НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить эффективность налога на доходы физических лиц в России и выработать рекомендации по повышению эффективности его взимания.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
изучено реформирование порядка взимания налога на доходы физических лиц в период рыночных реформ;
оценена роль и значение налога в доходах бюджетов различных уровней;
проанализирован существующий порядок уплаты налога на доходы физических лиц;
проанализирована эффективность организационной структуры инспекции в разрезе контроля уплаты налога на доходы физических лиц и меры по борьбе с недоимкой;
проанализирована контрольно-экономическая работа инспекции ФНС;
оценены возможности применения опыта стран ближнего и дальнего зарубежья по подоходному налогообложению физических лиц;
показаны основные направления совершенствования взимания налога на доходы физических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

НДФЛ курсовая работа.docx

— 119.41 Кб (Скачать файл)

  В ФРГ, как и в других  европейских странах, действует  принцип: равные доходы, независимо  от их источников, облагаются  равными налогами. В ФРГ ставки  налогообложения несколько ниже, чем в Швеции и Японии, но выше чем в США и возрастают по прогрессивной шкале от 25,9 до 53%.

В ФРГ бросается в глаза четкость работы налоговых служб и их доброжелательное отношение к налогоплательщику, если он добросовестно стремится  правильно исчислять и платить  налоги. Что же касается высокой  доли налогов с физических лиц  в доходах государственного бюджета, то для России такая ориентация сейчас была бы преждевременной. Нельзя не учитывать,  что средняя заработная плата  в ФРГ на порядок выше, чем в  России, а необлагаемый минимум дохода в ФРГ вдвое больше средней  заработной платы в России.                                                 

В последние  годы в западных странах прослеживается не очень четко выраженная, но все  же заметная тенденция к снижению ставок индивидуального подоходного  налога. Масштаб снижения, как правило, невелик, что можно видеть на примере  изменения налоговой сетки во Франции.

Примерно  в таком же направлении и такими же темпами изменяются в последние  годы ставки в Дании, Нидерландах, Швеции, хотя в отдельных странах они  не снизились, а возросли. Тем не менее в целом, сравнивая ставки подоходного налога в России и  развитых странах Западной Европы, можно сделать бесспорный вывод, что ставки подоходного налога с  физических лиц в России значительно  ниже, чем в Западной Европе. Конечно, средний уровень жизни в России ниже, поэтому об оправданном повышении  налоговых ставок у нас можно  говорить лишь применительно к лицам  с годовым доходом свыше 200 тыс. руб.

 

Заключение

Введение  подоходного налога предполагает, что  государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической  деятельности индивида. В России подоходный налог был принят в 1916г.

Вообще, для расчета налога используются различные методы учета налоговой  базы: метод начислений и кассовый метод. Метод начислений применялся в РФ с 1992 по 1997г. включительно. С 1998г. налоговая база исчисляется с  использованием кассового метода.

Проследив изменения по подоходному налогу за 1998-2000гг., можно сделать вывод  о тенденции уменьшения шкалы  обложения налогом: в 1998г. 6 ступеней, в 1999г. – 5 ступеней, в 2000г. уже 3 ступени, а с 1.01.2001г. одна; а также о  расширении вычетов  и  увеличении  их размеров. Однако эти изменения затронули  также и структуру налоговых  поступлений в бюджет РФ. Уменьшается  по сравнению с 1999г. в доходах  Федерального бюджета сумма подоходного  налога с физических лиц.

Сравнивая зарубежный опыт налогообложения подоходным налогом и российский, следует  упомянуть о высокой доли подоходного  налога в доходах бюджета развитых стран. Но для России такая ориентация преждевременна, так как нельзя забывать, что средняя заработная плата  в развитых странах на порядок  выше, чем в России, и поэтому  платежи по подоходному налогу тоже намного выше.

Создание  Налогового кодекса преследовало много  целей. Одной из них является выведение  высоких доходов физических лиц  из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительные имущественные  и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как  задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.

 Слишком  много целей мы хотим достигнуть  при помощи одного документа,  полагая, что налоги, и только  они,  являются и тормозом и  стимулом развития. Сегодня необходимо  в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление  кризиса неплатежей, и как следствие  из этого, повышение доходов  граждан, принятия соответствующих  мер  по пресечению уклонения  от уплаты налогов. Например, в  США обязательность налогообложения  опирается на систему строгой  ответственности за уклонение  от уплаты налогов, сокрытие  доходов и занижение налогов. 

Существующая  концепция налогообложения доходов  физических лиц имеет целью снизить  налоговое бремя налогоплательщиков за счет увеличения количества и размеров налоговых льгот, а также введения единой налоговой ставки в размере 13 процентов при налогообложении большей части доходов физических лиц. При этом применяются повышенные ставки налога на доходы физических лиц, связанные с приростом их капитала; например, с дивидендов установлена налоговая ставка в размере 30 процентов, а с выигрышей, процентных доходов по вкладам в банках, сумм экономии на процентах по заемным средствам — максимальная налоговая ставка в размере 35 процентов. С доходов, получаемых лицами, не являющимися налоговыми резидентами, определена средняя налоговая ставка в размере 30 процентов. Также применяется пониженная ставка в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные имущественные и профессиональные.

Наличие льгот и вычетов обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а  по мере роста их дохода будет увеличиваться  и сумма уплачиваемого ими  налога.

Стоит отметить, что при низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оценить по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания с этих видов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы — не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами — земельным, налогом на имущество, налогами на наследство и дарение, налогом с денежного капитала, домовым, промысловым и т. д.

Как видно  из настоящей работы, обложение физических лиц подоходным налогом в РФ имеет  много особенностей и вопросов. Огромное количество проблем и вопросов вызывает налогообложение предпринимателей. Как разделять имущество, принадлежащее  лицу как предпринимателю и просто как физическому лицу. Либо его  налогообложение будет полностью  совпадать с налогообложением юридического лица, либо нужно принять разграничения  по его имуществу. На этот вопрос существует много разъяснений различных  служб, в том числе налоговых, но и они противоречат друг другу.

Также возникают  проблемы двойного налогообложения, например: прибыль, полученная предприятием и  направляемая на выплату дивидендов уже обложена налогом на прибыль (дивиденды платятся из чистой прибыли  в соответствии с “Гражданским кодексом”  и “Законом об акционерных обществах”), а дивиденды облагаются налогом  у физического лица по ставке 12% или  более в зависимости от суммы  дохода, т.е. возникает двойное налогообложение  одной и той же прибыли.

При обложении  имущества, переходящего в порядке  наследования и дарения возникает  проблема оценки имущества, например, квартира может быть оценена как  по справке БТИ, так и независимыми экспертами, которые ее оценивают  исходя из своих личных соображений, в также из соображений личной выгоды, которую можно получить от наследника или одариваемого.

При налогообложении  имущество граждан местные органы имеют право уменьшать размер налога как по отдельным категориям, так и по отдельно взятым гражданам, при этом не указано, чем должны руководствоваться  данные органы местного самоуправления при принятии этого решения.

Конечно, наше налоговое законодательство оставляет  желать много лучшего, но тем не менее  его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения  физических лиц, т.к. это касается каждого  гражданина, ибо всем известно, что  “незнание законов не освобождает  от ответственности”. Попадаться на “удочки” всевозможных компаний, обещающих продать  вашу квартиру, дачу за немыслимые деньги без уплаты налогов, но не предупреждающих  Вас о том, что при подаче налоговой  декларации Вы будете иметь проблемы с налоговой инспекцией. Вам все  равно придется платить, вот только из каких денег, ведь между получением дохода и уплатой (принудительной и  со штрафами) подоходного налога пройдет  время и полученных Вами денег  уже может и не быть.

Необходимо  упомянуть о том, что на введение единой ставки подоходного налога имеется  и противоположное мнение. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. В сложившейся ситуации будет  происходить равное обложение в  условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России.

 В  той же Западной Европе при  тенденции уменьшения ставок  подоходного налога высокие ставки  на высокие доходы сохраняются  или уменьшаются очень незначительно.

Налоговая система в целом  нуждается  в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности органов  местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической  политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и  важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ. – М.: Акалис, 2010. – 48с.
  2. Налог овый Кодекс РФ. Части первая  и вторая. – М.: ООО «ТК Велби», 2011. – 480с.
  3. Братчикова Н.В. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц. Комментарий к законодательству по состоянию на 1 марта 2004г. М.: 2011.- 95с.
  4. Комментарий к Налоговому кодексу РФ ч.2 (постатейный). 2-ое издание. Составитель и автор комментариев – Борисов А.Б. – М., «Книжный мир» 2010.
  5. Корсун Т.И. Налогообложение коммерческой деятельности. Практическое пособие – Ростов-на-Дону. Феникс. 2010.-384 с.
  6. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Под ред. Брызгалина А.В.. М.- «Аналитика – Пресс», 2010.
  7. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право РФ / Серия Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.- 480с.
  8. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в РФ. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.-352с.
  9. Арутюнова О.Л. Зачем нужен налог на доходы.// Российский налоговый курьер 2010. №6.
  10. С.В. Барулин и А.В. Макрушин «Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики» // Финансы 2009, №2.
  11. Сокол М.П. О налоге на доходы физических лиц. // Финансы 2010. №12.
  12. Сокол М.П. Налог на доходы физических лиц. // Финансы. 2009. №7.
  13. Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц: статус налогоплательщика, определение налоговой базы //Налоговый вестник  2009, № 5
  14. Бюджетная система РФ: учебник / под ред. Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2004г. – 520 с.
  15. Налоговые системы зарубежных стран: под ред. Князева В. Г. – М.: Закон и право, Юнити, 2007г. – 191 с.
  16. Засухин А. Т. Доходы и налоги. – М.: Экономика, 2010г. – 246 с.
  17. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение – Ростов на Дону: Феникс, 2009г. – 416 с.
  18. Олейникова И. Н. Налоговая система РФ. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2009г. – 94с
  19. Шаталов С. Налоговый кодекс: каким ему быть? // Экономика и жизнь – 2010г. - №17 – с. 2-3
  20. Новиков А. И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий // Налоговый вестник – 2002г. - №9 – с. 66-72
  21. Черник Д. Очередной этап налоговой реформы // Налоги – 2010г. - №8 – с. 4-6
  22. Дмитриева О. Упрямый кодекс // Московские новости – 2004г. - №16 – с. 11
  23. Пансков В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы // Финансы – 2003г. - №1 – с. 33-37
  24. Новикова А. И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник – 2009г. - №11 – с. 37-39
  25. Бабаев М.Р.  Тютюриков А.Г. Налоги и налогообложение // Финансы и статистика – 2004г.
  26. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение // Инфра-М – 2004г.
  27. Нефедов Н.А. Налогообложение в России // Финансы и статистика – 2011г.
  28. Евстигнеев Е.С. Основы налогообложения и налогового законодательства // Питер – 2009г.
  29. Шаталов С.Ю. Российская система налогообложения // МЦФЭР – 2010г.
  30. Клочкова И.В. Налог на доходы физических лиц // Экзамен – 2009г.

 


Информация о работе НДФЛ