Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности налоговой политики, ее особенностей в Украине, проблем развития, а также путей ее совершенствования. Достижение данной цели обусловило необходимость постановки и разрешения комплекса задач:
1.исследование социально-экономической природы налоговой политики как составляющей инструментария государственного регулирования экономики;
2.определение принципов, критериев эффективности налоговой политики; оценка состояния действующей налоговой политики Украины и государственного налогового администрирования;
3.разработка конкретных рекомендаций по реформированию налоговой системы Украины.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Налоговая система образуется с возникновением государства и ни одна государственная и общественная задача не может быть решена без помощи налогов. Налоговая политика является ключевым звеном экономической политики государства и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций, определенных способностью государства по сбору доходов и эффективным управлением расходами. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Так,
налогам отводится важное место
среди экономических рычагов, при
помощи которых государство
При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль налоговой политики в регулировании общественного производства и распределения национального дохода: возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств, а также в ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая политика, определяемая экономической политикой и имеющая свои собственные принципы, может быть эффективным макроэкономическим инструментом воздействия не только на бюджетные процессы, но и на весь комплекс экономических проблем.
В то же время бессистемная, непродуманная налоговая политика, преследующая лишь фискальные цели, способна привести государство к ситуации “налоговой ловушки”, когда платить налоги будет уже не из чего, и тем самым к краху всей финансовой системы государства.
Поэтому разработка налоговой политики является одним из важнейших элементов разработки всей экономической стратегии правительства.
Проблеме налогообложения и налоговой системы, налогового и бюджетного регулирования посвящено множество трудов и научных публикаций экономистов, в том числе известных. Среди них – Роберт Барроу, Шарль Бланкарт, К.Бруннер, Е.Домар, Роберт Лукас, К.Кларк, Фридрих Нойман, Джозеф Е. Стиглиц. Этим же вопросам посвящены работы и отечественных учёных: В. Андрущенка, В.Вишневского, Ю.Иванова, И. Крысоватого, И.Луниной, И.Лютого, П.Мельника, А.Соколовской, Л.Тарангула, С.Юрия и других.
Целью данной работы является исследование сущности налоговой политики, ее особенностей в Украине, проблем развития, а также путей ее совершенствования. Достижение данной цели обусловило необходимость постановки и разрешения комплекса задач:
Объектом изучения выступает налоговая политика государства, предметом – основные инструменты и направления налоговой политики.
Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования: синтез, анализ, сравнение, табличный анализ, экономико-математические и метод обобщения.
Информационное обеспечение исследования включает: законодательные и нормативные акты по вопросам налогообложения и бюджетно-налоговой политики, данные Министерства финансов Украины, Государственной налоговой администрации, материалы Государственного казначейства, ведомости научно – исследовательских центров, научную монографическую литературу, статьи в периодических изданиях зарубежных и отечественных авторов, ресурсы глобальной сети Интернет.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников. В первом разделе раскрываются теоретические аспекты разработки налоговой политики государства, рассматриваются основные принципы и инструменты бюджетно-налоговой политики, её направления в зависимости от состояния экономики государства.
Во втором разделе исследованы наиболее актуальные вопросы содержания налогообложения в Украине на современном этапе развития экономики, выявлены основные недостатки правовой базы и противоречия в налоговой политике, анализируются проблемы реформирования налоговой системы Украины, а также предлагаются конкретные пути её совершенствования.
Работа
содержит 2 рисунка, 1 таблицу, 1 приложение.
Список использованных источников включает
55 наименований.
РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВА
1.1.
Сущность налоговой
политики государства
Государство,
выполняя экономические функции, использует
различные инструменты
Налоговая
политика – это деятельность государства
в сфере установления, правового
регламентирования и
С учетом особенностей структуры и характера источников наполнения государственного бюджета, налоговую политику можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В широком смысле сущность налоговой политики заключается в формировании государственного бюджета за счет различных источников, которые можно разделить на два блока:
- налоговые
и неналоговые поступления (
- другие источники, к которым относятся внутренние государственные ссуды. Они могут быть в виде эмиссии ценных бумаг и др. Сущность внутренней ссуды заключается в том, что государство временно берет средства у населения (иногда у предприятий) и обязывается их вернуть с процентами. В любом случае эти средства подлежат возвращению из бюджета. Однако главным источником поступлений в бюджет остаются налоги.
В узком смысле под государственной налоговой политикой понимают систему налогообложения, состоящую из налогов и их элементов, механизма и сроков уплаты и др.
Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится [27; с. 36].
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:
1.
Экономических задач, таких
2.
Социальных задач; обеспечение
занятости населения,
3.
Задачи оптимизации налоговых
изъятий, т.е. достижения
При разработке налоговой политики на макроэкономическом уровне, необходимо учитывать функции, которые выполняют налоги. В числе налоговых функций ученые называют: фискальную, распределительную, контрольную, регулирующую (макроэкономическую) [26; с. 196].
Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
Распределительная
функция налогов состоит в
перераспределении общественных доходов
между различными категориями населения.
Как отмечает профессор Л.Ходов,
через налогообложение
Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику [33; с. 14].
Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.