Налоговая политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности налоговой политики, ее особенностей в Украине, проблем развития, а также путей ее совершенствования. Достижение данной цели обусловило необходимость постановки и разрешения комплекса задач:

1.исследование социально-экономической природы налоговой политики как составляющей инструментария государственного регулирования экономики;
2.определение принципов, критериев эффективности налоговой политики; оценка состояния действующей налоговой политики Украины и государственного налогового администрирования;
3.разработка конкретных рекомендаций по реформированию налоговой системы Украины.

Вложенные файлы: 1 файл

Раздел 1.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

    Отдельным проблемным вопросом остаётся несогласованность  налогового и отраслевого законодательства, о чём свидетельствует предоставление налоговых льгот (преференций) без имплементации в соответствующие законы.

    Законодательное решение существующих на сегодня проблем налогообложения значительно облегчит работу органов государственной налоговой службы, обеспечит более плодотворное сотрудничество с налогоплательщиками, что даст возможность без лишнего бюрократизма, на цивилизованном уровне наполнять бюджет нашего государства, а это, в свою очередь, сделает каждого гражданина Украины богаче и социально более защищенным. 

    2. 3. Пути совершенствования налоговой политики Украины 

    Согласно  статье 1 Конституции Украины, Украина  является социальным, правовым государством, налоговая система которого должна отвечать уровню финансирования общественных благ и перераспределение ВВП  через налоговую и бюджетную  систему, которые обеспечивают формирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения конституционно закреплённых функций государства.

    Действующая модель налоговой политики Украины требует качественного реформирования. Такое преобразование должно осуществляться целенаправленно, систематично, открыто и постепенно. Это необходимо для решения спектра целевых заданий системного реформирования. К ним, прежде всего, относятся: обеспечение результативности изменений; привлечение к процессу всех субъектов отношений; учёт интересов общества; обеспечение адекватной и прогнозируемой реакции плательщиков налогов на изменения, их адаптация к новым требованиям [54; с. 378].

     Реформирование  налоговой системы нельзя отождествлять  с перманентной корректировкой порядка уплаты отдельных налогов, предоставлением или ликвидацией некоторых налоговых льгот, введением или усилением определенных штрафных санкций, созданием или пересмотром особых режимов налогообложения для отдельных субъектов, объектов или территорий и т.п.

     Реформирование  отличается: во-первых, постановкой концептуально и практически “весомых” целей, достижение которых можно контролировать по конкретным качественным и количественным параметрам; во-вторых, всеохватывающими, системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики; в-третьих, относительной определенностью и контролируемостью сроков, на протяжении которых будут достигнутые конкретные результаты, отвечающие целям и концепции реформирования.

     Процесс совершенствования налоговой политики Украины ни в коем случае нельзя растягивать во времени, поскольку между принятием новых налоговых законов и получением конкретных результатов от их внедрения существует достаточно значительный лаг времени, на протяжении которого экономическая ситуация быстро меняется и новое законодательство становится “морально устаревшим”, не отвечающим новым условиям [31; с. 196].

     Необходимо расширить полномочия правительства относительно формирования и осуществления налоговой политики, отвечающее программе его действий, которая утверждается Верховной Радой. В конечном итоге, именно правительство несет ответственность за результаты экономической политики. Поэтому объемам ответственности должны отвечать объемы полномочий. Правительство должно иметь возможность активно и оперативно осуществлять налоговое регулирование, исходя как из стратегических целей экономического и социального развития, так и из особенностей текущей социально-экономической ситуации.

     Разногласия между принципами автоматической и дискретной фискальной политики всегда существовали и существуют в каждой стране. Украина не является исключением. Но нужно учитывать, что автоматическая фискальная политика может осуществляться тогда, когда налоговое законодательство в целом стабильно, конкурентные механизмы достаточно развиты и обеспечивают координацию хозяйственной деятельности в “автоматическом режиме”. Текущая экономическая ситуация в Украине требует проведения дискретной фискальной политики при активном участии правительства. Принятие Налогового кодекса может обеспечить постепенный переход к периоду “налоговой стабилизации” и частично-автоматической фискальной политики. Это значительно улучшит условия хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности, станет важным фактором ускорения инновационно - инвестиционных процессов [16].

     Повышение эффективности налоговой системы  означает, что она должна быть способной  одновременно выполнять фискальную функцию и функцию стимулирования развития деловой активности.

     Создание  налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать: во-первых, комплексность, во-вторых, целенаправленное “портфельное”  формирование системы налогов, в-третьих, научное определение налогового потенциала, в-четвертых, формирование адекватной правовой основы.

     Требование  комплексности состоит в том, что налоги должны быть связаны между  собою, органически дополнять друг друга, не противоречить системе  в целом. Налоги используются как  фискальный инструмент, с одной стороны, и как инструмент экономической политики в целом, с другой.

     Реформирование  налоговой системы в Украине  должно базироваться на так называемой портфельной теории, которая широко применяется в современной инвестиционной деятельности. Принимая во внимание основные положения этой теории, можно отметить, что налоговая система должна включать достаточно широкий круг налогов разной направленности. Это необходимо, во-первых, потому, что на протяжении года может иметь место невыполнение плана поступлений доходов в бюджет. Во-вторых, в разных регионах существуют разные экономические условия, которые сказываются на объемах поступлений. Наилучшими для решения этой задачи являются косвенные налоги (специфические и универсальные акцизы), а также налоги на имущество, землю, подоходный налог с граждан. Наличие в системе доходов бюджета нескольких налогов с ярко выраженной фискальной направленностью не свидетельствует о недостатках этой системы, а отображает ее функциональное назначение. Без таких налогов она будет недееспособной. Количество налогов, с помощью которых государство влияет на все аспекты хозяйственной деятельности предприятий, может быть достаточно значительным. Это объясняется тем, что невозможно с помощью одного или нескольких налогов повлиять на все стороны хозяйственной деятельности предприятий. Система источников доходов бюджета должна быть достаточно разветвленной. Ставки этих налогов в соответствии с условиями экономического роста должны рассчитываться, исходя из положения, что общая сумма налогов не может превышать 35-40 % налогового потенциала. Поэтому в процессе анализа налогов необходимо рассматривать налоги на статическую и динамическую составляющую деятельности предприятий и налогов на результаты деятельности.

     В рамках концепции реформирования налоговой политики сегодня на первый план фискальной практики выходят задания повышения добровольности, своевременности и полноты уплаты налогов. Реализация данного задания зависит от Государственной налоговой службы Украины, которая должна в новых условиях переосмыслить свою роль и значение как фискального органа, который обеспечивает доходную часть казны государства,  а значит, строит фискально-правовые отношения с другой стороной – плательщиками налогов [20; с. 74].

     Исследования  показывают, что основными принципами реформирования налоговой политики в нынешних условиях должны быть:

  1. налоговое стимулирование и активная государственная финансовая поддержка развития предпринимательства, а также содействие накоплению сбережений населением и их трансформации в инвестиции инновационной направленности;
  2. налоговое содействие прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики с учетом интеграционных процессов;
  3. обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования приоритетных государственных социальных программ;
  4. стимулирование укрепления позиций отечественного бизнеса в конкурентной борьбе за счет уменьшения доли налогового компонента в затратах, привлечения иностранного капитала, развития интеграционных процессов на межгосударственном уровне;
  5. существенное снижение уровня налоговой нагрузки с учетом предельных ставок налогов;
  6. пересмотр соотношения действующих налоговых регуляторов. Упорядочение налоговых льгот. Введение понятия “бюджетные затраты” с целью отслеживания последствий любых налоговых стимулов, построения оценки эффективности налоговых преференций. Усовершенствование системы упрощенного налогообложения в направлении применения упрощенного режима лишь для физических лиц, избежание отмывания “грязных” денег, проведение мониторинга налогоплательщиков с целью содействия переходу к общепринятой системе налогообложения согласно установленным параметрам;
  7. обеспечение социальной стабильности в обществе, приоритетная поддержка института семьи как социальной и экономической основы общества;
  8. усовершенствование системы администрирования налогов, перенесение акцентов на добросовестную оплату налогов плательщиками и одновременно применение более жестких методов принудительного взыскания их с должников, организация и осуществление налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности за неуплату долгов учредителями и участниками предприятий коллективной формы собственности;
  9. предотвращение злоупотреблений вследствие использования разночтений гражданского, налогового, валютного, таможенного, внешнеэкономического законодательства;
  10. контроль над трансфертным ценообразованием, над аффилированными лицами, создание международной информационной системы налоговых служб с определением аффилированности сторон, входящими или исходящими ценами на товары, изготовленными в связанных торговыми отношениями странах;
  11. установление оптимального соотношения между местными и общегосударственными налогами, введение налогов на имущество и коммунальных налогов.

    Промедление с созданием в стране эффективной налоговой системы, призванной не только не угнетать национальное производство, но и содействовать максимально полному раскрытию предпринимательского потенциала, превратилось на угрозу национальной экономической безопасности. Возрастает разрыв в уровнях конкурентоспособности между украинскими производителями и предпринимателями стран – экономических партнёров Украины, пропадают потенциальные возможности обеспечения ускоренного экономического роста [48; с. 67].

    Особого внимания требуют проблемы научной обоснованности методологических подходов, к решению заданий сбора налогов и налоговых противоречий в целом.

    На  современном этапе не будет преувеличением утверждать, что такая стратегия  в Украине отсутствует. Государство, с одной стороны, в своей политике стремится построить налоговые отношения, которые бы отвечали рыночным трансформациям. С другой – оно сохранило преимущественно фискальные направления налогообложения и пытается сохранить за собой функцию вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования. В итоге, общая стратегия реформирования заменена набором отдельных мероприятий, не связанных в целостную систему [38; с. 106].

    Выводы  по 2 разделу:

    Действующая налоговая система Украины не достаточно эффективна, она не обеспечивает на должном уровне становления конкурентной среды и экономического роста.

    К основным недостаткам налоговой  политики Украины относятся:

- нестабильность налогового законодательства, многочисленные перманентные изменения и дополнения к существующим законам и другим нормативно-правовым актам в сфере налогообложения;

- разногласие между многими законами и подзаконными актами, регулирующими налоговые отношения;

- наличие в законах, непосредственно не относящихся к сфере налогообложения, “особых” норм, касающихся налоговых льгот и т.п.;

- неурегулированность правовых гарантий для участников налоговых отношений, отсутствие прозрачных и эффективных механизмов защиты прав налогоплательщиков;

- сложность и несовершенство процедурной “подсистемы” администрирования многих налогов и неналоговых платежей, о чем свидетельствует практика взыскания и возмещение НДС.

    Указанные недостатки и наличие системных  просчётов в процессе администрирования  налогов повлекли за собой возникновение  таких проблем, как пренебрежительное отношение плательщиков налогов к конституционному обязательству по поводу уплаты налогов; низкий уровень налоговой культуры; широкое применение схем минимизации налоговых обязательств и уклонение от уплаты налогов; значительная бюджетная задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость; наличие огромного числа налоговых преференций, нарушающих нейтральность налоговой системы.

Информация о работе Налоговая политика Украины