Налоги и налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Республика Беларусь находится на пути рыночных преобразований, а это требует адекватных изменений механизма государственного регулирования. Среди методов непрямого воздействия на экономику важнейшая роль принадлежит налогам, которые позволяют государству регулировать деятельность предприятий, не ограничивая при этом их хозяйственной самостоятельности.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Обзор литературы……………………………………………………….5
2. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание……………………………………………………………...14
2.1. Функции налогов……………………………………………………20
3. Налоговая система. Принципы построения налоговых систем…......25
4. Классификация налогов……………………………………………......31
5. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции……………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………53
Список использованной литературы……………………………………..55

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Курсовая.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

        Вторая сфера включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в условия общественно-политического и социально-экономического развития конкретной страны. Они относятся к подсистеме внутринациональных принципов, на которые опирается ее закон о налоговой системе  определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в данной стране, какие – лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.

        Что касается Республики Беларусь, то в ней имеются характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие. В частности, разработан проект Налогового кодекса, который будет единым систематизированным сводом законов Республики Беларусь, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин. В нем законодательно развиты и расширены действующие принципы, введены новые, касающиеся построения и функционирования налоговой системы и учитывающие сложившиеся социально-экономические отношения в государстве. В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; не допускается вводить налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств, или затруднять законную деятельность налогоплательщиков; не допускается устанавливать дополнительные налоги или повышенные либо дифференцированные ставки налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физических лиц.

       Перечисленные принципы налогообложения были учтены при формировании налоговой системы Беларуси в соответствии с рыночными преобразованиями. В течение последних лет серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип определенности: изменения утверждались законодательными актами «задним числом».

      Одним из важнейших принципов налогообложения является его эффективность. Реализация этого принципа заключается в следующем:

      налоги должны оказывать влияние на принятие решений;

      налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;

      налоговая система не допускает произвольного толкования, она должна быть понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества;

      административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

         Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики. Промышленно развитые страны с социально ориентированной экономикой ставят перед собой новые целевые установки и принимают принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития:

      создание условий, благоприятствующих инвестированию сбережений корпораций  и частных лиц для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей;

      обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований;

      проведение протекционистской политики и способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;

      стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;

      обеспечение социальных потребностей всех слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Классификация налогов

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и прак­тике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов за­висит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

Состав налогов налоговой системы Беларуси можно клас­сифицировать определенным образом, объединив группы на­логов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюдже­тов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классифика­ционным признакам можно представить следующим образом (рис. 4.1, 4.2).

Данная классификация необходима как для составления на­логовых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификаци­ей, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюдже­там, по отношению к финансовому состоянию, как налогопла­тельщиков, так и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4.1. Классификационный состав налогов по признакам

 

Рис.4.1. Классификационный состав налогов по признакам

 

Классификация налогов по определенным признакам явля­ется значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплатель­щиков классификационных кодификаторов и идентификаци­онных номеров.

Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, вы­являть негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государ­ством и субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различа­ют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством не­посредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Прямые налоги делятся на реальные и личные.

   Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

   Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике нало­гообложения они представлены следующими видами: подо­ходный налог с населения, поимущественный налог, подуш­ный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост ка­питала и др.

   Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, уста­навливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

   Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошли­ны и т.п.

   В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (об­ложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универ­сальные косвенные налоги делятся на однократные, многократ­ные и налог на добавленную стоимость.

   Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государствен­ного бюджета.

   Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:

■                       по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

■                       по целям взимания: фискальные, протекционные, сверх­протекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискрими­национные, преференциальные и статистические;

■                       по характеру взимания (по ставкам): специфические, адва­лорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;

■              по характеру отношений: конвенционные и автономные.

Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы тамо­женного режима присоединившихся к конвенции стран с об­щими правилами осуществления таможенного контроля и взи­мания таможенных пошлин.

Автономная пошлина - вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференци­альные.

Таможенная пошлина возвратная - сумма ввозных тамо­женных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; при­меняется как способ повышения конкурентоспособности.

Таможенная пошлина дифференциальная - вид пошли­ны, предусматривающий различные ставки на один и тот же то­вар, например, импортируемый из разных стран либо экспорти­руемый в разное время года.

Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги - налоги, которые обезличиваются и посту­пают в единую кассу государств. Они предназначены для обще­государственных мероприятий.

Специальные целевые налоги - налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюд­жетные фонды (пенсионный, социального страхования, обяза­тельного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и дей­ствовали преимущественно целевые налоги.

В зависимости от органа, который взимает налог и в распо­ряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

а)              поскольку в унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных
звеньев - республиканского бюджета и местных бюджетов - существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.

Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюдже­ты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Респуб­лике Беларусь;

б)               в федеральных государствах бюджетная система состоит
из трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные
бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где
членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России существует также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные
налоги.

В последние годы появился особый вид межгосударствен­ных налогов. В Европейском сообществе действует единый на­лог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохо­зяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества.

Возможно появление особых видов межгосударственных налогов в рамках СНГ для финансирования совместных межго­сударственных программ.

Классификация налогов по классификационному призна­ку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулиру­ющих.

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на пос­тоянной либо долговременной основе поступают в соответству­ющий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги - налоги, используемые для регу­лирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде про­центных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финан­совый год.

Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трех способов налогоизъятия.

Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соот­ветствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубеж­ных странах действует земельный кадастр, при составлении ко­торого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу пло­щади за ряд лет, остальные земельные участки приравнивают­ся к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавлива­ются государственными органами.

Информация о работе Налоги и налоговая система РБ