Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить эффективность налога на доходы физических лиц в России и выработать рекомендации по повышению эффективности его взимания.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
изучено реформирование порядка взимания налога на доходы физических лиц в период рыночных реформ;
оценена роль и значение налога в доходах бюджетов различных уровней;
проанализирован существующий порядок уплаты налога на доходы физических лиц;
проанализирована эффективность организационной структуры инспекции в разрезе контроля уплаты налога на доходы физических лиц и меры по борьбе с недоимкой;
проанализирована контрольно-экономическая работа инспекции ФНС;
оценены возможности применения опыта стран ближнего и дальнего зарубежья по подоходному налогообложению физических лиц;
показаны основные направления совершенствования взимания налога на доходы физических лиц.
Как видно из таблицы 2.9. наибольшее количество предпринимателей проверено в 2010г. (388) и меньшее количество в 2009г. (310). Однако делать выводы об уровне организации контрольной работы по абсолютному значению документально проверенных предприятий неправомерно. Включение показателя нагрузки в расчет обусловлено тем, что он оказывает влияние на количество документальных проверок. При прочих равных условиях, чем больше предприятий приходится на инспектора, тем больше он затрачивает времени на проведение камеральных проверок и решения вопросов с налогоплательщиками, следовательно, остается меньше времени на документальные проверки.
Таблица 2.11.Оценка организации контрольной работы инспекции по показателю доначисленных сумм налогов и штрафных санкций в ходе выездных проверок уплаты налога на доходы физических лиц.
Год |
Фактическая среднесписочная численность проверяющих инспекторов |
Доначислено налогов и санкций |
Поступило НДФЛ тыс. руб. |
Доля доначисленных платежей в сумме поступивших |
Сумма баллов |
Коэффициент значимости 2,7. | |||
Всего тыс. руб. |
На одного работника | ||||||||
Доначислено тыс. руб. |
Отношение к среднему показателю за три года |
Доля |
Отношение к среднему показателю за три года | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2009 |
7 |
1897 |
271 |
0,3 |
25051 |
7,5 |
0,5 |
0,8 |
2,2 |
2010 |
7 |
1823 |
260 |
0,29 |
46854 |
3,9 |
0,24 |
0,53 |
1,4 |
2011 |
7 |
2540 |
363 |
0,4 |
51656 |
5 |
0,3 |
0,7 |
1,9 |
Всего |
21 |
6260 |
894 |
0,99 |
123561 |
16,4 |
1,04 |
2,03 |
5,5 |
Анализ данных таблицы 2.11. показывает, что лучших результатов по сумме доначислений в целом и на одного работника добилась инспекция в 2010г. (2540 тыс. руб. и 363 тыс. руб.). Сумма доначисленных налогов в ходе контрольной работы зависит от многих факторов объективного и субъективного характера:
от квалификации работников налоговой инспекции;
уровня работы по разъяснению плательщикам налогового законодательства;
законопослушание предприятий.
При прочих равных условиях наиболее значимым фактором является размер налогооблагаемой базы или объем поступивших налогов в бюджет в разное время. Чем выше база, тем больше возможностей произвести в ходе проверок дополнительные начисления налогов и предъявить плательщикам финансовые санкции. Поэтому при анализе необходимо использовать показатель отношения доначисленной при проверках суммы налогов к объему поступивших налогов в целом инспекции, по данным отчета формы 1 – НМ.
Ведение показателя удельного веса доначисленных в ходе контрольной работы платежей в общей сумме поступивших в регионе местных налогов повлияло на количество балов и на дальнейший результат. Инспекция ФНС по доначисленным суммам налогов в 2011г. добилась лучших результатов (2540 тыс. руб.) по сравнению с 2010г. (1823 тыс. руб.). После введения показателя удельного веса доначисленных в ходе контрольной работы платежей в общей сумме поступивших местных налогов стало видно, что лучших результатов добилась инспекция ФНС в 2009г. Сумма балов составила 0,8. А в 2010г. Инспекция добилась наиболее плохих результатов. Сумма баллов составила 0,7.
Таблица 2.12. Оценка организации контрольной работы инспекции по показателю удельного веса взысканных сумм налога на доходы физических лиц, предъявленного к уплате в ходе проверок.
Год |
Доначислено налогов всего, тыс. руб. |
Взыскано в бюджет доначисленных налогов и санкций |
Сумма баллов |
Коэффициент значимости 1,5. | ||
Всего тыс. руб. |
В процентах к доначислениям |
Отношение удельного значения к среднему за три года | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2009 |
1897 |
1688 |
89 |
0,35 |
0,35 |
0,52 |
2010 |
1823 |
1500 |
82 |
0,32 |
0,32 |
0,48 |
2011 |
2540 |
2108 |
83 |
0,33 |
0,33 |
0,49 |
Всего |
6260 |
5296 |
254 |
1 |
1 |
1,49 |
Анализ данных таблицы 2.12. показывает, что наиболее высок удельный вес взысканных по доначислениям сумм Инспекцией в 2011 году (2108 тыс. руб.) по сравнению с 2010 г. (1500 тыс. руб.).
3.Основные проблемы и направления совершенствования дальнейшего взимания налога на доходы физических лиц
3.1 Оценка возможности применения опыта стран ближнего и дальнего зарубежья по взиманию налога на доходы физических лиц
Впервые в истории России подоходный налог (прежнее название налога на доходы физических лиц) был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1917 г. Но февральская, а затем и октябрьская революции отменили ранее принятые законы.
Таким образом, закон о подоходном налоге от 06.04.16 г. так и не вступил в действие.
В годы советской власти в доходах государственного бюджета страны, включавшего в себя бюджеты всех уровней власти, поступления подоходного налога составляли не более 5-6 процентов. Единственным предназначением этого налога в то время, пожалуй, являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Например, кустарей и ремесленников облагали по ставке в 81%, по гонорарам деятелей науки и искусства облагали по ставке в 69%, против плоских ставок трудящихся, которые в разное время колебались от 8 до 13%.
Основы современного подоходного налогообложения заложены в законе РФ от 07.12.91. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», действовавшим с разными поправками с 01.01.92 г. до принятия части второй налогового кодекса (НК) и подписания ее Президентом РФ 05.08.2000 г. Изложенный в главе 23 НК налог на доходы физических лиц уже за истекшие три года претерпевал существенные изменения, в частности, в обложении доходов в виде дивидендов с имущественных прав (ставка налогообложения изменилась с 35 до 6%). По мере активного строительства налоговой системы современной России возможны и дальнейшие изменения в порядке взимания этого налога.
Этот налог был создан на основе опыта его взимания в разных странах мира, так как своего опыта по сути дела не было.
Почти во
всех странах базой для исчисления
налога является совокупный годовой
доход, в который засчитываются
доходы от разных источников. Обычно в
налоговую базу включаются заработная
плата работника по найму, дополнительные
выплаты, доплаты, премиальные и
другие вознаграждения. В последнее
время развитые страны включают в
налоговую базу льготы и блага
в товарно-материальной форме в
виде привилегий на право пользования
какими-либо объектами. В Австралии
и Новой Зеландии в налоговую
базу включаются предоставление компанией
безвозмездно автотранспорта, жилища,
питания, займа по льготной ставке,
товаров со скидкой в цене и
т.д. Налогом облагаются условные доходы
от владения домом, в котором проживают
налогоплательщик и его семья (в
скандинавских странах, Бельгии, Греции,
Италии, Нидерландах и т.д.), пенсии
во всех странах Организации
В мировой практике ставки подоходного налога, как правило, построены по сложной прогрессии.
В последние годы в мировой практике налогообложения происходит снижение максимальных и минимальных ставок и сокращение групп доходов, облагаемых по определенной ставке.
Например,
в США до 80-х годов действовало
25 различных групп обложения
В законодательстве СССР существовало 6 видов шкалы ставок подоходного налога для разных категорий граждан. Например, для сумм оплаты труда рабочих и служащих были установлены размеры налога в месяц по каждому рублю начиная с 101 и до 150 руб., которые составляли от 0,29 до 14,7 руб., то есть от 0,28 до 9,8%, а далее с сумм, превышающих 150 руб., и до 3000 руб. в месяц имелось 7 ставок - от 13 до 60%.
За время действия Закона РФ "О подоходном налоге" была одна шкала прогрессивных ставок, которая за период 1992-2000 годов менялась 9 раз. При этих изменениях минимальная ставка оставалась 13%, а максимальная устанавливалась в размере 45, 40, 35 и 30%. В пределах от минимальной до максимальной устанавливалось от 6 до 3 видов ставок налога.
В странах Европы и Америки основным вычетом из совокупного дохода является не облагаемый налогом минимум, равный минимальному прожиточному минимуму. Этот постулат вытекает из принципа обложения налогом "чистого" дохода, то есть не должна облагаться налогом сумма, необходимая (в минимальном размере) на поддержание здоровья и жизнедеятельности граждан.
Особенностью этих скидок является то, что они определяются в фиксированных абсолютных суммах или в процентах от дохода. Их величина не связана с какими-либо фактическими расходами налогоплательщика.
В мировой практике применяются и другие вычеты и скидки, связанные с расходами налогоплательщиков на цели, определенные законодательством. Например, почти во всех странах предоставляются вычеты, связанные с расходами на детей.
Таким образом, стандартные вычеты в суммах 3000 руб., 500 руб. и 400 руб., применяемые в российском налоговом законодательстве, представляют собой не облагаемый налогом минимум доходов для определенных социальных групп граждан и не в полной мере отвечают мировой практике ни по их размерам, ни по кругу налогоплательщиков, которому они предоставляются. Это вынужденная мера, так как наша экономика только начинает перестраиваться в рыночную, и уровень жизни россиянина намного ниже, чем в странах Европы и Америки.
Кроме этих вычетов, стандартный вычет в сумме 300 руб. в месяц предоставляется каждому налогоплательщику, на обеспечении которого находятся дети, на каждого ребенка до 18 лет и на каждого учащегося дневной формы обучения до 24 лет до месяца, в котором сумма дохода налогоплательщика превысит 20 000 руб., после чего вычет не предоставляется.
Таким образом,
в НК РФ заложены принципы стандартных
вычетов, по сути, но не по размерам, почти
соответствующие мировой
Во многих
странах суммы
Вместе
с тем по данным фонда "Общественное
мнение", 58% россиян считают действующую
в стране налоговую систему
Из семнадцати
развитых стран Европы среднегодовая
заработная плата одного работника
лишь в двух странах - Греции и Португалии
- составляет 10 000 долл., а в остальных
значительно выше. Самую высокую
заработную плату - 35 000-40 000 долл. выплачивают
в Дании, Нидерландах и Люксембурге.
В России эта сумма достигает
1260 долл. Приведенные данные показывают,
что жизненный уровень
Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%, что много ниже, чем в России - 12-14%.
Такая ситуация,
в общем, свойственна экономике
переходного периода. Для того чтобы,
с одной стороны, стимулировать
рост производства и потребления, а
с другой - упростить налоговую
систему и тем самым снизить
склонность налогоплательщиков к занижению
налоговых обязательств, государство
вынуждено снижать ставки налогов
на доходы (имеются в виду доходы
всех экономических агентов