Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций
Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................
Сумма соответствующих пеней назначается и уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения:
- других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора;
- мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Подача заявления об изменении срока уплаты налога, сбора, пени не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Пени не начисляются:
- за несвоевременное перечисление налогов с момента наложения ареста на имущество физического лица и до перечисления вырученных сумм в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) (п. 8 ст. 48 НК);
- на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в связи с тем, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика (п. 3 ст. 75 НК).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Налоговый кодекс предусматривает возможность принудительного взыскания пени.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Приостановление операций по счетам возможно в отношении: налогоплательщика-организации; налогового агента — организации; плательщика сбора — организации; налогоплательщика — индивидуального предпринимателя.
Приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях:
- необходимости обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, пеней (за исключением налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды);
- непредставления налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации;
- отказа от представления налогоплательщиком-
Решение о приостановлении операций организаций и индивидуальных предпринимателей, по общему правилу, принимается руководителем (его заместителем) налогового органа.
Решение о приостановлении операций организации по ее счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога. Решение принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога.
Решение о приостановлении операций организации по ее счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. Срок действия решения неограничен, и оно действует и после исполнения банком инкассового поручения в обеспечение взыскания, по которому было принято данное решение. Приостановление операций по счетам организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.
Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации в отношении ее имущества. Арест имущества может быть произведен в отношении организации, обладающей статусом налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Наложение ареста на имущество налогоплательщика применяется в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, пеней, за исключением налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды, и только в случаях, когда у налоговых или таможенных органов есть достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Арест имущества применяется только в случаях:
- недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента;
- отсутствия информации о счетах налогоплательщика и налогового агента.
Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации. При этом аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.
Арест имущества может быть полным или частичным.
Полный арест имущества — это такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование данным имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Частичный арест имущества — это такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Решение о наложении ареста на имущество принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста и до отмены этого решения:
- уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение;
- вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.
Вне зависимости от формы ареста в отношении имущества, на которое наложен арест, не допускается его:
- отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест);
- растрата;
- сокрытие.
Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога.
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пени
Изменение срока уплаты налога, сбора, пени — это перенос установленного срока уплаты налога, сбора, пени на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога, сбора, пени не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога, сбора, пени.
Правила изменения срока уплаты налога в равной степени применяются при изменении сроков уплаты сборов или пеней (если иное прямо не предусмотрено в законодательстве о налогах и сборах).
Изменение срока уплаты налога, сбора, пени производится на основании решения соответствующего компетентного органа.
Следует помнить, что подача заявления об изменении срока уплаты налога, сбора, пени не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора, и особенности их компетенции представлены в табл. 1.1.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее — сумма задолженности), если иное не предусмотрено в НК.
Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога. Решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, если установлено, что в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее — заинтересованное лицо):
- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению;
• имеются достаточные основания считать, что это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.
Меры обеспечения решения об изменении сроков уплаты налога. Согласно НК решение об изменении сроков уплаты налога может быть принято только при наличии соответствующего материального обеспечения, гарантирующего, что налогоплательщик по истечении предоставленного ему дополнительного срока будет в состоянии исполнить обязанность по уплате налогового платежа.
Мерами обеспечения для принятия решения об изменении сроков уплаты налога (сбора, пени) в НК названы:
• залог имущества;
• поручительство.
Формы изменения сроков уплаты налога. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в следующих формах:
• отсрочка;
• рассрочка;
• налоговый кредит;
• инвестиционный налоговый кредит.
Отмена решения об изменении срока уплаты налога. В случае отмены вынесенного решения об изменении срока уплаты налога письменно в трехдневный срок должны быть уведомлены:
• заинтересованное лицо;
• налоговый орган по месту учета этого лица.
Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном НК.
Прекращение действия решения об изменении срока уплаты налога. Решение об изменении срока уплаты налога, принятое в любой из установленных форм, прекращается:
- по истечении срока действия соответствующего решения или договора (п. 1 ст. 68 НК);
- досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока (п. 2 ст. 68 НК).
Для каждой формы изменения срока уплаты налога могут быть предусмотрены дополнительные основания для их прекращения.
Отсрочка по уплате налога — изменение при наличии установленных оснований срока уплаты налога на конкретную дату с единовременной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Рассрочка по уплате налога — изменение при наличии установленных оснований срока уплаты налога на определенный период с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.
Основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федерального налога. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;
- угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
- в случае, если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
- при условии, если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носят сезонный характер;
- иных оснований, предусмотренных таможенным кодексом в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Сезонное производство — производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность приостановлена из-за природных и климатических условий.
Правила подачи и оформления документов для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов. Основанием для предоставления отсрочки или рассрочки является заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.
В заявлении должны быть указаны, а в приложении к нему документально подтверждены основания для предоставления отсрочки или рассрочки.