Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить эффективность налога на доходы физических лиц в России и выработать рекомендации по повышению эффективности его взимания.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
изучено реформирование порядка взимания налога на доходы физических лиц в период рыночных реформ;
оценена роль и значение налога в доходах бюджетов различных уровней;
проанализирован существующий порядок уплаты налога на доходы физических лиц;
проанализирована эффективность организационной структуры инспекции в разрезе контроля уплаты налога на доходы физических лиц и меры по борьбе с недоимкой;
проанализирована контрольно-экономическая работа инспекции ФНС;
оценены возможности применения опыта стран ближнего и дальнего зарубежья по подоходному налогообложению физических лиц;
показаны основные направления совершенствования взимания налога на доходы физических лиц.
Таблица 1.2. Шкала ставок подоходного налога с доходов, полученных после 1.01.1999г.
Доходы |
Ставка в федеральный бюджет |
Ставка в бюджеты субъектов РФ |
1 |
2 |
3 |
До 30 000 руб. |
3% |
9% |
30 001 – 60 000 |
3% |
2 700 + 12% с суммы, превышающей 30 000 |
60 001 – 90 000 |
3% |
6 300 + 17% с суммы, превышающей 60 000 |
90 001 – 150 000 |
3% |
11 400 + 22% с суммы, превышающей 90 000 |
150 001 и более |
3% |
24 600 + 32% с суммы, превышающей 100 000 |
Таким
образом, в 1999г. был введен
новый порядок уплаты
С 1999г. сумма подоходного налога определяется в полных рублях.
В 2000г. происходит
отмена двух видов подоходного налога
– федерального и местного. Теперь
все суммы подоходного налога
предприятию необходимо перечислять
на счет соответствующего органа Федерального
казначейства, которое само будет
распределять поступающую сумму
по различным бюджетам. Так, 16% поступивших
налогов отчисляется в
Таблица 1.3Шкала подоходного налога на доходы, полученные с 1.01.2000г.
Размер облагаемого дохода |
Ставка налога |
1 |
2 |
До 50 000 руб. |
12% |
От 50 001 до 150 000 руб. |
6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000. |
От 150 001 руб. и выше |
26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000 руб. |
В 2000г. также размер совокупного годового дохода для предоставления стандартных вычетов и на детей и иждивенцев увеличен в 1,5 раза. С 1.01.2000г. в совокупный налогооблагаемый доход не включаются:
- материальная помощь, если она
оказывается физическим лицам,
пострадавшим от
- суммы международных,
Таким образом, проследив изменения
по подоходному налогу за 1998-2000гг., можно
сделать вывод о тенденции
уменьшения шкалы обложения налогом,
а также о расширении вычетов
и увеличении их размеров. Однако
эти изменения затронули также
и структуру налоговых
1.2 Роль и значение налога на доходы физических лиц в доходах бюджетов различных уровней
Роль и значение НДФЛ в доходах бюджетов различных уровней представлена на приведенных ниже диаграммах.
Рис. 1.1 - Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2010 года, в %.
Сравнивая рисунки 1.1 и 1.2, мы можем увидеть, что роль налога на доходы физических лиц в федеральном бюджете гораздо больше, чем в консолидированном бюджете.
Рис. 1.2 - Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2010 года (в %)
Экономическую
сущность налога на доходы физических
лиц и его назначение можно
оценить, уяснив место этого налога
в налоговой системе
Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы или бюджет. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются: налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, как внутри страны, так и зарубежом, доходы государственного сектора в экономике и торговле. Расходная часть бюджета, направляемая на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальную политику) хозяйственные нужды, развитие инфраструктуры, выполнение государственных программ, дотации и субсидии отстающим секторам экономики и субъектам хозяйствования, оборону, административную деятельность государственного аппарата, не должна превышать доходную для безинфляционного развития экономики.
Возможности неинфляционного покрытия бюджетного дефицита в большей степени зависят от своевременного и полного поступления налоговых платежей.
Так, в
настоящее время
При этом
важен четкий баланс между всеми
функциями налоговой системы, как
фискальной (для формирования государственных
доходов), так и регулирующей (элемент
государственного регулирования), социальной
(сглаживание имущественного неравенства
между гражданами), стимулирующей, контрольной
и так далее. Ниже в главе 2 приведена
полемика по составу функций налога
в налоговой системе
Налоги по способу изъятия делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (на потребление). Преобладание в налоговой системе тех или иных налогов характеризует благосостояние государства. Если платежи в бюджет от косвенных налогов составляют более, чем 2/3, то этот факт является свидетельством слабого экономического развития страны.
Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, то есть он установлен Налоговым Кодексом и обязателен к уплате на всей территории страны.
1.3.Анализ действующего порядка уплаты налога на доходы физических лиц
Рассмотрим подробно все элементы формирования налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков и различных видов получаемых ими доходов.
Налог на доходы физических лиц уплачивают физические лица, которые являются налоговыми резидентами Российской Федерации, или не являются, но получают доходы от источников в РФ.
Понятие "налоговый резидент" закреплено в статье 11 НК РФ, согласно которой им является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Налоговыми
резидентами РФ на начало отчетного
периода с последующим
В соответствии со ст.210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов налогоплательщика, получаемых им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.
В статье 211 НК РФ законодательство выделяет три группы доходов в натуральной форме.
1-я группа.
Оплата (полностью или частично)
за физическое лицо
2-я группа.
Полученные налогоплательщиком
товары, выполненные в интересах
налогоплательщика работы, оказанные
в интересах налогоплательщика
услуги на безвозмездной
3-я группа. Оплата труда в натуральной форме.
К
материальной выгоде, учитываемой
при определении налоговой
- суммы
экономии на процентах при
пользовании заемными (кредитными)
средствами, полученными от организаций
и индивидуальных
В отношении заемных средств, выраженных в иностранной валюте, материальная выгода возникает только в случае, если процентная ставка по договору займа определена ниже 9% годовых;
- выгода,
полученная от приобретения
- выгода,
полученная от приобретения
В соответствии со ст.224 НК РФ для разных видов доходов установлены разные пропорциональные налоговые ставки:
- общая налоговая ставка - 13%;
- налоговая
ставка для обложения
- налоговая
ставка для нерезидентов
- специальная налоговая ставка - 35%.
Ставка налога, которую надо применить при исчислении налога, зависит не от размера дохода, а от вида дохода. Статья 210 НК РФ содержит специальную оговорку, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
В
соответствии со ст.210 НК РФ налоговая
база для доходов, в отношении
которых предусмотрена
Дальнейшее описание налога затрагивает его регулирующую функцию, то есть насильственное вмешательство в природу налога для дифференциации его экономического воздействия на различных налогоплательщиков.
Статьями
218-221 НК РФ предусмотрены четыре вида
налоговых вычетов: стандартные, социальные,
имущественные и
Социальные налоговые вычеты будут более подробно рассмотрены ниже.
Налоговые вычеты - это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц установлены в фиксированных суммах.
Предоставление социальных налоговых вычетов регулируется статьей 219 НК РФ. Эти налоговые вычеты применяются только к доходам, облагаемым по ставке 13 процентов при подаче налогоплательщиком декларации и письменного заявления о предоставлении вычетов в налоговый орган по окончании календарного года.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в течение года одним из работодателей по выбору налогоплательщика. Если в течение года стандартные вычеты не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено Налоговым кодексом, то налогоплательщик может ими воспользоваться по окончании налогового периода при подаче декларации в налоговый орган с приложением документов, подтверждающих его право на вычеты.
Согласно статье 220 НК РФ, плательщик налога на доходы физических лиц имеет право на имущественные вычеты при определении налоговой базы по доходам, подлежащим обложению налогом по ставке 13 процентов.
Можно выделить две группы имущественных вычетов.
К первой группе относятся вычеты, применяемые к доходам, полученным от продажи имущества, находящегося в собственности налогоплательщика.