Местные налоги как составляющая налоговой системы страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 19:17, дипломная работа

Краткое описание

Конституция России гарантирует право граждан на местное самоуправление – решение вопросов местного значения самостоятельно без вмешательства органов государственной власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а также несут ответственность за их реализацию перед населением конкретной территории.

Содержание

Введение.
Глава I
Местные налоги как составляющая налоговой системы страны.
1.1 Налоговая система РФ и место в ней местных налогов……………….6
1.2 Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления ……………………………………………………………..12
1.3Анализ показателей налоговых поступлений в местный бюджет и прогнозная оценка местных налогов и сборов…………………………….15
Глава II
Виды местных налогов РФ.
2.1 Земельный налог. ……………………………………………………….21
2.2 Налог на имущество физических лиц………………………………….31
2.3 Единый налог на вмененный доход……………………………………36
Глава III
Пути улучшения системы местных налогов РФ.
3.1Основные проблемы в области системы местного налогообложения..41
3.2 Оптимизация местных налогов…………………………………………50
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида):

-  федеральные; 

  -  налоги и сборы субъектов РФ – республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- местные. 

 Таким образом, в налоговой системе Российской Федерации выделяется группа платежей, именуемая местными налогами.

 Федеральными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые,  изменяемые и отменяемые Налоговым  кодексом и обязательные к  уплате на всей территории  Российской Федерации. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. Вместе с тем высший представительный орган государства может предусмотреть иной порядок распределения доходов, поступающих от федеральных налогов и сборов, между бюджетами различных уровней, т.е. федеральным и бюджетами субъектов Российской Федерации.

 Региональными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые  в соответствии с Налоговым  кодексом и вводимые в действие  законами субъектов Российской  Федерации и обязательные к  уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, устанавливаемых Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по конкретному региональному налогу. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации изменяются и отменяются законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах. Не могут устанавливаться налоги и сборы субъектов Российской Федерации, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

 Местными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в  соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по конкретному местному налогу. Другие элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Не могут устанавливаться местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Местные налоги и сборы изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

 Характерными особенностями  местных налогов РФ являются:

-  преобладание в  местном налогообложении прямых  налогов. 

-  отсутствие ограничений  при обложении местными налогами.

- отсутствие для большинства  местных налогов и сборов инструкций  Министерства финансов РФ и ИФНС РФ.

-  плательщиками местных  налогов и сборов выступают  одновременно и юридические и  физические лица.

- невысокая доля поступлений  от местных налогов и сборов  в местные бюджеты. 

   Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.

1.2 Роль местных  налогов в обеспечении деятельности  органов местного самоуправления.

 Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Федеральные законы «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 1), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28) вводят понятие «местные финансы». Следуя требованиям Конституции РФ, Закон определил, что каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет.

 Бюджетный кодекс  РФ определяет местный бюджет  как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

  Местный бюджет представляет собой совокупность регулируемых нормами права общественных отношений, складывающихся по поводу формирования и расходования денежных средств для осуществления функций и компетенции местного самоуправления. В данном понятии сочетаются элементы экономического и правового характера. Поскольку финансовые ресурсы (финансы) представляют собой совокупность общественных отношений, совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения, а бюджет является составной частью финансовых ресурсов, то бюджет также представляет, как подсистема всей системы, которой являются финансовые ресурсы, совокупность общественных отношений.

 Местные бюджеты  имеют важное значение в обеспечении  комплексного развития территории, повышения жизненного уровня  граждан. 

 Экономическая сущность  местных бюджетов проявляется непосредственно через их назначение и выполнение органами власти функций, а именно:

- формирование денежных  фондов, которые являются финансовым  обеспечением деятельности местных  органов власти;

- распространение и  использование денежных фондов  между отраслями хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью организаций, предприятий  и учреждений, подведомственных  органам местной власти;

- распределение государственных  средств на содержание и развитие  социальной инфраструктуры общества.

 Кроме того, местные бюджеты связаны со всеми физическими и юридическими лицами, расположенными на данной территории, множеством взаимоотношений, как по линии изъятия доходов, так и выделения бюджетных средств.

  Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы РФ, составляя третий уровень (после федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации).

  Местный бюджет состоит из статей доходов и расходов.  Под собственными доходами следует понимать виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за местными бюджетами.

 Собственные доходы  состоят из налоговых и неналоговых  доходов. К налоговым доходам  относятся, предусмотренные налоговым  законодательством РФ местные  налоги и сборы. К неналоговым  доходам местных бюджетов относят доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемые органами местного самоуправления; доходы в виде финансовой помощи.

 Важную роль в  доходах местных бюджетов должны  играть местные налоги. В соответствии с проектом новой редакции Бюджетного кодекса за каждым территориальным уровнем закрепляется не менее двух видов налога. Что касается налоговых источников муниципальных доходов, то они разделены между поселенческим, районным и окружным звеньями. Таким образом, с 1 января 2006 г. исключительно к местным налогам и сборам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Вместе с тем в бюджеты муниципальных образований предусматривается зачисление налоговых доходов от нескольких федеральных налогов:

  - единого сельскохозяйственного налога (для всех категорий муниципальных образований) по нормативу 100 процентов;

- государственной пошлины  по нормативу 100 процентов (для  районов и городских округов).

- Единый налог на  вмененных доход  по нормативу 100 процентов

 В дополнение к  этому до разграничения государственной  собственности на землю в бюджеты  муниципальных образований должны  поступать доходы от продажи  и передачи в аренду находящегося  в государственной собственности  земельных участков на принадлежащих этим образованиях территориях.

  В целом следует отметить, что без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований, в том числе расширения налоговых и бюджетных полномочий органов местного самоуправления, невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.

1.3 Анализ показателей налоговых поступлений в местный бюджет и прогнозная оценка местных налогов и сборов.

На основе отчетов  Управлений Федеральной налоговой  службы России по субъектам Российской Федерации о налоговой базе и  структуре начислений по местным  налогам, отчетов органов исполнительной власти субъектов РФ об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, по состоянию на 01.01.2011 года и прогнозных данных Федеральной службы государственной статистики Российской федерации о численности населения по состоянию на 01.01.2011 года эксперты Центра прикладной экономики проанализировали поступление в 2010 году местных налогов и сборов (земельного налога и налога на имущество физических лиц).

Всего в бюджеты муниципальных  образований Российской Федерации  в 2010 году поступило местных налогов и сборов (земельного налога, налога на имущество физических лиц) на сумму 131,5 млрд. рублей, из них: земельного налога - 115,4 млрд. рублей, налога на имущество физических лиц – 16,1 млрд. рублей. Доля земельного налога в общем объеме местных налогов и сборов составила 88%, налога на имущество физических лиц – 12%.

В 2010 году среднее поступление  по России местных налогов и сборов (земельного налога и налога на имущество  физических лиц) на 1 жителя составило 926 руб. Максимальное поступление местных  налогов и сборов в 2010 году зафиксировано в Ненецком автономном округе – 2 022 руб. на одного жителя, минимальное значение в Чукотском автономном округе – 89 руб. Разница между поступлением в местный бюджет местных налогов и сборов на душу населения в субъектах РФ составила 23 раза.

В 2010 году среднее поступление  по России на 1 жителя земельного налога составило 813 руб., налога на имущество  физических лиц - 110 руб.

Максимальное поступление  земельного налога на одного жителя зафиксировано  в Ненецком автономном округе – 1 965 руб., минимальное значение в Республике Ингушетия – 14 руб. Разница между максимальным и минимальным поступлением составила 140 раз. Максимальное поступление налога на имущество физических лиц на одного жителя зафиксировано в Вологодской области – 275 руб., минимальное значение в Республике Ингушетия – 1 руб.

В структуре налоговых  доходов консолидированного бюджета  субъекта РФ доля земельного налога равна 3%, налога на имущество физических лиц  лишь 0,3%.

По регионам эта доля изменяется от 0,16% (Чукотский АО) до 7,4% (Ростовская область) по земельному налогу и от 0,01% (Чукотский АО) до 2,02% (Республика Калмыкия) по налогу на имущество физических лиц.

Концентрация налога на имущество  физических лиц в регионах невелика по сравнению со всеми налоговыми доходами в целом. Пять регионов (Вологодская область, г. Санкт-Петербург, Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский АО, г. Москва) с наибольшими среднедушевыми поступлениями по данному налогу имеют 25% от общей суммы налога по Российской Федерации, притом, что в них проживает 13% населения России.

Проанализируем по субъектам  Российской Федерации поступление  местных налогов по количеству налогоплательщиков, зарегистрированных в налоговых  органах. Количество налогоплательщиков (юридических и физических лиц), которым исчислен земельный налог к уплате по данным ФНС России на 01.01.2010 г. составило  24 391,1 тыс. единиц. Таким образом, средняя по Российской Федерации сумма земельного налога, приходящаяся на 1 налогоплательщика в 2010 г. составила 4 729 руб.

 

Место

Субъект Российской Федерации

Поступление земельного налога в расчете на 1-го налогоплательщика (руб.)

Средняя сумма  по Российской Федерации 4 729

1.

Москва

2 830 651

2.

Санкт-Петербург

95 063

3.

Мурманская область

47 638

4.

Ямало-Ненецкий автономный округ

36 925

66.

Еврейская автономная область

967

67.

Республика Адыгея

960

68.

Карачаево-Черкесская Республика

561

69.

Республика Марий Эл

502


 

Максимальное поступление  земельного налога на 1 налогоплательщика  зафиксировано в Москве, минимальное - в Республике Марий Эл. Разница между максимальным и минимальным поступлением земельного налога по субъектам РФ составила тысячи раз.

Такая разница обусловлена  разницей в кадастровой стоимости  земли в разных субъектах РФ, экономической  политикой муниципальных образований в виде предоставления налоговых льгот, которая может быть направлена на создание благоприятных условий для ведения бизнеса.

По объему предоставленных  налоговых льгот  (всего по юридическим  и физическим лицам) к сумме поступлений по земельному налогу первое место также занимает г. Москва – 219%, последнее – Республика Тыва – 0,01%

 

Объем предоставленных  налоговых льгот (по юридическим  и физическим лицам) к сумме поступлений  по земельному налогу по регионам России.

Место

Субъект Российской Федерации

Объем предоставленных  налоговых льгот(по юр.л. и физ.л.) к сумме поступлений по земельному налогу (%)

Средний процент по Российской Федерации 38%

1.

Москва

219

46.

Санкт-Петербург

9

4.

Мурманская область

152

14.

Ямало-Ненецкий автономный округ

61

12.

Еврейская автономная область

66

54.

Республика Адыгея

5

32.

Карачаево-Черкесская Республика

22

17.

Республика Марий Эл

51

68.

Республика Тыва

0,01

Информация о работе Местные налоги как составляющая налоговой системы страны