НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить эффективность налога на доходы физических лиц в России и выработать рекомендации по повышению эффективности его взимания.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
изучено реформирование порядка взимания налога на доходы физических лиц в период рыночных реформ;
оценена роль и значение налога в доходах бюджетов различных уровней;
проанализирован существующий порядок уплаты налога на доходы физических лиц;
проанализирована эффективность организационной структуры инспекции в разрезе контроля уплаты налога на доходы физических лиц и меры по борьбе с недоимкой;
проанализирована контрольно-экономическая работа инспекции ФНС;
оценены возможности применения опыта стран ближнего и дальнего зарубежья по подоходному налогообложению физических лиц;
показаны основные направления совершенствования взимания налога на доходы физических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

НДФЛ курсовая работа.docx

— 119.41 Кб (Скачать файл)

 



Введение

 

Вносимые  в настоящее время в курс экономической реформы уточнения и дополнения и разразившийся финансовый кризис, поставивший вопрос о пересмотре самой парадигмы реформ, неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налога на доходы физических лиц.

Цель  данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить эффективность налога на доходы физических лиц в России и выработать рекомендации по повышению эффективности его взимания.

Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:

  • изучено реформирование порядка взимания налога на доходы физических лиц в период рыночных реформ;
  • оценена роль и значение налога в доходах бюджетов различных уровней;
  • проанализирован существующий порядок уплаты налога на доходы физических лиц;
  • проанализирована эффективность организационной структуры инспекции в разрезе контроля уплаты налога на доходы физических лиц и меры по борьбе с недоимкой;
  • проанализирована контрольно-экономическая работа инспекции ФНС;
  • оценены возможности применения опыта стран ближнего и дальнего зарубежья по подоходному налогообложению физических лиц;
  • показаны основные направления совершенствования взимания налога на доходы физических лиц.

Предметом анализа в настоящей курсовой работе является порядок взимания и  формирования налога на доходы физических лиц, проблемы собираемости налога, а  также возможности использования  опыта зарубежных стран в этом вопросе.

Методологической  и теоретической основой данной работы являются: Налоговый кодекс Российской Федерации, регулирующий порядок  взимания налога на доходы физических лиц; инструктивные материалы ИФНС; труды ведущих теоретиков налогового права и практических работников, как Российской Федерации, так и  зарубежных стран, в том числе  существующие проекты реформирования подоходного налогообложения, сформулированные соответствующими комитетами Государственной  Думы, Федеральной Налоговой Службы.

Фактологическую базу исследования составляют материалы  Госкомстата Российской Федерации, Федеральной Налоговой Службы, ИФНС по Ленинскому  району г. Саранск, периодические  экономические и специализированные налоговые издания.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налога на доходы физических лиц является одним из важнейших экономических регуляторов. От того, насколько правильно построена система взимания налога на доходы физических лиц, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налог на доходы физических лиц на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах налогового реформирования, равно как и острой критики. На данный момент существует множество всевозможной литературы по налогу на доходы физических лиц и в том числе по подоходному налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт взимания этого налога в России. Но в связи с тем, что система взимания налога на доходы физических лиц в России создана в 90-е годы практически заново, сегодня мало работ отечественных авторов по налогу на доходы физических лиц, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по реформированию этого налога, отвечающее нашим российским реалиям.

Экономически  оправданных предложений требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, ступор реального сектора, резкая дифференциация в доходах. Меняются ставки налога, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства.

В настоящее  время перед Россией стоит задача преобразовать свою экономику, перевести ее на новые рельсы и продвинуться на пути экономического развития в направлении достижения благосостояния каждого гражданина. Естественно, здесь основной предпосылкой является рациональное подоходное налогообложение физических лиц, которое наиболее приближается к социально-ориентированной товарно-денежной экономике. Способы решения и тенденции выявлены. В такой же мере требуется безотлагательно преобразовать налоговое законодательство таким образом, чтобы это позволило бы российской экономике не только утвердиться на своем собственном рынке, но и также стать конкурентоспособной на международных рынках. Для этого в нашей стране имеются хорошие возможности.

Следует иметь в виду, что опыт западных стран в области подоходного налогообложения не носит исключительно положительный характер. Во всех демократических странах существует экономическое лобби, которое заботится о том, чтобы найти для себя лазейки в сложившейся и действующей системе налогообложения и выбить для себя определенные налоговые льготы. Система взимания налога на доходы физических лиц страдает в особой степени от живучести групповых интересов в условиях либеральной демократии. Правовое государство подвергается ежедневно испытанию налоговым правом по той причине, что предприятия и граждане сталкиваются с государством в рамках налогового права почти в каждом экономическом процессе. Уже устоявшиеся демократии, относящиеся к правовым государствам, могут позволить себе несправедливости в небольших порциях в сфере подоходного налогообложения физических лиц. Налог на доходы физических лиц, носящий справедливый характер, четко сформулированный и понятный многочисленным налогоплательщикам России, поможет пройти тернистый путь структурного кризиса.

Но детальный  анализ налога на доходы физических лиц невозможен, так как это явно выходит за установленные рамки курсовой работы. В связи с этим хотелось бы уделить главное внимание таким проблемам, как основные критерии перераспределения, социальной справедливости, истории налогообложения населения, эффективности налоговой системы. В целях сравнительного анализа использованы критерии, применяемые в европейских государствах, в Америке, а также в странах Азии и Африки. Разработки оптимального российского налогового законодательства, которое позволит России занять достойное ее место в мире, таким образом, будут сверены с мировым опытом.

Структура работы построена таким образом, чтобы дать общее представление  о проблеме, в том числе и  в историческом разрезе, раскрыть смысл  данной проблемы, что нашло отражение  в первой части настоящей работы. Затем следует углубленное изучение проблемы при помощи фактологического материала – этому посвящена  вторая часть курсовой работы. В третьей части работы обобщается информация, разработка которой велась выше, на основе этого предлагаются варианты решения данной проблемы как с учетом зарубежного опыта, так и исходя из особенностей российской экономики.

 

      1. История развития подоходного налогообложения в России

     1.1 Реформирование порядка взимания подоходного налога в                    период   рыночных реформ

 

Введение  подоходного налога предполагает, что  государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической  деятельности индивида.

Поэтому, когда в 1907 году  в России встал  вопрос о введении подоходного налога, товарищ министра финансов Н.Н. Покровский настаивал, что новый налог нужно  представить обществу как экономическую  необходимость, не связывая его с  опасными вопросами общественной и  политической организации.

Подоходный  налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло  взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).

Подоходный  налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций  гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а прусской системе  подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все  источники своих доходов, а государство  подходило к налогоплательщику  как к участнику всех видов  экономической деятельности.

 Английская  система фактически представляло  собой смесь отдельных налогов  на различные виды доходов,  а не на налогоплательщика  как такового.

 Российское  правительство решило контролировать  все аспекты экономической деятельности  личности, но при этом пошло  еще дальше: оно предусмотрело  нововведение, еще не принятое  в других странах, которое заключалось  в том, что каждый потенциальный  работодатель, а также все финансовые  учреждения были обязаны сообщать  о своих платежах любому физическому  или юридическому лицу, а государство  оставляло за собой еще и  право требовать всю необходимую  информацию от самого налогоплательщика.  Мы не можем знать, как эта  система работала бы на практике, так как процесс сбора налогов  был прерван февральской революцией; однако она четко обозначила  цели, которые ставило перед собой  правительство и которым будут  следовать оба сменивших его  режима.

Налогообложение было  дифференцированным по прогрессивным  ставкам. В 1916 г. его потолок был 12,5%, впоследствии Временное правительство довело его до 30,5%.Первоначально Правительство предусматривало минимальную сумму необлагаемого дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству населения подоходный налог не грозит. Инфляция  военного периода резко увеличила число людей, чей доход равен или больше 1000 руб., а государственный совет понизил минимальный уровень дохода до 750 руб. с целью охватить налогом как можно большее количество населения. Отныне и бедные должны были быть включены  в число налогоплательщиков, потому что получали статус граждан, то есть подтягивались до уровня граждан через насильственное включение в число налогоплательщиков.

Итак, мы рассмотрели причины введения подоходного  налога в России в 1916 году и его  особенности. Для более полной его  характеристики рассмотрим особенности  взимания подоходного налога в настоящее  время. Начиная с выхода 7 декабря 1991 года закона «О подоходном налоге с  физических лиц», он изменялся  и дополнялся 2-3 раза в год,  то не имеет смысла рассматривать все эти изменения. Я остановлюсь только на трех годах, то есть 1998-2000гг. с целью проследить динамику изменения подоходного налога.

 Вообще, для расчета налога используются  различные методы учета налоговой  базы: метод начислений и кассовый  метод. При методе начислений  учитывается момент возникновения  прав и обязательств, когда доходом  признаются все суммы, право  на получение которых возникает  у налогоплательщика в данный  налоговый период, независимо от  того, получены ли они фактически. Такой метод применялся с 1992 по 1997г. включительно. С 1998г. налоговая  база исчисляется с использованием  кассового метода, при котором  учитывается момент получения  средств и производство выплат. В 1998г. исчисление подоходного  налога предполагало шкалу из 6 ступеней.

Таблица 1.1Ставки подоходного налога с доходов, полученных с 1.01.1998г.

Размер облагаемого дохода

Ставка налога

1

2

До 20 000 руб.

12%

От 20 001 до 40 000 руб.

2 400 руб. + 15% с суммы превышающей 20 000 руб.

От 40 001 до 60 000 руб.

5 400 руб. + 20% с суммы, превышающей    40 000 руб.

От 60 001 до 80 000 руб.

9 400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60 000 руб.

От 80 001 до 100 000 руб.

14 400 руб. + 30% с суммы, превышающей   80 000 руб.

100 001 руб. и больше

20 400 руб. + 35% с суммы, превышающей   100 000 руб.


 

При этом весьма существенно увеличился размер дохода, облагаемого по минимальной  ставке 12%. Введен новый достаточно щадящий промежуточный процент  налогового изъятия в интервале  от 20 тыс. до 40 тыс. руб. Максимальная ставка осталась на прежнем уровне в размере 35%, но при этом возрос размер дохода, облагаемого по этой ставке с 48 тыс. до 100 тыс. руб.

Особое  место в подоходном налогообложении  занимают налоговые льготы. Они имею одну цель – сокращение размера  налогового обязательства налогоплательщика. В 1998г. изменился размер вычетов  на налогоплательщика и иждивенцев:

при доходе до 5000 руб. вычету подлежали  2 МРОТ (до 1998г – 1 МРОТ);

при доходе от 5000 до 20 000 руб. – 1 МРОТ;

при доходе более 20 000 руб. вычетов  не производилось.

Таким образом, физические лица, получающие низкие доходы, будут платить налог в очень  небольшой сумме. По мере увеличения дохода сумма налога будет возрастать и, таким образом, будет в большей  степени привлекаться к формированию доходов местных бюджетов, которые, в свою очередь, финансируют из налоговых  поступлений социальную инфраструктуру своего региона.

В 1999г. первоначально  предусматривалась 6-тиступенчатая  шкала ставок подоходного налога. Но  31.03.1999г. было принято очередное  изменение к закону «О подоходном налоге», которое отменяло максимальную ставку 42% подоходного налога при  доходах свыше 300 000 руб. и, таким образом, вводило 5-тиступенчатую шкалу исчисления подоходного налога.

Таким образом, в 1999г. сложилась новая схема подоходного  налогообложения, которая предусматривала  разделение налоговых отчислений в  федеральный и региональные бюджеты. Шкала ставок подоходного налога с 1999г. представлена в таблице 1.2.

Информация о работе НДФЛ