Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 19:17, дипломная работа
Конституция России гарантирует право граждан на местное самоуправление – решение вопросов местного значения самостоятельно без вмешательства органов государственной власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а также несут ответственность за их реализацию перед населением конкретной территории.
Введение.
Глава I
Местные налоги как составляющая налоговой системы страны.
1.1 Налоговая система РФ и место в ней местных налогов……………….6
1.2 Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления ……………………………………………………………..12
1.3Анализ показателей налоговых поступлений в местный бюджет и прогнозная оценка местных налогов и сборов…………………………….15
Глава II
Виды местных налогов РФ.
2.1 Земельный налог. ……………………………………………………….21
2.2 Налог на имущество физических лиц………………………………….31
2.3 Единый налог на вмененный доход……………………………………36
Глава III
Пути улучшения системы местных налогов РФ.
3.1Основные проблемы в области системы местного налогообложения..41
3.2 Оптимизация местных налогов…………………………………………50
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида):
- федеральные;
- налоги и сборы субъектов РФ – республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- местные.
Таким образом, в налоговой системе Российской Федерации выделяется группа платежей, именуемая местными налогами.
Федеральными признаются
налоги и сборы,
Региональными признаются
налоги и сборы,
Местными признаются
налоги и сборы,
Характерными особенностями местных налогов РФ являются:
- преобладание в
местном налогообложении
- отсутствие ограничений
при обложении местными
- отсутствие для большинства
местных налогов и сборов
- плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физические лица.
- невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.
Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.
1.2 Роль местных
налогов в обеспечении
Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Федеральные законы «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 1), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28) вводят понятие «местные финансы». Следуя требованиям Конституции РФ, Закон определил, что каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет.
Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Местный бюджет представляет собой совокупность регулируемых нормами права общественных отношений, складывающихся по поводу формирования и расходования денежных средств для осуществления функций и компетенции местного самоуправления. В данном понятии сочетаются элементы экономического и правового характера. Поскольку финансовые ресурсы (финансы) представляют собой совокупность общественных отношений, совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения, а бюджет является составной частью финансовых ресурсов, то бюджет также представляет, как подсистема всей системы, которой являются финансовые ресурсы, совокупность общественных отношений.
Местные бюджеты
имеют важное значение в
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется непосредственно через их назначение и выполнение органами власти функций, а именно:
- формирование денежных
фондов, которые являются финансовым
обеспечением деятельности
- распространение и использование денежных фондов между отраслями хозяйства;
- контроль за финансово-
- распределение государственных
средств на содержание и
Кроме того, местные бюджеты связаны со всеми физическими и юридическими лицами, расположенными на данной территории, множеством взаимоотношений, как по линии изъятия доходов, так и выделения бюджетных средств.
Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы РФ, составляя третий уровень (после федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации).
Местный бюджет состоит из статей доходов и расходов. Под собственными доходами следует понимать виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за местными бюджетами.
Собственные доходы
состоят из налоговых и
Важную роль в
доходах местных бюджетов
- единого сельскохозяйственного налога (для всех категорий муниципальных образований) по нормативу 100 процентов;
- государственной пошлины по нормативу 100 процентов (для районов и городских округов).
- Единый налог на вмененных доход по нормативу 100 процентов
В дополнение к
этому до разграничения
В целом следует отметить, что без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований, в том числе расширения налоговых и бюджетных полномочий органов местного самоуправления, невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.
1.3 Анализ показателей налоговых поступлений в местный бюджет и прогнозная оценка местных налогов и сборов.
На основе отчетов Управлений Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам, отчетов органов исполнительной власти субъектов РФ об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, по состоянию на 01.01.2011 года и прогнозных данных Федеральной службы государственной статистики Российской федерации о численности населения по состоянию на 01.01.2011 года эксперты Центра прикладной экономики проанализировали поступление в 2010 году местных налогов и сборов (земельного налога и налога на имущество физических лиц).
Всего в бюджеты муниципальных образований Российской Федерации в 2010 году поступило местных налогов и сборов (земельного налога, налога на имущество физических лиц) на сумму 131,5 млрд. рублей, из них: земельного налога - 115,4 млрд. рублей, налога на имущество физических лиц – 16,1 млрд. рублей. Доля земельного налога в общем объеме местных налогов и сборов составила 88%, налога на имущество физических лиц – 12%.
В 2010 году среднее поступление по России местных налогов и сборов (земельного налога и налога на имущество физических лиц) на 1 жителя составило 926 руб. Максимальное поступление местных налогов и сборов в 2010 году зафиксировано в Ненецком автономном округе – 2 022 руб. на одного жителя, минимальное значение в Чукотском автономном округе – 89 руб. Разница между поступлением в местный бюджет местных налогов и сборов на душу населения в субъектах РФ составила 23 раза.
В 2010 году среднее поступление по России на 1 жителя земельного налога составило 813 руб., налога на имущество физических лиц - 110 руб.
Максимальное поступление земельного налога на одного жителя зафиксировано в Ненецком автономном округе – 1 965 руб., минимальное значение в Республике Ингушетия – 14 руб. Разница между максимальным и минимальным поступлением составила 140 раз. Максимальное поступление налога на имущество физических лиц на одного жителя зафиксировано в Вологодской области – 275 руб., минимальное значение в Республике Ингушетия – 1 руб.
В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ доля земельного налога равна 3%, налога на имущество физических лиц лишь 0,3%.
По регионам эта доля изменяется от 0,16% (Чукотский АО) до 7,4% (Ростовская область) по земельному налогу и от 0,01% (Чукотский АО) до 2,02% (Республика Калмыкия) по налогу на имущество физических лиц.
Концентрация налога на имущество физических лиц в регионах невелика по сравнению со всеми налоговыми доходами в целом. Пять регионов (Вологодская область, г. Санкт-Петербург, Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский АО, г. Москва) с наибольшими среднедушевыми поступлениями по данному налогу имеют 25% от общей суммы налога по Российской Федерации, притом, что в них проживает 13% населения России.
Проанализируем по субъектам Российской Федерации поступление местных налогов по количеству налогоплательщиков, зарегистрированных в налоговых органах. Количество налогоплательщиков (юридических и физических лиц), которым исчислен земельный налог к уплате по данным ФНС России на 01.01.2010 г. составило 24 391,1 тыс. единиц. Таким образом, средняя по Российской Федерации сумма земельного налога, приходящаяся на 1 налогоплательщика в 2010 г. составила 4 729 руб.
Место |
Субъект Российской Федерации |
Поступление земельного налога в расчете на 1-го налогоплательщика (руб.) |
Средняя сумма по Российской Федерации 4 729 | ||
1. |
Москва |
2 830 651 |
2. |
Санкт-Петербург |
95 063 |
3. |
Мурманская область |
47 638 |
4. |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
36 925 |
66. |
Еврейская автономная область |
967 |
67. |
Республика Адыгея |
960 |
68. |
Карачаево-Черкесская Республика |
561 |
69. |
Республика Марий Эл |
502 |
Максимальное поступление земельного налога на 1 налогоплательщика зафиксировано в Москве, минимальное - в Республике Марий Эл. Разница между максимальным и минимальным поступлением земельного налога по субъектам РФ составила тысячи раз.
Такая разница обусловлена разницей в кадастровой стоимости земли в разных субъектах РФ, экономической политикой муниципальных образований в виде предоставления налоговых льгот, которая может быть направлена на создание благоприятных условий для ведения бизнеса.
По объему предоставленных налоговых льгот (всего по юридическим и физическим лицам) к сумме поступлений по земельному налогу первое место также занимает г. Москва – 219%, последнее – Республика Тыва – 0,01%
Объем предоставленных налоговых льгот (по юридическим и физическим лицам) к сумме поступлений по земельному налогу по регионам России.
Место |
Субъект Российской Федерации |
Объем предоставленных налоговых льгот(по юр.л. и физ.л.) к сумме поступлений по земельному налогу (%) |
Средний процент по Российской Федерации 38% | ||
1. |
Москва |
219 |
46. |
Санкт-Петербург |
9 |
4. |
Мурманская область |
152 |
14. |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
61 |
12. |
Еврейская автономная область |
66 |
54. |
Республика Адыгея |
5 |
32. |
Карачаево-Черкесская Республика |
22 |
17. |
Республика Марий Эл |
51 |
68. |
Республика Тыва |
0,01 |
Информация о работе Местные налоги как составляющая налоговой системы страны