает и процедуру бесплатного получения им необходимых бланков отчетности и разъяснений о порядке их заполнения.