Налоговая политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности налоговой политики, ее особенностей в Украине, проблем развития, а также путей ее совершенствования. Достижение данной цели обусловило необходимость постановки и разрешения комплекса задач:

1.исследование социально-экономической природы налоговой политики как составляющей инструментария государственного регулирования экономики;
2.определение принципов, критериев эффективности налоговой политики; оценка состояния действующей налоговой политики Украины и государственного налогового администрирования;
3.разработка конкретных рекомендаций по реформированию налоговой системы Украины.

Вложенные файлы: 1 файл

Раздел 1.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы. Налоговая система образуется с возникновением государства и ни одна государственная и общественная задача не может быть решена без помощи налогов. Налоговая политика является ключевым звеном экономической политики государства и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций, определенных способностью государства по сбору доходов и эффективным управлением расходами. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

     Так, налогам отводится важное место  среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Применение налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.

     При переходе к рыночным отношениям существенно  меняется роль налоговой политики в  регулировании общественного производства и распределения национального дохода: возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств, а также в ликвидации убыточных предприятий.

     Налоговая политика, определяемая экономической  политикой и имеющая свои собственные  принципы, может быть эффективным  макроэкономическим инструментом воздействия  не только на бюджетные процессы, но и на весь комплекс экономических  проблем.

     В то же время бессистемная, непродуманная  налоговая политика, преследующая лишь фискальные цели, способна привести государство  к ситуации “налоговой ловушки”, когда  платить налоги будет уже не из чего, и тем самым к краху  всей финансовой системы государства.

      Поэтому разработка налоговой  политики является одним из  важнейших элементов разработки всей экономической стратегии правительства.

     Проблеме  налогообложения и налоговой  системы, налогового и бюджетного регулирования  посвящено множество трудов и  научных публикаций экономистов, в том числе известных. Среди них – Роберт Барроу, Шарль Бланкарт, К.Бруннер, Е.Домар, Роберт Лукас, К.Кларк, Фридрих Нойман, Джозеф Е. Стиглиц. Этим же вопросам посвящены работы и отечественных учёных: В. Андрущенка, В.Вишневского, Ю.Иванова, И. Крысоватого, И.Луниной, И.Лютого, П.Мельника, А.Соколовской, Л.Тарангула, С.Юрия и других.

    Целью данной работы является исследование сущности налоговой политики, ее особенностей в Украине, проблем развития, а также путей ее совершенствования. Достижение данной цели обусловило необходимость постановки и разрешения комплекса задач:

  1. исследование социально-экономической природы налоговой политики как составляющей инструментария государственного регулирования экономики;
  2. определение принципов, критериев эффективности налоговой политики; оценка состояния действующей налоговой политики Украины и государственного налогового администрирования;
  3. разработка конкретных рекомендаций по реформированию налоговой системы Украины.

      Объектом изучения выступает налоговая политика государства, предметом – основные инструменты и направления налоговой политики.

    Методы  исследования. В работе использованы следующие методы исследования: синтез, анализ, сравнение, табличный анализ, экономико-математические и метод обобщения.

    Информационное  обеспечение исследования включает: законодательные и нормативные акты по вопросам налогообложения и бюджетно-налоговой политики, данные Министерства финансов Украины, Государственной налоговой администрации,  материалы Государственного казначейства,  ведомости научно – исследовательских центров, научную монографическую литературу, статьи в периодических изданиях зарубежных и отечественных авторов, ресурсы глобальной сети Интернет.

    Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников. В первом разделе раскрываются теоретические аспекты разработки налоговой политики государства, рассматриваются основные принципы и инструменты бюджетно-налоговой политики, её направления в зависимости от состояния экономики государства.

    Во  втором разделе исследованы наиболее актуальные вопросы содержания налогообложения  в Украине на современном этапе  развития экономики, выявлены основные недостатки правовой базы и противоречия в налоговой политике, анализируются проблемы реформирования налоговой системы Украины, а также предлагаются конкретные пути её совершенствования.

    Работа  содержит 2 рисунка, 1 таблицу, 1 приложение. Список использованных источников включает 55 наименований. 
 
 

 

РАЗДЕЛ 1.  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 

1.1. Сущность налоговой политики государства 

    Государство, выполняя экономические функции, использует различные инструменты регулирования. Важнейшими среди них многие экономисты склонны считать фискальные: сбор налогов и использование бюджетных средств. Фискальные инструменты обладают многосторонним характером воздействия на экономические отношения в обществе. С их помощью государство способно влиять на объёмы и структуру национального производства, инвестиционную активность субъектов хозяйствования, регулировать инфляцию, занятость, воздействовать на состояние конкурентной среды, осуществлять перераспределение доходов и т.д. [35; с. 344]. Сознательное использование налогов для достижения соответствующих целей проходит в рамках налоговой политики.

    Налоговая политика – это деятельность государства  в сфере установления, правового  регламентирования и организации  направления налогов и налоговых  платежей в централизованные фонды  денежных ресурсов государства [40; с. 36]. Согласно Закону Украины «О системе налогообложения», под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджет и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или целевого фонда, осуществлённый плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательством.

    С учетом особенностей структуры и  характера источников наполнения государственного бюджета, налоговую политику можно  рассматривать в широком и  узком смыслах.

    В широком смысле сущность налоговой политики заключается в формировании государственного бюджета за счет различных источников, которые можно разделить на два блока:

- налоговые  и неналоговые поступления (обязательные  платежи) от юридических и физических  лиц;

-  другие  источники, к которым относятся внутренние государственные ссуды. Они могут быть в виде эмиссии ценных бумаг и др. Сущность внутренней ссуды заключается в том, что государство временно берет средства у населения (иногда у предприятий) и обязывается их вернуть с процентами. В любом случае эти средства подлежат возвращению из бюджета. Однако главным источником поступлений в бюджет остаются налоги.

    В узком смысле под государственной  налоговой политикой понимают систему  налогообложения, состоящую из налогов  и их элементов, механизма и сроков уплаты и др.

    Налоговая политика как специфическая область  человеческой   деятельности относится  к  категории  надстройки.  Между  нею и экономическим базисом  общества существует тесная  взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении  политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития.  В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов.  Это влияние может быть  различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия  для развития экономики, в других - оно тормозится [27; с. 36].

    Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

      Содержание  и цели налоговой политики обусловлены  макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:

      1. Экономических задач, таких как  стимулирование экономического  роста, преодоления инфляционных  процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

      2. Социальных задач; обеспечение  занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

      3. Задачи оптимизации налоговых  изъятий, т.е. достижения паритета  между общественными, корпоративными  и личными интересами в области  налогообложения.

   При разработке налоговой политики на макроэкономическом уровне, необходимо учитывать функции, которые выполняют налоги. В числе налоговых функций ученые называют: фискальную,  распределительную, контрольную, регулирующую (макроэкономическую) [26; с. 196].

    Фискальная  функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

    Распределительная функция налогов состоит в  перераспределении общественных доходов  между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л.Ходов, через налогообложение достигается "поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними". Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.  В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

    Контрольная функция налогов. Через налоги государство  осуществляет контроль над финансово-хозяйственной  деятельностью организаций и  граждан, а также за источниками  доходов и расходами. Благодаря  денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику [33; с. 14].

   Регулирующая   функция  налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.

Информация о работе Налоговая политика Украины