Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности налоговой политики, ее особенностей в Украине, проблем развития, а также путей ее совершенствования. Достижение данной цели обусловило необходимость постановки и разрешения комплекса задач:
1.исследование социально-экономической природы налоговой политики как составляющей инструментария государственного регулирования экономики;
2.определение принципов, критериев эффективности налоговой политики; оценка состояния действующей налоговой политики Украины и государственного налогового администрирования;
3.разработка конкретных рекомендаций по реформированию налоговой системы Украины.
Отдельным
проблемным вопросом остаётся несогласованность
налогового и отраслевого
Законодательное
решение существующих на сегодня проблем
налогообложения значительно облегчит
работу органов государственной налоговой
службы, обеспечит более плодотворное
сотрудничество с налогоплательщиками,
что даст возможность без лишнего бюрократизма,
на цивилизованном уровне наполнять бюджет
нашего государства, а это, в свою очередь,
сделает каждого гражданина Украины богаче
и социально более защищенным.
2.
3. Пути совершенствования
налоговой политики
Украины
Согласно статье 1 Конституции Украины, Украина является социальным, правовым государством, налоговая система которого должна отвечать уровню финансирования общественных благ и перераспределение ВВП через налоговую и бюджетную систему, которые обеспечивают формирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения конституционно закреплённых функций государства.
Действующая модель налоговой политики Украины требует качественного реформирования. Такое преобразование должно осуществляться целенаправленно, систематично, открыто и постепенно. Это необходимо для решения спектра целевых заданий системного реформирования. К ним, прежде всего, относятся: обеспечение результативности изменений; привлечение к процессу всех субъектов отношений; учёт интересов общества; обеспечение адекватной и прогнозируемой реакции плательщиков налогов на изменения, их адаптация к новым требованиям [54; с. 378].
Реформирование налоговой системы нельзя отождествлять с перманентной корректировкой порядка уплаты отдельных налогов, предоставлением или ликвидацией некоторых налоговых льгот, введением или усилением определенных штрафных санкций, созданием или пересмотром особых режимов налогообложения для отдельных субъектов, объектов или территорий и т.п.
Реформирование отличается: во-первых, постановкой концептуально и практически “весомых” целей, достижение которых можно контролировать по конкретным качественным и количественным параметрам; во-вторых, всеохватывающими, системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики; в-третьих, относительной определенностью и контролируемостью сроков, на протяжении которых будут достигнутые конкретные результаты, отвечающие целям и концепции реформирования.
Процесс совершенствования налоговой политики Украины ни в коем случае нельзя растягивать во времени, поскольку между принятием новых налоговых законов и получением конкретных результатов от их внедрения существует достаточно значительный лаг времени, на протяжении которого экономическая ситуация быстро меняется и новое законодательство становится “морально устаревшим”, не отвечающим новым условиям [31; с. 196].
Необходимо расширить полномочия правительства относительно формирования и осуществления налоговой политики, отвечающее программе его действий, которая утверждается Верховной Радой. В конечном итоге, именно правительство несет ответственность за результаты экономической политики. Поэтому объемам ответственности должны отвечать объемы полномочий. Правительство должно иметь возможность активно и оперативно осуществлять налоговое регулирование, исходя как из стратегических целей экономического и социального развития, так и из особенностей текущей социально-экономической ситуации.
Разногласия между принципами автоматической и дискретной фискальной политики всегда существовали и существуют в каждой стране. Украина не является исключением. Но нужно учитывать, что автоматическая фискальная политика может осуществляться тогда, когда налоговое законодательство в целом стабильно, конкурентные механизмы достаточно развиты и обеспечивают координацию хозяйственной деятельности в “автоматическом режиме”. Текущая экономическая ситуация в Украине требует проведения дискретной фискальной политики при активном участии правительства. Принятие Налогового кодекса может обеспечить постепенный переход к периоду “налоговой стабилизации” и частично-автоматической фискальной политики. Это значительно улучшит условия хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности, станет важным фактором ускорения инновационно - инвестиционных процессов [16].
Повышение
эффективности налоговой
Создание
налоговой системы, адекватной потребностям
социально ориентированной
Требование комплексности состоит в том, что налоги должны быть связаны между собою, органически дополнять друг друга, не противоречить системе в целом. Налоги используются как фискальный инструмент, с одной стороны, и как инструмент экономической политики в целом, с другой.
Реформирование
налоговой системы в Украине
должно базироваться на так называемой
портфельной теории, которая широко
применяется в современной
В рамках концепции реформирования налоговой политики сегодня на первый план фискальной практики выходят задания повышения добровольности, своевременности и полноты уплаты налогов. Реализация данного задания зависит от Государственной налоговой службы Украины, которая должна в новых условиях переосмыслить свою роль и значение как фискального органа, который обеспечивает доходную часть казны государства, а значит, строит фискально-правовые отношения с другой стороной – плательщиками налогов [20; с. 74].
Исследования показывают, что основными принципами реформирования налоговой политики в нынешних условиях должны быть:
Промедление с созданием в стране эффективной налоговой системы, призванной не только не угнетать национальное производство, но и содействовать максимально полному раскрытию предпринимательского потенциала, превратилось на угрозу национальной экономической безопасности. Возрастает разрыв в уровнях конкурентоспособности между украинскими производителями и предпринимателями стран – экономических партнёров Украины, пропадают потенциальные возможности обеспечения ускоренного экономического роста [48; с. 67].
Особого внимания требуют проблемы научной обоснованности методологических подходов, к решению заданий сбора налогов и налоговых противоречий в целом.
На современном этапе не будет преувеличением утверждать, что такая стратегия в Украине отсутствует. Государство, с одной стороны, в своей политике стремится построить налоговые отношения, которые бы отвечали рыночным трансформациям. С другой – оно сохранило преимущественно фискальные направления налогообложения и пытается сохранить за собой функцию вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования. В итоге, общая стратегия реформирования заменена набором отдельных мероприятий, не связанных в целостную систему [38; с. 106].
Выводы по 2 разделу:
Действующая налоговая система Украины не достаточно эффективна, она не обеспечивает на должном уровне становления конкурентной среды и экономического роста.
К основным недостаткам налоговой политики Украины относятся:
- нестабильность налогового законодательства, многочисленные перманентные изменения и дополнения к существующим законам и другим нормативно-правовым актам в сфере налогообложения;
- разногласие между многими законами и подзаконными актами, регулирующими налоговые отношения;
- наличие в законах, непосредственно не относящихся к сфере налогообложения, “особых” норм, касающихся налоговых льгот и т.п.;
- неурегулированность правовых гарантий для участников налоговых отношений, отсутствие прозрачных и эффективных механизмов защиты прав налогоплательщиков;
- сложность и несовершенство процедурной “подсистемы” администрирования многих налогов и неналоговых платежей, о чем свидетельствует практика взыскания и возмещение НДС.
Указанные недостатки и наличие системных просчётов в процессе администрирования налогов повлекли за собой возникновение таких проблем, как пренебрежительное отношение плательщиков налогов к конституционному обязательству по поводу уплаты налогов; низкий уровень налоговой культуры; широкое применение схем минимизации налоговых обязательств и уклонение от уплаты налогов; значительная бюджетная задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость; наличие огромного числа налоговых преференций, нарушающих нейтральность налоговой системы.