Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа
Республика Беларусь находится на пути рыночных преобразований, а это требует адекватных изменений механизма государственного регулирования. Среди методов непрямого воздействия на экономику важнейшая роль принадлежит налогам, которые позволяют государству регулировать деятельность предприятий, не ограничивая при этом их хозяйственной самостоятельности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Обзор литературы……………………………………………………….5
2. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание……………………………………………………………...14
2.1. Функции налогов……………………………………………………20
3. Налоговая система. Принципы построения налоговых систем…......25
4. Классификация налогов……………………………………………......31
5. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции……………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………53
Список использованной литературы……………………………………..55
Перспектива интеграционных отношений между членами Таможенного союза нашла свое отражение в договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02 1999 г., который ратифицирован Республикой Беларусь 09.11 1999 г.
Создание на базе Таможенного союза Единого экономического пространства формирует правовое поле совместной деятельности всех государств-членов. Основополагающей идеей разработки механизма в рамках Единого экономического пространства является определение статуса и компетенции органов управления интеграцией, уровня принимаемых ими решений, а также регламентация методов и способов реализации договоров, решений и осуществления контроля за их исполнением. В зависимости от статуса принимаемых решений определяется и сам механизм их реализации и контроля. Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве предусмотрены две формы сближения национальных законодательств государств-участников:
- разработка и принятие модельных законодательных актов в областях, не урегулированных национальным законодательством как базы для дальнейшего законодательства в рамках Единого экономического пространства;
- гармонизация национальных законодательств в соответствии с решением о гармонизации отдельных законодательных актов и действий государств в регулировании отечественной экономики.
Формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства обеспечивается определенными органами управления интеграции, которые действуют в рамках полномочий, определенных Положением об этом органе. Так как организация Единого экономического пространства предусматривает этапность в переходе от Таможенного Союза, аналогичная этапность прослеживается и в совершенствовании структуры и функций межгосударственного управления.
В условиях создания единого экономического пространства основой отношений является разработка общей экономической политики, направлений и этапов структурной перестройки экономики государств-участников. Эти направления обеспечиваются коллегиальностью решений межгосударственных (а затем и наднациональных) органов управления, основанных на беспристрастной и всесторонней оценке экономической ситуации в соответствии с определенными важнейшими принципами организации Единого экономического пространства: недискриминации и взаимной выгоды.
Это соответствует и тенденциям в более узких сферах и областях экономики. В области налогообложения налоговое администрирование в рамках таможенного союза предусматривает сближение налоговых режимов, прямо влияющих на свободу движения товаров (работ, услуг) в пределах единой таможенной территории: применение единой системы взимания косвенных налогов и согласование принципов косвенного налогообложения внешнеторговых операций с третьими странами.
Применение единой системы в налогообложении предполагает:
- установление ставок косвенных налогов на экспортируемые и импортируемые товары не выше аналогичных ставок, которыми облагаются товары национального производства;
- применение в торговле с третьими странами принципа страны назначения по взиманию косвенных налогов;
- отмену предоставления индивидуальных налоговых льгот при ввозе и вывозе товаров в торговле с третьими странами в части, касающейся установления ставок и порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов по подакцизным товарам;
- свободный обмен информацией относительно применения ставок и механизма взимания налогов, предоставляемых налоговых льгот для резидентов и нерезидентов, осуществляющих торговые операции с товарами из третьих стран.
Налоговое администрирование в рамках единого экономического пространства распространяется не только на внешнеторговую деятельность Союза государств-участников. Оно направлено на разработку согласованной налоговой политики (создание единого налогового механизма), обеспечение беспрепятственного движения труда и капитала в рамках единого финансового пространства и общего рынка труда (единые подходы в налогообложении доходов и капиталов), организацию взаиморегулируемой системы косвенного налогообложения внутри экономического пространства (общий механизм косвенного налогообложения и зачета налогов во взаимной торговле), создание единого информационного и правового центра по налоговым вопросам.
Существует Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. (Приложение 1).
Действующие в настоящее время ставки таможенных пошлин на ввозимые физическими лицами в Беларусь автомобили могут сохраниться до 2012 года, заявил заместитель председателя Государственного таможенного комитета республики Сергей Борисюк во вторник на заседании комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Беларуси.
"Этот вопрос решен на уровне экспертов. Для Беларуси и Казахстана устанавливается переходный период до 2012 года. Ставки таможенных пошлин на ввозимые физлицами автомобили для Беларуси и Казахстана остаются те, которые сегодня действуют в Беларуси", - отметил замглавы белорусского ГТК. Он добавил, что "Казахстану понравились наши ставки".
С.Борисюк сказал, что "установление переходного периода (по таможенным пошлинам на авто - ИФ) не будет являться основанием для установления контроля на белорусско-российской границе". При этом представитель ГТК уточнил, что "для юридических лиц ставки таможенных пошлин, установленные единым таможенным тарифом, остаются". "Этот дисбаланс нас не радует", - сказал С.Борисюк.
Замглавы ГТК уточнил, что эти вопросы окончательно должны быть урегулированы отдельным межправительственным соглашением. В настоящее время, по его словам, эксперты продолжают работать в Москве над этим соглашением. С.Борисюк также проинформировал, что "к настоящему времени эксперты пришли к договоренности о том, что нормы в отношении объемов беспошлинно ввозимого физическими лицами личного имущества будут унифицированы". "На сегодняшний день речь идет о беспошлинном ввозе личного имущества весом до 50 кг на сумму 1,5 тыс. евро", - отметил С.Борисюк. При этом он напомнил, что сейчас в Беларуси действуют нормы, предусматривающие беспошлинный ввоз личного имущества весом до 35 килограмм на сумму не более 1 тыс. евро.
На заседании были рассмотрены проекты законов о ратификации договора о Таможенном кодексе и протокола о внесении поправок в этот договор. Представляя эти документы, Сергей Борисюк пояснил, что до того, как стороны согласуют позиции по ряду направлений, в странах Таможенного союза будут действовать нормы национального законодательства. Он подчеркнул, что в случае ратификации Беларусью этих двух документов будет достаточно правовых оснований для вступления в силу Таможенного кодекса с 1 июля. Вместе с тем остаются еще не подписанными 12 из 18 соглашений, формирующих нормативно-правовую базу Таможенного союза. Пока оставшиеся соглашения не будут подписаны и страны не перейдут на единые нормы, в каждой из них будет действовать национальное законодательство.
Выступая на заседании, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Вадим Попов сказал, что, по его мнению, в Беларуси необходимо активизировать процесс принятия документов Таможенного союза. "Мы всегда были примером для остальных, а теперь плетемся в хвосте. Это дало основание представителям СМИ говорить о том, что Беларусь якобы тормозит создание Таможенного союза", - сказал парламентарий.
На заседании Сергей Борисюк пояснил парламентариям структуру и основные положения Таможенного кодекса. В частности, кодекс состоит из двух частей - общей и специальной, нормы которых основываются на положениях Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, Договора о Комиссии Таможенного союза, а также соответствуют положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
В кодексе определены общие вопросы таможенного регулирования, нормы по унификации таможенного администрирования, включая порядок декларирования товаров, единые таможенные процедуры, правила определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, а также уплаты таможенных платежей.
Отдельная глава общей части регулирует взаимоотношения таможенных органов с участникам внешнеэкономической деятельности. Для добросовестных участников предусмотрено введение института уполномоченного экономического оператора. В отдельных статьях определены условия присвоения юридическим лицам этого статуса, а также специальные упрощения, которыми они могут пользоваться.
Протокол о внесении поправок в договор о Таможенном кодексе предполагает внесение изменений и дополнений в 150 статей. По словам Сергея Борисюка, в основном правки носят редакционный и уточняющий характер.
Белорусские депутаты ратифицировали пакет документов о взимании косвенных налогов в Таможенном союзе
Палата представителей Национального собрания Беларуси ратифицировала в пятницу в Минске на заседании сессии пакет документов, касающихся взимания косвенных налогов в Таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана, передает корреспондент агентства "Интерфакс-Запад".
Как заявил журналистам заместитель министра финансов Беларуси Иван Шунько, в связи с ратификацией данных документов "белорусский бюджет не потеряет ничего". Он подчеркнул, что положения данных документов не уменьшат поступления в бюджет республики, и не приведут к ухудшению положения хозяйствующих субъектов.
Кроме того, подчеркнул замминистра, после ратификации "возможность применения протекционистских мер в части косвенных налогов будет исключена".
Как пояснил И.Шунько, в документах заложен принцип взимания косвенных налогов по стране назначения. "Это очень выгодно для Беларуси, так как этот принцип позволяет белорусской продукции иметь конкурентоспособность на внешних рынках", - сказал он.
Кроме того, продолжил замминистра, при поставке импортных товаров из стран Таможенного союза на белорусский рынок будут защищены отечественные товары.
И.Шунько напомнил, что данные документы должны быть ратифицированы тремя участниками Таможенного союза до 1 июля текущего года. Он добавил, что соответствующие процедуры проходят также в России и Казахстане.
Нижняя палата белорусского парламента, в частности, ратифицировала протокол о внесении изменений в соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. Им предусматривается, что при импорте товаров на территорию одного государства Таможенного союза с территории другого государства Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территории государства Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию. Протокол закрепляет норму о том, что особенности применения косвенных налогов при импорте в особые (специальные, свободные) экономические зоны устанавливаются отдельным международным договором, который будет подписан сторонами.
Также ратифицирован протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров. В соответствии с ним документы, подтверждающие применение нулевой ставки НДС, предоставляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, а не 90, как в настоящее время. Протоколом уточнен порядок предоставления нулевой ставки НДС по договорам лизинга, предусматривающим переход права собственности на объекты к лизингополучателю по договорам товарного кредита (товарного займа). При этом, по словам И.Шунько, в документе содержится ряд положений, создающих более выгодные условия для белорусских субъектов хозяйствования, чем в белорусско-российском соглашении о взимании косвенных налогов 2004 года.
Также депутаты ратифицировали протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.
04.06.2010 / 10:53 / interfax.by
Заключение
Налоги являются необходимым инструментом экономических отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
Современная налоговая система - результат длительного развития цивилизации.
Она представляет собой сложное образование, тесно связанное с развитием как экономики, так и государства.
При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой — интересы государства, которое исходит из необходимости полной реализации своих функций. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиками.
Функционирование налоговой системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный, обязательный характер, простота и гибкость.