Местные налоги как составляющая налоговой системы страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 19:17, дипломная работа

Краткое описание

Конституция России гарантирует право граждан на местное самоуправление – решение вопросов местного значения самостоятельно без вмешательства органов государственной власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а также несут ответственность за их реализацию перед населением конкретной территории.

Содержание

Введение.
Глава I
Местные налоги как составляющая налоговой системы страны.
1.1 Налоговая система РФ и место в ней местных налогов……………….6
1.2 Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления ……………………………………………………………..12
1.3Анализ показателей налоговых поступлений в местный бюджет и прогнозная оценка местных налогов и сборов…………………………….15
Глава II
Виды местных налогов РФ.
2.1 Земельный налог. ……………………………………………………….21
2.2 Налог на имущество физических лиц………………………………….31
2.3 Единый налог на вмененный доход……………………………………36
Глава III
Пути улучшения системы местных налогов РФ.
3.1Основные проблемы в области системы местного налогообложения..41
3.2 Оптимизация местных налогов…………………………………………50
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

 

Количество налогоплательщиков (физических лиц), которым исчислен к уплате налог на имущество физических лиц по данным ФНС России на 01.01.2010 г. составило 60 590, 1 тыс. единиц, в том числе собственников объектов жилищного фонда – 58 098,2 тыс. единиц. Количество налогоплательщиков, которым не производилось предъявление налога к уплате в связи с предоставлением налоговых льгот и освобождением от уплаты налога составило 23 597,5 тыс. единиц. Соотношение количества налогоплательщиков, уплачивающий налог на имущество физических лиц к количеству освобожденных налогоплательщиков составило 1:3.

Средняя по Российской Федерации  сумма налога на имущество физических лиц, приходящаяся на 1 налогоплательщика  в 2010 г. составила 257 руб.

 

Поступление в 2010 году налога на имущество физических лиц в  расчете на 1-го налогоплательщика  по субъектам Российской Федерации.

Место

Субъект Российской Федерации

Поступление налога на имущество  физических лиц в расчете на 1 налогоплательщика(руб.)

Средняя сумма по Российской Федерации 257

1.

Республика Калмыкия

855

2.

Вологодская область

653

3.

Ханты-Мансийский автономный округ

602

4.

Москва

529

68.

Орловская область

58

68.

Кировская область

53


 

Разница между максимальным и минимальным поступлением налога на имущество физических лиц по субъектам  РФ составила 16 раз. Такая разница  обусловлена низкими ставками, установленными нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также оценкой налоговой базы не по рыночной стоимости, как это принято в других странах, а по инвентаризационной стоимости - восстановительной стоимости объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

По таблице налоговых  поступлений в местный бюджет, представленную аналитически отделом  МИФНС №9 по Архангельской области и НАО наглядно видно, что доля поступлений в местный бюджет от местных налогов меньшая, нежели от налогов других уровней. (Приложение №1)

В местный бюджет за 2010г. поступило  1 679 482 тыс. рублей. Из них  133 069 тыс. рублей местные налоги: налог на имущество физических лиц 19 850 тыс. рублей, земельный налог 114 711 тыс. рублей. За 2011г. поступления выросли по сравнению с прошлым на 11,6% и составили 1 875 083 тыс. рублей. Из них местных 128 904  тыс. рублей : налог на имущество физических лиц 2 585 тыс. рублей, земельный налог 126 235 тыс. рублей.

Единый налог на вмененный  доход, отнесенный к специальным  налоговым режимам, полностью идет в местный бюджет. За 2010г. поступления от него составили 129 812 тыс. рублей. К 2011г. поступления увеличились на 11 296тыс. рублей и составили 141 108 тыс. рублей. Рост, снижение, темп просматриваются в таблице по всем налогам.

По прогнозам на 2012г. местный бюджет будет исполнен на 2 246 070     тыс. рублей.

 

 

 

 

Виды местных  налогов РФ.

2.1  Земельный  налог.

 В соответствии  со ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

 С 2005 года Налоговый  кодекс дополнен главой 31 «Земельный  налог», которая введена Федеральным  законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ.

 Земельный налог  вводиться в действие нормативными  правовыми актами представительных  органов муниципальных образований,  а также законами городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга.

  Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

 Не признаются объектом  налогообложения: 

1) земельные участки,  изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки,  ограниченные в обороте в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, которые заняты особо  ценными объектами культурного  наследия народов Российской  Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки,  ограниченные в обороте в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, предоставленные для  обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки,  ограниченные в обороте в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, в пределах лесного  фонда; 

5) земельные участки,  ограниченные в обороте в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

 Плательщиками земельного  налога признаются организации  и физические лица, владеющие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (только организации) или праве пожизненного наследуемого владения (только физические лица) (ст. 388 НК РФ).

  В собственность граждан и юридических лиц могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Вместе с тем право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Также сохраняется и право пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения Земельного кодекса РФ. В то же время предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса РФ не допускается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.

  В отношении земельных участков организаций и физических лиц, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, следует отметить, что указанные лица налогоплательщиками земельного налога не являются, они платят арендную плату.

  При налогообложении земли в соответствии с гл. 31 НК РФ из объектов налогообложения исключаются отдельные виды земель. Это, прежде всего, земли, изъятые из оборота. Первостепенная роль в этих землях отведена земельным участкам, занятым находящимися именно в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.  Поэтому необходимо обратить внимание на то, что государственные природные заповедники представляют собой форму сохранения и восстановления типичных и уникальных природных комплексов, генофонда растительного и животного мира. Правовой режим земель, объявленных заповедниками, установлен Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими некоммерческими учреждениями, создаваемыми с целью сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генофонда живых организмов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земли предоставляются государственным заповедникам на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Заповедники учреждаются Правительством РФ при условии согласия субъекта Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. В таком же порядке расширяются территории заповедников. Положение о конкретном заповеднике, его статусе утверждается органом, уполномоченным на то Правительством РФ.

  Что касается национальных парков, то ими объявляются территории, природные комплексы и объекты которых имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями и относятся к объектам федеральной собственности. Земля предоставляется национальным паркам на праве постоянного (бессрочного) пользования. На территориях парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национальных парков.

 Кроме указанных  выше, также к землям, изъятым  из оборота и исключенным из  объектов налогообложения новым  земельным налогом, относятся  следующие объекты: 

  1. Здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;

2. Здания, строения и  сооружения, в которых размещены  военные суды;

3. Объекты организаций  Федеральной службы безопасности;

4. Объекты организаций  федеральных органов государственной  охраны;

5. Объекты использования  атомной энергии, пункты хранения  ядерных материалов и радиоактивных  веществ; 

6. Объекты, в соответствии  с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

7. Объекты учреждений  и органов Федеральной службы  исполнения наказаний; 

8. Воинские и гражданские  захоронения; 

9. Инженерно-технические  сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

В отличие от Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю», согласно которому налоговой базой по земельному налогу является облагаемая налогом  площадь земельного участка, в главе 31 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость. Государственный земельный кадастр охватывает всю территорию страны и содержит обязательные характеристики земельных участков: местоположение, размер и качество.

 Организации и индивидуальные  предприниматели определяют налоговую  базу и рассчитывают сумму  земельного налога и авансовых  платежей самостоятельно на основании  сведений земельного кадастра  о каждом земельном участке,  принадлежащем им на каком-либо из перечисленных прав (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396 НК РФ).

  Физические лица определяют налоговую базу и уплачивают земельный налог (авансовые платежи) на основании налоговых уведомлений (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ).  При этом налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390 НК РФ).  Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) земельного участка (прав на него). Она определяется с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков, по назначению и виду функционального использования (земли поселений, земли промышленности, земли сельскохозяйственного назначения и т.п.) в результате проведения кадастровой оценки земель, осуществляемой Федеральной службой земельного кадастра России по специально разработанным методикам.

 Государственный земельный  кадастр ведется на трех уровнях:  муниципальных образований, субъектов РФ и федеральном. На уровне муниципального образования в государственном земельном кадастре содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования, кадастровом зонировании его территории и ведется реестр земель, находящихся в собственности муниципального образования. На уровне субъекта РФ в государственном земельном кадастре содержатся сведения о границах входящих в него муниципальных образований, кадастровом зонировании территории субъекта РФ, о землях в границах муниципальных образований в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, территориальных зонах, учитываемых на уровне субъекта РФ, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности субъекта РФ. Что касается федерального уровня ведения государственного земельного кадастра, то здесь содержатся сведения о Государственной границе Российской Федерации, границах субъектов РФ, сведения о землях в границах субъектов РФ в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, о кадастровых округах и территориальных зонах, учитываемых на уровне Российской Федерации, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

 В самом общем  виде размер годового земельного налога определяется по формуле:

 ГЗН = КС х НС,

 где ГЗН – годовая  сумма земельного налога;

 КС – кадастровая  стоимость земельного участка; 

 НС – утвержденная  соответствующим муниципальным  образованием налоговая ставка.

Информация по ставкам, льготам и срокам уплаты в муниципальном образовании «Северодвинск» представлена в  таблице. (Приложение№2)

  Для установления кадастровой стоимости требуется провести государственную кадастровую оценку земель в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Информация о работе Местные налоги как составляющая налоговой системы страны