Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа
Республика Беларусь находится на пути рыночных преобразований, а это требует адекватных изменений механизма государственного регулирования. Среди методов непрямого воздействия на экономику важнейшая роль принадлежит налогам, которые позволяют государству регулировать деятельность предприятий, не ограничивая при этом их хозяйственной самостоятельности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Обзор литературы……………………………………………………….5
2. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание……………………………………………………………...14
2.1. Функции налогов……………………………………………………20
3. Налоговая система. Принципы построения налоговых систем…......25
4. Классификация налогов……………………………………………......31
5. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции……………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………53
Список использованной литературы……………………………………..55
Из определения налогов вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет. Именно устойчивость делает налоги основой государственных доходов, позволяет с их помощью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определялась как фискальная (от латинского fiscus — государственная казна) функция, которая долгое время была достаточной для выражения сути и назначения налога.
Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются распределительная и контрольная функции финансов, в рамках каждой из которых формируются функции налоговых отношений, реализующие главное предназначение налога: обеспечивать доходы государства без ущерба для развития бизнеса.
В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.
Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.
Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения юридического или физического лица принадлежащей ему собственности в форме капитала или заработка. Она рассматривается как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства. Ей присуще единственное свойство — максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доход государственного бюджета; оно позволяет бесперебойно обеспечивать доходную часть бюджета.
Оценить роль налогов в формировании бюджетных доходов можно, выявив соотношение между суммой налоговых поступлений в бюджет, суммой нескольких налогов, сгруппированных по определенным классификационным признакам, и, наконец, суммами отдельных налогов, с одной стороны, и общей величиной бюджетных доходов — с другой. Удельный вес топ или иной налоговой группы, вида налога свидетельствует о значительности их роли в формировании доходов бюджета. Этот анализ проводится в динамике, в сопоставимых ценах, что позволяет определить значение налогообложения в стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении социальных задач.
Данные о доле выручки, изымаемой у предприятий, и доходов — у граждан, характеризуют фискальную роль налогообложения и свидетельствуют о степени тяжести налогового бремени.
Фискальную роль налогов характеризуют, кроме того, данные о суммах финансовых санкций, поступающих в бюджет, суммах расходов государства на содержание налоговых служб, а также данные о разнице между общей суммой налогов, утвержденной в бюджете, и их величиной в отчете об исполнении бюджета. Расчеты показывают, что чрезмерный фискальный гнет сопровождается невыполнением расчетных заданий по налоговым поступлениям на 30 % и более.
Анализ соотношения доходов и расходов бюджета не только характеризует состояние бюджета, но и свидетельствует все о той же роли налогообложения. Множественность налогов требует обширного фискального аппарата, значительных расходов на ведение налогового учета и контроля. Все это и частые корректировки содержания методических указаний по исчислению и порядку уплаты налогов придают негативный оттенок роли налогообложения в системе бюджетно-финансовых отношений, тем более что такие корректировки вносятся после принятия закона о бюджете на очередной бюджетный период.
Фискальной функции противоположно стимулирование лучшего и более эффективного использования имеющихся ресурсов — труда, капитала, природных ресурсов. А налогообложение как сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе стимулирующие начала. Экономические стимулы заложены и в фискальной функции, так как сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредованно и, случается, проявляется через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер деятельности, а поэтому производство — главный объект налогового стимулирования.
Это значит, что налог обладает самостоятельной стимулирующей функцией. Исходя из понятия стимула, означающего побуждение к действию, можно заключить, что побудить можно и поощрив, и наказав. Применение в налогообложении поощрений или санкций представляет собой стимулирующее действие, поскольку каждый из методов используется как реакция на состояние той или иной сферы финансово-хозяйственной деятельности, объективно требующее определенного вмешательства.
Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.
Стимулирующая функция налогов реализуется через стимулирование более эффективного использования природных ресурсов, земли, минерально-сырьевых ресурсов. С другой стороны, посредством этих налогов одновременно происходит воспроизводство природных ресурсов и земли, то есть налоги могут одновременно выполнять воспроизводственную
функцию. В этом своем качестве они имеют четко выраженную
отраслевую принадлежность.
Для стимулирующей функции, в отличие от фискальной, характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференции. Никакая другая функция налогов не обладает непосредственно стимулирующими свойствами, и еще только фискальная функция способствует мобилизации и аккумуляции финансовых ресурсов в централизованном фонде государства.
Из сущности налогов вытекает распределительная, а точнее, перераспределительная функция, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части — в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений: через налоги идет формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства — политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.
Распределительная функция налогов носит объективный характер, как объективно и само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, поскольку ему для выполнения своих функций требовались средства, и они изымались в форме налогов.
Сегодня регулирующие функции государства настолько велики, что можно рассматривать отдельно эти процессы как проявление регулирующей функции налогов. Обосновано это тем, налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений: фискальная — отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет; регулирующая — отношение государства к налогоплательщику в процессе создания благоприятных условий для развития экономики.
Несмотря на то, что функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждая из них имеет определенные границы самостоятельности и обособленности.
Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определять необходимость реформирования налоговой системы.
3. Налоговая система. Принципы построения налоговых систем.
Понятие налоговой системы проявляется с развитием и конкретизацией понятия налогов. Налоги можно рассматривать как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах; налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а так совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Основы функционирования национальной системы налогообложения находятся в зависимости от состояния экономики и общественно-политической надстройки в переходный к рынку период.
При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения.
Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений центра и местных органов власти определяют особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы обоснования не выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.
Любой экономический закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических отношений, следовательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и органов законодательной и исполнительной власти. Экономические законы отражают фундаментальные тенденции общественного развития, формирующиеся при создании и использовании стоимости. В этом их объективность. Система налогообложения должна строиться исходя из фундаментальных закономерностей распределительных отношений, влияющих на процесс развития экономики. Налоговведение, постигая экономические закономерности, определяет организацинно-правовые принципы функционирования налоговой системы, предлагает методики исчисления отдельных налоговых платежей. Надо особо подчеркнуть, что законодателям не следует забывать при проведении налоговых реформ об обязательности требований объективных рыночных законов.
Современное общественное развитие далеко от идеального. Каждое государство развивается по собственным внутринациональным законам хозяйствования, которые существенно отличаются от законов государств-соседей. Различны, следовательно, и принципы построения налоговых систем. В промышленно развитых странах они наиболее приближены к классическому варианту. В странах, вступающих на путь рыночных преобразований, применение классических принципов построения налоговых систем затруднено.
Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы.
1. Классические, или межнациональные принципы. Они идеальны, и, если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной.
2. Организационно-экономические, или внутринациональные принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.
Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две сферы.
Первая сфера включает всеобщие, или функциональные, принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах всех стран. Основные принципы построения налоговой системы не устарели до настоящего времени. Это и есть подсистема межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства:
1) принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно тем доходам, которые они получают под покровительством этого правительства. Данное правило называют еще принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения;
2) принцип определенности гласит, что точные сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;
3) принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика, то есть государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а так же приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода;
4) принцип экономности означает необходимость сокращения издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
Кроме этих классических принципов сложился комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщика:
принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;
стабильность налоговой системы в течение длительного времени;
оптимальность налоговых изъятий, то есть обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.