Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.
Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения
расширение вычетов из подоходного налога, связанных с расходами физических лиц на образование и здравоохранение, добровольное пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечным кредитам;
включение в затраты компаний расходов на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников, что уменьшает налогооблагаемую прибыль;
внедрение дополнительных механизмов ускоренной амортизации основных средств и прежде всего технологического оборудования;
изменение ставки НДПИ для нефтедобычи, что высвободит добавочные ресурсы для нефтяных компаний;
упрощение и совершенствование налогообложения и налогового администрирования малого бизнеса.
Налог на добавленную стоимость
Прогноз разработан
в условиях действующей ставки
НДС. Вариант развития экономики
в условиях снижения базовой
ставки НДС до уровня 12% с 2010 года,
с одновременной ликвидацией
пониженной ставки НДС и
Акцизы
В 2009-2011 годах предусматривается продолжить реформирование системы акцизного налогообложения.
В отношении акцизов на нефтепродукты индексация ставок акцизов на нефтепродукты на 2009 и 2010 годы в соответствии с прогнозируемой инфляцией не производится. Начиная с 2011 года, предполагается осуществлять индексацию ставок акцизов на нефтепродукты темпами, соответствующими темпам ежегодной инфляции.
Налог на добычу полезных ископаемых (нефть и природный газ). В целях стимулирования разработки новых нефтяных месторождений, а также повышения эффективности добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности с 1 января 2007 г.:
введена нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых на начальный период разработки месторождений на лицензионных участках, расположенных в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края;
установлен понижающий коэффициент, стимулирующий дальнейшую разработку месторождений, для месторождений, находящихся на завершающих этапах разработки (свыше 80% выработанности).
2.3 Основные
социально-экономические
Факторы, на которых во многом базировался подъем 2004-2008 годов ослабевают. Во-первых, это касается ожидаемого ухудшения конъюнктуры мировых рынков капитала, энергоресурсов, и снижения возможностей наращивания энерго-сырьевого экспорта. Во-вторых, усиливается действие ограничений со стороны производственной инфраструктуры и со стороны предложения трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров.
В этих условиях
поддержание высоких темпов
Для создания необходимых условий инновационного развития и адаптации к возросшим рискам мировой конъюнктуры требуется обеспечить:
Первое. Развитие человеческого капитала, создание эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры.
Второе. Улучшение инвестиционного климата, обеспечение конкуренции и создание четко работающих рыночных институтов.
Третье. Диверсификация экономики – повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, развитие высокотехнологичных отраслей - «экономики знаний» и реализация комплекса мер, направленных на снижение энергоемкости экономики.
Четвертое. Развитие инфраструктурных отраслей экономики – транспорта и электроэнергетики, за счет формирования новой модели либерализованного рынка электроэнергии и системы инвестиционных соглашений в генерацию электроэнергии, реализации новой долгосрочной федеральной целевой программы по развитию транспортной инфраструктуры, проектов Инвестиционного фонда, в т.ч. с использованием концессионных механизмов.
Пятое. Повышение эффективности государственных институтов и развитие институтов гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая развитие механизмов управления, ориентированного на результат, развитие механизмов общественной экспертизы и общественного контроля.
Шестое. Развитие механизмов частно-государственного партнерства, направленных на содействие частным инвестициям, включая укрепление государственных институтов развития, которые позволят обеспечить концентрацию государственных и частных ресурсов на приоритетных направлениях экономического роста.
Седьмое. Формирование новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке и на Юге России.
2.4. Факторы экономического роста
В предстоящий период развитие экономики будет определяться следующими основными факторами и тенденциями:
адаптацией к снижению мировых нефтяных цен и цен на металлы в условиях ограниченных возможностей по наращиванию физических объемов экспорта энергоносителей и основных сырьевых товаров;
усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
исчерпанием технологических заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
необходимостью модернизации основных фондов высокотехнологичных отраслей и преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
активизацией инновационно-инвестиционной компоненты роста;
усилением дефицита на рынке рабочей силы, началом снижения с 2008 года численности экономически активного населения при достаточно низком уровне безработицы.
усилением конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.
В прогнозный период произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.
Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно снижается.
Если в 2004 году 42% роста экономики обеспечивалось внешними факторами (3,0 п.п. из 7,2% прироста ВВП), то в 2007 году их вклад в структуру роста не превысил 26% (2,1 п.п. из 8,1% прироста ВВП). На протяжении последующих лет прогнозного периода вклад внешних факторов в прирост экономики стабилизируется на уровне 1,3-1,5 п.п. прироста ВВП. Доля внешних факторов будет обеспечивать лишь 22-26% прироста ВВП.
Сокращение влияния внешних факторов отражает тенденцию замедления темпов роста физического объема экспорта с 10,5% и 4,9% прироста в 2004 и 2005 годах до 2,1–3,6% на протяжении прогнозного периода. Рост стоимостного объема экспорта будет определяться сдержанной динамикой цен на нефть и другие топливно-энергетические товары российского экспорта. Таким образом, в отличие от прошлых лет рост экономики будет опережать динамику экспорта и не сможет поддерживаться на прогнозируемом уровне внешнеэкономическими факторами.
Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата и государственной экономической политики.
В рамках первого варианта развития ухудшение внешнеэкономических условий не компенсируется соответствующим улучшением качества экономического роста и конкурентоспособности российского бизнеса. Это ведет к снижению темпов роста до 6,0- 5,4% в 2009-2011 годах.
Для стабилизации траектории экономического роста на уровне не ниже 6-7% в год, соответствующей второму варианту развития, необходимо существенное увеличение эффективности и конкурентоспособности экономики и усиление инвестиционной составляющей экономического роста.
Инновационный сценарий (вариант 2) в отличие от варианта 1 предполагает:
Первое – более активное поведение компаний по повышению конкурентоспособности своей продукции, снижению издержек, внедрению эффективных технологий, завоеванию рынков и участию в совместных с государством инновационных и структурных проектах. Повышение конкурентоспособности выражается в более высоких темпах роста частных инвестиций, более динамичном наращивании экспорта, особенно обрабатывающей продукции, и относительно более низкой эластичности импорта по внутреннему спросу.
Второе – формирование элементов национальной инновационной системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.
Третье – проведение более активной социальной политики (в т.ч. в бюджетном секторе), что сдерживает увеличение дифференциации доходов.
Четвертое – эффективное использование инструмента госинвестиций для развития энергетической и транспортной инфраструктуры, реализации высокоэффективных инновационных проектов и приоритетных отраслевых стратегий и программ (в т.ч. реализации программ развития гражданской морской техники, гражданской авиации, федеральной космической программы, программы производства стратегических материалов и др.).
В целом общий рост инвестиций в расширение экспорта и импортозамещение, а также инвестиции для преодоления инфраструктурных ограничений, обеспечат от 0,3 до 0,4 п.п. дополнительного прироста ВВП в год.
Определенный вклад в повышение спроса окажет и более высокий рост доходов населения, прогнозируемый по второму варианту. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено до 0,2 п.п. прироста ВВП.
Основные факторы роста экономики (%)
Прогноз | |||
2009 |
2010 |
2011 | |
Темп роста ВВП, 1 вариант |
6,0 |
5,9 |
5,4 |
Темп роста ВВП, 2 вариант |
6,7 |
6,6 |
6,2 |
Разница в темпах прироста (вар.2-1) |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
Вклад дополнительных инвестиций в расширение производства и экспорта |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
Вклад за счет прироста эффективности и инвестиций в инновационный сектор |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
Вклад за счет роста доходов населения и других факторов |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Важнейшим условием повышения эффективности функционирования экономики будет увеличение вложений в развитие инновационной системы России и в человеческий капитал. В 2009-2011 годах предполагается увеличение бюджетного и частного финансирования секторов НИОКР, образования и здравоохранения, а также повышение показателей инновационной активности.
Рост эффективности экономики во многом будет связан не только с дальнейшим развитием российского сектора исследований и разработок, созданием недостающих элементов инновационной инфраструктуры, но и формированием стимулов для внедрения и использования инноваций в производстве.
В связи с этим в инновационном варианте прогноза предполагается более активная государственная поддержка научного сектора, направленная на повышение его конкурентоспособности и эффективности. Увеличение бюджетных ассигнований на исследования и разработки будет связано с выделением финансирования НИОКР, предусмотренных в рамках как планируемых новых ФЦП, так и дополнительного финансирования действующих программ. Наряду с этим, предполагается, что будет реализован ряд инновационных проектов в государственном и частном секторах, предусмотренных Программой развития наноиндустрии до 2015 года. Бюджетные расходы могут также возрасти на величину средств, направляемых на проведение конкурсов программ развития научно-исследовательских институтов, и на осуществление необходимых мероприятий для присоединения к 7-й Рамочной программе Евросоюза по исследованиям и технологическому развитию. Это создаст благоприятные предпосылки для увеличения частных расходов на НИОКР.
В секторах здравоохранения и образования в среднесрочной перспективе предполагается рост частного финансирования в меру роста ВВП при некотором опережающем росте бюджетных расходов. Расходы на образование повышаются с 4,8% в 2008 году (бюджетные – 4,1% ВВП) до 5,6% (бюджетные 4,8%). Этот рост связан с началом реализации системы преобразований, предусмотренных проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, в том числе инновационных программ в образовании, развитии исследовательских вузов, программ поддержки талантливой молодежи и детей, образования инвалидов, непрерывного образования и начала модернизации системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. В полной мере предусмотренные Концепцией преобразования в сфере образования требуют увеличения расходов на образование в 2011 году до 5,6-5,8% ВВП.
Инновационные расходы частного и государственного секторов
варианты |
прогноз | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Расходы на образование, в % к ВВП |
1 2 |
4,8* |
4,6 4,9 |
4,6 5,2 |
4,5 5,6 |
в т.ч. расходы бюджетной системы, в % к ВВП |
1 2 |
4,1 |
3,9 4,2 |
3,8 4,6 |
3,7 4,8 |
Расходы на здравоохранение, в % к ВВП |
1 2 |
4,5** |
4,3 4,5 |
4,2 4,8 |
4,1 4,9 |
в т.ч. расходы бюджетной системы, в % к ВВП |
1 2 |
3,6 |
3,6 3,6 |
3,5 3,9 |
3,4 3,9 |
Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВВП |
1 2 |
1,11 |
1,06 1,15 |
1,06 1,2 |
1,06 1,3 |
в т.ч. расходы бюджетной системы, в % к ВВП |
1 2 |
0,7 |
0,7 0,72 |
0,7 0,77 |
0,7 0,79 |
Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета