Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций
Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................
При проведении налогового контроля налогоплательщик или плательщик сборов, пользуясь предоставленным правом, может получить:
- копию акта налоговой проверки;
- копию решений налоговых органов;
- налоговые уведомления;
- требования об уплате налогов.
Право налогоплательщика на бесплатное получение информации от налоговых органов обеспечено соответствующей обязанностью этих органов, зафиксированной в пп. 4 п. 1 ст. 32 ПК. Причем на основании ст. 32 информацию по вопросам налогов и сборов должен бесплатно предоставлять любой налоговый орган, в который обращается налогоплательщик, а не только налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете. Исключение составляют случаи, когда у данного налогового органа отсутствует запрашиваемая информация.
Право налогоплательщика на информацию включает возможность:
- доступа к документированной информации о них;
- уточнения этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности;
- право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.
В целях упорядочения работы налоговых органов по предоставлению налогоплательщикам информации и разъяснений по вопросам налогов и сборов приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@ утвержден Регламент организации работы с налогоплательщиками.
Право на получение официального письменного разъяснения означает возможность налогоплательщика или плательщика сбора получить от уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Состав компетентных органов, в которые налогоплательщик имеет возможность обратиться за разъяснениями, зависит от вида самого нормативного правового акта. Налогоплательщик имеет право получать письменные разъяснения по вопросам применения:
— законодательства Российской Федерации о налогах и сборах — от Минфина России;
— законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах — от финансовых органов в субъектах РФ;
— нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах - от органов местного самоуправления.
Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченным государственным органом или его должностными лицами в пределах их компетенции, признается нормой пп. 3 п. 1 ст. 111 НК обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. По этой причине на основании п. 2 ст. 111 НК лицо, нарушившее действующее законодательство следуя официально полученному разъяснению компетентного органа, не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Письменное разъяснение, полученное от руководителя (заместителя руководителя) финансового органа или органа местного самоуправления в пределах компетенции этих органов, следует расценивать как разъяснение компетентного должностного лица.
Право на налоговый менеджмент предполагает возможность управления налогоплательщиком или плательщиком сборов собственными выплатами налогового характера. В частности:
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- изменять срок уплаты налога, сбора, а также пени путем получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;
- досрочно исполнить обязанность по уплате налогов. Реализация права налогоплательщика на налоговый менеджмент конкретизирована нормами ст. 56 «Установление и использование льгот по налогам» в гл. 9 «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени» общей части НК, а также в соответствующих специализированных статьях и нормах ч. 2 НК.
Право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения означает своевременный зачет или возврат налогоплательщику или плательщику сборов сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Процедура зачета или возврата налогоплательщику или плательщику сборов излишне уплаченных сумм регламентирована в гл. 12 «Зачет или возврат уплаченных или излишне взысканных сумм» общей части НК.
Право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях означает право налогоплательщика принимать участие в налоговых правоотношениях как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.
Институт представительства в налоговых правоотношениях регламентирован в общей части НК нормами гл. 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Реализация указанного права, например, позволяет налогоплательщику, плательщику сборов или их представителям лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.
Право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений означает возможность налогоплательщиков или плательщиков сборов представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения:
- по исчислению и уплате налогов (см., напр., ст. 88 НК);
- по актам проведенных налоговых проверок (см. п. 5 ст. 100НК).
Руководствуясь правом на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений, налогоплательщики и плательщики сборов могут требовать от других участников налоговых правоотношений:
- соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий по отношению к этому налогоплательщику или плательщику сборов;
- соблюдения налоговой тайны.
Право не соблюдать незаконные предписания и требования дает возможность налогоплательщикам и плательщикам сборов не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным федеральным законам.
Право на обжалование означает, что налогоплательщики или плательщики сборов могут обжаловать в установленном порядке:
• акты налоговых органов;
• акты иных уполномоченных органов;
• действия (бездействие) должностных лиц указанных органов.
Правовой базис права налогоплательщика на обжалование составляют конституционные нормы, устанавливающие, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд, а также гарантирующие всем и каждому возможность судебной защиты его прав и свобод (ч. 1,2 ст. 46 Конституции).
Процедура обжалования актов налоговых органов и действий (или бездействия) их должностных лиц конкретизирована нормами разд. 7 общей части НК.
Право на возмещение неправомерно нанесенных убытков позволяет налогоплательщикам и плательщикам сборов требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных налоговыми и иными уполномоченными органами, в результате:
- их незаконных решений;
- незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов.
Защита права налогоплательщиков на возмещение не-правомерных убытков гарантирована также нормами следующих статей общей части НК:
ст. 22 «Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)»;
ст. 35 «Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, а также их должностных лиц»;
ст. 37 «Ответственность органов внутренних дел и их должностных лиц».
Право на защиту нарушенных прав и законных интересов налогоплательщика конкретизировано нормами ст. 22 НК. В ней налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантирована административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Обязанности налогоплательщика и плательщика сборов по своему составу не совпадают. НК содержит открытый перечень обязанностей налогоплательщика и плательщика
сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства в налогах и сборах.
Например, налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, определенные таможенным законодательством РФ.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанности налогоплательщика. Для налогоплательщиков в НК установлены обязанности:
- уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23);
- встать на учет в налоговых органах (пп. 2 п. 1 ст. 23);
- вести в установленном порядке учет своих доходов (рас-ходов) и объектов налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 23);
- информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (пп. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23);
- выполнять законные требования налогового органа (пп. 6 п. 1 ст. 23);
- обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности (пп. 8 п. 1 ст. 23).
Обязанности плательщика сборов. Основной обязанностью плательщика сборов является обязанность уплачивать законно установленные сборы.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги (сборы) означает, что налогоплательщик или плательщик сбора обязаны самостоятельно уплачивать законно установленный налог или сбор, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов осуществляется в соответствии с процедурой, регламентированной в гл. 8 общей части НК.
По месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов в порядке, определенным НК, исполняют сами филиалы и иные обособленные подразделения.
Освобождение налогоплательщика от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога, не освобождает его от исполнения иных обязанностей, предусмотренных НК и другими актами законодательства РФ о налогах и сборах.
Обязанность встать на учет в налоговых органах рекомендуется исполнять только в случаях, прямо зафиксированных в НК. Основания для постановки на учет в налоговых органах определены в ст. 83, а порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета — в ст. 84.
Обязанность ведения в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения наступает только, если это прямо предусмотрено в законодательстве о налогах и сборах.
Обязанность информирования налоговых органов и их должностных лиц о результатах своей деятельности состоит в предоставлении им в установленном порядке налоговой отчетности, а также в конкретных случаях — иной информации и документов о своей деятельности.
Обязанность выполнять законные требования налогового органа означает для налогоплательщика необходимость-
- не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;
- устранить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах.
В отношении указанной обязанности налогоплательщики наделены компенсирующим правом не соблюдать незаконные предписания и требования.
Обязанность обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности означает, что налогоплательщик в течение четырех лет должен сохранять у
себя:
— данные бухгалтерского учета;
— иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
— документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на основании п. 3 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» несет руководитель организации.
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотношений
Необходимость использования правового института налоговых агентов обусловлена невозможностью непосредственного участия налоговых органов в текущем контроле всех налогоплательщиков и их доходов. Налоговые агенты выступают в решении этой задачи в роли своеобразных посредников между налогоплательщиками и органами системы налоговой администрации. Институт налоговых агентов обеспечил гарантированное поступление налоговых сумм не только от отечественных, но и от иностранных лиц и значительно повысил эффективность этой процедуры для обеих сторон налоговых правоотношений
Как известно, агентом называется лицо, исполняющее поручение каких-либо других лиц или органов. В данном случае налоговый агент исполняет поручения государства по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов, причитающихся с других лиц — налогоплательщиков.