Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

налоги в бюджете.docx

— 718.89 Кб (Скачать файл)

 

Наряду с этим предполагается увеличение использования субъектами экономики средств государственного бюджета на финансирование инвестиций. В 2010 году доля финансовых ресурсов, поступающих из консолидированного бюджета, может достичь 19,6% от всех источников инвестиций. В 2011 году указанная величина несколько понизится за счет усиления инвестиционной активности частного бизнеса.

Структура источников инвестиций  (вариант 2), %

 

2006

2007

2008

прогноз

2009

2010

2011

Инвестиции в основной капитал, всего

100

100

100

100

100

100

из них за счет собственных средств

44,3

44,4

42,9

42,1

41,9

41,8

в т.ч. за счет прибыли

20,2

19,9

19,8

20,1

19,9

19,4

амортизации

21,3

21,2

20,8

19,6

19,8

19,5

за счет привлеченных средств

55,7

55,6

57,1

57,9

58,1

58,2

кредиты банков

8,9

9,4

11,7

12,8

13,4

14,8

средства консолидированного бюджета

18,8

19,2

19,3

19,5

19,6

18,2

прочие средства

28,0

27,1

26,1

25,6

25,1

25,2


 

В соответствии с перечнем действующих федеральных программ, а также оценкой объемов финансирования разрабатываемых новых программ и необходимых дополнительных средств на реализацию ряда мероприятий по действующим программам1 инвестиционные расходы федерального бюджета повысятся с 2,2% в 2007 году до 2,9% ВВП в  2011 году по второму  варианту развития.  При этом, более  80% средств будут использованы на капитальные вложения и  будут направлены главным образом на реализацию инвестиционных проектов по улучшению социальной и транспортной инфраструктуры.

В первом варианте прогноза инвестиционные расходы федерального бюджета будут ниже и составят около 2,5% в 2011 году, что связано с завершением к концу прогнозного периода нескольких федеральных целевых программ, более ограниченным финансированием действующих и сокращением списка новых программ, по сравнению со вторым вариантом развития.

Инвестиционные расходы из федерального бюджета*, % к ВВП

 

2007

2008

прогноз

2009

2010

2011

варианты

варианты

варианты

1

2

1

2

1

2

Всего

2,2

2,2

2,7

2,8

2,6

2,9

2,5

2,9

в том числе:

               

ФЦП

1,5

1,6

2,1

2,2

2,2

2,3

2,1

2,3

другие бюджетные инвестиции

0,7

0,6

0,6

0,6

0,5

0,6

0,4

0,6

Справочно:

               

Государственные капитальные вложения

1,8

1,6

2,0

2,1

2,2

2,4

2,1

2,3


*включаются субсидии  в объекты капитального строительства  региональной и муниципальной  собственности, а также расходы  на развитие малого бизнеса

 

За период с 2008 по 2011 год инвестиционные расходы федерального бюджета все более приобретут инновационную направленность. Более трети ресурсов, выделенных на ФЦП, будут израсходованы на поддержку проектов, связанных с реализацией стратегий развития ключевых секторов экономики. При этом, более половины от этих средств будут инвестированы в высокотехнологичные отрасли промышленности (авиация, космонавтика, судостроение) и научно-технический комплекс.

Другими приоритетными направлениями государственных капитальных вложений будет развитие транспортной и социальной инфраструктуры. На строительство и реконструкцию железных дорог, транспортных магистралей, объектов портовой инфраструктуры, аэропортов предполагается направить более 40% от объема всех бюджетных ассигнований на ФЦП. Доля средств, выделяемых на строительство жилья для отдельных категорий граждан и  социальных объектов, в общем объеме расходов на ФЦП составит не менее 12-15 процентов.

Структурные сдвиги в экономике

В 2009-2011 годах структурные сдвиги в экономике будут определяться повышением доли услуг при некотором понижении доли промышленного производства в ВВП.

Структурные сдвиги со стороны спроса будут определяться опережающим ростом внутреннего спроса как инвестиционного, так и потребительского, а также снижением удельного веса чистого экспорта в результате снижения экспортных цен и опережающего роста импорта.

Доля общего конечного потребления в структуре ВВП по 2 варианту увеличится в 2011 году до 69% против 66,5% в 2007 году. Рост потребления будет определяться в первую очередь высокой динамикой потребления домашних хозяйств, доля которых достигнет в 2011 году 51% против 48,2% в 2007 году при сохранении высокой (17-18%) доли потребления государственных учреждений. Потребительские расходы будут поддерживаться продолжением тенденции снижения склонности к сбережениям у населения. Несмотря на замедление роста потребительского кредита в 2008 году, средняя норма сбережений снизится в 2008 году до 13,5%, против 15,5% в 2007 году. В 2009-2011 годах норма сбережений стабилизируется на уровне 13 процентов.

Норма накопления основного капитала в  варианте 2 возрастет в 2011 году до 27 процентов против 21,2% в 2007 году. Увеличение доли валового накопления связано как с ростом инвестиций, так и со снижением доли чистого экспорта в структуре ВВП.

Доля чистого экспорта товаров и услуг, начиная с 2011 года, станет отрицательной.  Вместе с тем доля внутреннего производства в источниках покрытия внутреннего спроса (включая услуги) увеличится в 2011 году до 66% против 51% в 2007 году.

В структуре производства ВВП опережающим темпом будет повышаться доля обрабатывающих секторов, что связано с улучшением их конкурентоспособности, а также высокой динамикой инвестиционного и потребительского спроса. Доля добавленной стоимости обрабатывающих производств достигнет в 2011 году 16,5% ВВП против 16,0% в 2008 году. Доля строительства в ВВП увеличится в 2011 году до 7,7% против 5,5% в 2008 году. В структуре ВВП продолжится повышение доли финансовой деятельности и операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг.

В аграрном секторе в рамках второго варианта ожидается ускорение роста до 16,9% (2011 год к 2007 году) против 11,2% в рамках первого варианта. Возможность значительного ускорения роста сельскохозяйственного производства по второму варианту связана с ожидаемыми результатами реализации национального проекта «Развитие АПК» и новой «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Медленные темпы роста аграрного сектора в первом варианте отражают негативный эффект сохраняющегося диспаритета цен между сельскохозяйственным сектором и промышленностью в сочетании с относительным сокращением государственной финансовой поддержки села, а также продолжающимся сокращением  машинно-тракторного парка. Дополнительным негативным фактором в 2008-2009 годах может стать  дисбаланс на рынках сахара, птицы и других продуктов из-за избыточного предложения импортной продукции.

Темп прироста промышленного производства в 2009-2011 годах в первом инерционном варианте прогнозируется на уровне 4,0-4,6% в год из-за технологической отсталости и роста издержек. Во втором варианте с учетом дополнительных мер, направленных на ускорение роста и диверсификацию экономики, темп роста промышленности составит 5,2-6,0%.  Более высокие темпы роста во втором варианте опираются на относительное увеличение неценовой конкурентоспособности российской экономики и интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов.

Динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. Высокие темпы роста (2011 год к 2007 году) прогнозируются в производстве пищевых продуктов (124,6%); текстильном и швейном производстве (121,8%), производстве прочих неметаллических изделий (141,4 процента).

Темп роста производства продукции машиностроения сохранится на высоком уровне. Во втором варианте прогноза наиболее высокими темпами будут развиваться производство электрооборудования (129,4%), производство машин и оборудования (156,7%), производство транспортных средств (154,5 процента).

Структурные сдвиги в промышленном производстве,   %                                                                                                                              

 

2007

2008

2009

2010

2011

Промышленность – всего

100

100

100

100

100

                в том числе:

         

добыча полезных ископаемых

22,8

21,8

21,1

20,4

19,6

обрабатывающие производства

66,3

67,4

68,4

69,4

70,4

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

10,9

10,7

10,5

10,2

10,0


 

Будет происходить диверсификация структуры производства промышленной продукции. Доля обрабатывающих отраслей в инновационном варианте возрастет с 66,3% в 2007 году до 70,4% в 2011 году. Доля добывающих отраслей в совокупном выпуске промышленности сократится с 22,8% в 2007 году до 19,6%  в 2011 году.

В целях развития высокотехнологичных секторов экономики и обеспечения прогнозных темпов роста производства Правительством Российской Федерации утверждены и реализуются федеральные целевые программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики (авиационная, ракетно-космическая, радиоэлектронная промышленность,  судостроение, а также оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплекс).

Помимо этого реализуются отраслевые стратегии развития высокотехнологичных секторов экономики, такие как стратегия развития авиационной промышленности, ракетно-космической промышленности, электронной промышленности, судостроительной промышленности, транспортного машиностроения.

Также разрабатываются и реализуются различные планы мероприятий развития отраслей промышленности, в частности, по развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения на 2006-2008 годы, станкоинструментальной промышленности на период до 2011 года.

Инновационный сектор в экономике

 

2007

2008

2009

2010

2011

ВВП, %

100

100

100

100

100

в том числе:

         

Инновационный сектор

10,9

10,9

11,0

11,1

11,3

из него:

         

машиностроение

2,8

2,9

3,0

3,1

3,2


 

Макроэкономические показатели прогноза в условиях различной динамики цен на нефть

Принимая во внимание значительную неопределенность динамики нефтяных цен, рассмотрены дополнительные варианты развития российской экономики, учитывающие ее адаптацию как к высоким ценам на нефть, так и к возможному их резкому падению.

Вариант 2a предполагает более быстрое снижение нефтяных цен до 90 долларов США за баррель в 2009 году, 78 – в 2010 году с последующим снижением в 2011 году до 75 долларов США за баррель.

В варианте 2а темпы роста ВВП могут понизиться в 2009-2010 годах  до 6,3-6,4%,  в 2011 году – до 5,5%. В наибольшей степени падение экспортных доходов может сказаться на снижении темпов роста инвестиций, которые в 2009-2011 годах могут понизиться примерно на 0,6 п.п. в год. Реальные доходы населения в 2007-2010 годах уменьшатся  по сравнению с вариантом 2 в среднем на 0,4 п.п. в год.

В условиях значительного снижения мировых цен торговый баланс к 2011 году станет дефицитным, что может привести к прекращению роста валютных резервов и возможному их использованию для поддержания рубля.

Сокращение сальдо счета текущих операций вызовет ускоренное по сравнению со вторым вариантом понижение номинального эффективного курса, однако накопленный уровень валютных резервов позволяет избежать значительного ослабления курса рубля.  

Вариант 2с характеризуется достаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой – цена на нефть в 2009-2010 году составит 115-130 долларов США за баррель, в 2011 годах она снизится до 122 долларов США за баррель.

Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета