Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа
Республика Беларусь находится на пути рыночных преобразований, а это требует адекватных изменений механизма государственного регулирования. Среди методов непрямого воздействия на экономику важнейшая роль принадлежит налогам, которые позволяют государству регулировать деятельность предприятий, не ограничивая при этом их хозяйственной самостоятельности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Обзор литературы……………………………………………………….5
2. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание……………………………………………………………...14
2.1. Функции налогов……………………………………………………20
3. Налоговая система. Принципы построения налоговых систем…......25
4. Классификация налогов……………………………………………......31
5. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции……………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………53
Список использованной литературы……………………………………..55
На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси. В нем представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.
Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы уплаты налога:
■ наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
■ безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
■ гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.
5. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции
Значимость налоговых вопросов взаимодействия налоговых администраций отразилась и в становлении крупнейшего регионального Союза - Европейского сообщества, опыт которого необходимо учитывать при разрешении проблемных ситуаций, возникающих в деятельности экономических союзов стран, созданных на территории бывшего Советского Союза.
Первым международным форумом, поставившим на обсуждение вопросы международного налогообложения и борьбы против уклонения от налогов, явилась Международная финансовая конференция (Брюссель, 1920г.), на которой была создана рабочая группа из представителей 13 государств, для разработки административных и практических аспектов решения проблем международного двойного налогообложения и уклонения от налогов.
Позитивные результаты деятельности этой рабочей группы (был разработан ряд типовых налоговых конвенций) указали на необходимость создания постоянно действующего органа. Им явился Налоговый комитет Лиги Наций (1929 г.), который продолжил разработку типовых двусторонних конвенций, а также уделил значительное внимание разработке принципов распределения прибылей (в налоговых целях) компаний и предприятий, действующих в двух и более странах. Преемственность в разработке проблем Налогового комитета Лиги Наций была подтверждена в резолюции ЭКОСОС 2 (ІІІ) от 01.10 1946г. Тогда была создана Налоговая комиссия для изучения государственных финансов, и особенно их юридических, административных и технических аспектов.
Центром международного сотрудничества по налоговым вопросам позднее стала организация европейского экономического сотрудничества - ОЕЭС (с сентября 1961 г. - ОЭСР), в рамках которой был создан Налоговый комитет (март 1956 г.). Изменяющиеся экономические отношения, активное вовлечение в международные экономические процессы стран с различным экономическим развитием приводит к созданию новых структур, исследующих налоговые проблемы. Интенсивное изучение налоговых вопросов ведется в Комиссии по транснациональным корпорациям и в других подразделениях ООН в связи с разработкой принципов нового экономического порядка в международных отношениях.
Региональные организации разрабатывают согласованную налоговую политику и закрепляют ее в многосторонних (двухсторонних) договорах о международном сотрудничестве, а также путем организации соответствующих законодательных и исполнительных органов. Например, механизм функционирования Европейского союза основывается на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных и межгосударственных органов, так и из элементов национального государственного регулирования. Так, в ЕС все выносимые совместные решения, касающиеся вопросов налогообложения, принимаются Советом ЕС - главным законодательным органом ЕС по реализации единой политики ЕС - принимаются единогласно в форме директив, которые определяют сроки проведения тех или иных мероприятий. Практические методы их осуществления являются прерогативой национальных властей.
Немаловажное значение в реализации согласованной экономической политики имеет и Комиссия Европейских сообществ (КЕС) - исполнительный орган, имеющий право представлять проект законов. КЕС состоит из 20 членов, назначаемых сроком на 5 лет национальными правительствами, но независимых от них. КЕС представляет Европейский союз в ряде международных организаций. Комиссия обладает широкими полномочиями, в частности осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима и налоговой политики, а также выполняет ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, аграрного, регионального), самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, обладает правом распоряжаться общим бюджетом. Одно из важнейших направлений деятельности КЕС - приведение принятых решений в соответствие с национальными законодательствами, стандартами и нормами.
Процессы гармонизации налоговых законодательств заставляют активизировать поиск новых форм сотрудничества. В 1992 г. Совет ЕС принял регламент о сотрудничестве национальных налоговых органов и Комиссии в целях обеспечения единообразного трактования налогового законодательства в пределах сообщества. Регламент предусматривает также процедуру обмена электронными базами данных и определяет объем информации, которую компетентные национальные органы обязаны автоматически или по запросу предоставлять партнерам по ЕС и Комиссии ЕС. Для проведения консультаций по общим вопросам создан постоянный комитет.
Кроме вопросов налоговой гармонизации и возникающих проблем международного двойного налогообложения, в центре внимания Сообщества и постоянных комиссий по вопросам налогообложения находятся проблемы налогового уклонения и налоговой дискриминации хозяйствующих субъектов. С целью их решения принята Арбитражная конвенция (1990 г.), облегчающая поиск взаимоприемлемых решений спорных вопросов, возникающих между органами государств-членов ЕС при оценке активов сливающихся или связанных компаний. Принятый Советом ЕС Кодекс поведения при налогообложении требует от стран-членов координации действий в области налоговой конкуренции. В Кодексе содержатся обязательства стран-участниц по ограничению новых законодательных или административных налоговых мер, которые могут исказить условия конкуренции либо повлиять на осуществление хозяйственной деятельности в рамках единого региона - экономического пространства Сообщества, а также определен срок (в течение 5 лет) по устранению действующей налоговой конкуренции. Кодекс предусматривает также активизацию сотрудничества в целях борьбы с налоговым уклонением и другими формами налогового мошенничества, обмен информацией и консультации по этим вопросам в рамках специально созданной для этого группы.
Развитие региональной интеграции на территории бывшего Советского Союза опосредуется организационно-правовым оформлением и созданием новых межгосударственных структур, базирующихся на нормах международного права.
Образование в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) было оформлено организационной структурой: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ. Создан Исполнительный Секретариат Содружества и органы отраслевого сотрудничества. Правовой основой развития интеграционных, межхозяйственных, производственно-экономических связей является Договор о создании Экономического союза, который девять государств СНГ подписали 24.09 1993 г., позже к нему присоединились 2 государства, а Украина стала ассоциированным участником.
Практика подтвердила, что для регионального функционирования Экономического союза недостаточно одних межгосударственных соглашений, необходима система работы по сближению хозяйственной практики и законодательства государств-участников, по созданию новых, отвечающих рыночным отношениям, эффективных механизмов взаимодействия. Поэтому для реализации Договора об экономическом союзе потребовалось создание главного интеграционного органа, не только координирующего, но и отвечающего за исполнение межгосударственных решений. В связи с этим, в сентябре 1994 г. создан Межгосударственный экономический Комитет (МЭК) - постоянно действующий орган СНГ. МЭК был подготовлен ряд аналитических материалов и обобщений о ходе экономических реформ и экономической ситуации в странах СНГ, а также ряд конвенций и соглашений по экономическим вопросам. К документам в области налоговых правоотношений можно отнести:
Конвенцию о налоговой политике государств-участников СНГ, Положение о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по кооперированным поставкам товаров (работ, услуг) при расчетах между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, Соглашение о налоговой политике в области железнодорожного транспорта и др.
Однако организация нового интеграционного типа не могла полностью осуществлять функции межгосударственного органа. Многочисленные совместные декларации и соглашения, подписанные на самом высоком уровне и предусматривающие создание единого экономического пространства, оказались рамочными, как, впрочем, и сам
Договор о создании экономического союза, которые выражали, скорее, намерения государств, чем возможность их осуществления. Невыполнение принятых договорных обязательств вызвано как объективными предпосылками, а именно преждевременностью принятых решений, неподкрепленных экономическим обоснованием происходящих в регионе интеграционных процессов, так и субъективными - отсутствием механизма реализации данных соглашений, а также системы действенного контроля за их исполнением со стороны национальных и межгосударственных органов.
Слабость межнациональных органов новых независимых государств (ННГ) отражает основные проблемы интеграционных процессов в СНГ: как центробежные тенденции отдельных государств, так и слабость проводимых экономических реформ. Наиболее эффективными можно признать действия межнациональных органов Таможенного союза, сформированного на сегодняшний день пятеркой ННГ: Российская Федерация, Республика Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Республика Таджикистан. Создание Таможенного союза - экономического образования более высокой ступени интеграции, чем зона свободной торговли, требует от участников четкой координации действий, обеспечивающих унификацию таможенного и иного законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность; установления единого порядка тарифного и нетарифного регулирования и иных действий с целью создания единой таможенной территории стран - участниц Таможенного союза.
Для организации работы создан постоянно действующий исполнительный орган, в который входят первые заместители глав правительств, министры по делам сотрудничества со странами СНГ, министры экономики и финансов. В рамках Таможенного союза достаточно эффективно функционируют межгосударственные и межправительственные комиссии и советы (Совет руководителей таможенных служб, Совет руководителей налоговых служб государств - участников Таможенного союза). Сфера деятельности Совета руководителей налоговых служб государств - участников ТС распространяется на работу над гармонизацией и сближением налоговых законодательств, проведение анализа уровня налогообложения (налоговой нагрузки) и подготовку методических основ по его определению. Сюда также входят вопросы обеспечения согласованного перехода на взимание косвенных налогов во взаимной торговле по принципу страны назначения, проведения согласованной акцизной политики, анализа существующих информационных систем национальных налоговых служб, систем приема-передачи данных, разработки совместных программ информации, автоматизации налоговых органов и мероприятий по повышению эффективности информационного обмена между налоговыми органами сторон. В соответствии с проводимой политикой гармонизации и созданием единой таможенной территории страны-участницы ТС определили в качестве основополагающей цели налоговую унификацию, непосредственно затрагивающую вопросы создания и обеспечения действенности ТС, особенно относительно налогов, входящих в группу таможенных платежей: НДС и акцизов.
Создание единой таможенной территории (ЕТТ) предполагает слияние национальных таможенных территорий в общую, в которой действуют единые таможенные нормы и правила, обязательные для исполнения в пределах ЕТТ. В этой ситуации принятие новых правил либо форм тарифного и нетарифного регулирования и изменения торговых режимов по отношению к третьим странам каким-либо государством, входящим в Таможенный союз, недопустимо непосредственно без согласования с прочими членами Союза. Так как процедура согласования достаточно проблематична уже исходя из двух параметров: времени, которое занимает непосредственно само согласование, и несовпадения национальных интересов, то для эффективного разрешения возникающих проблем и оценки необходимости изменений в Едином таможенном тарифе, на наш взгляд, требуется создание наднационального органа, обеспечивающего принцип единства управления. В связи с этим можно сделать вывод: чем больше взаимопроникновение национальных экономик, больше внутренних обязательств по отношению друг к другу, выше степень интеграции и сложнее ее форма, тем более актуальным является управление единым экономическим механизмом, путем создания определенных институтов (администраций), принимающих на себя выполнение коллективных функций в области регулирования экономики.