Налоговая политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности налоговой политики, ее особенностей в Украине, проблем развития, а также путей ее совершенствования. Достижение данной цели обусловило необходимость постановки и разрешения комплекса задач:

1.исследование социально-экономической природы налоговой политики как составляющей инструментария государственного регулирования экономики;
2.определение принципов, критериев эффективности налоговой политики; оценка состояния действующей налоговой политики Украины и государственного налогового администрирования;
3.разработка конкретных рекомендаций по реформированию налоговой системы Украины.

Вложенные файлы: 1 файл

Раздел 1.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

    12. Гласность.

    13. Эффективность администрирования. Принцип предполагает, что процедура налоговых взысканий должна быть максимально простой для плательщиков налогов, сборов и других обязательных платежей.

    14. Доступность и однозначность  толкования норм налогового законодательства.

    15. Поддержание границ установленной компетенции до установления и после отмены налогов, сборов и других обязательных платежей [34; с. 9].

    Регулирование новых экономических отношений  требует гибкой налоговой политики, которая дала бы возможность оптимально связывать интересы государства с интересами предпринимателей и рядовых плательщиков.

    Налоговая политика, проводимая сегодня в Украине, формируется в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимосвязанных мер, с одной стороны, направленных на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для отраслей и  групп предприятий, имеющих значительное влияние во властных структурах. Такие цели налоговой политики, как сдерживание инфляционных процессов, недопущение их взрывного характера, поддержка предпринимательской, производственной и инвестиционной активности,  достаточно противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда  в той или иной  мере  угнетают  хозяйственную активность и провоцируют спад производства. А любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и стимулированию  его роста,  по существу означают расширение спроса, прежде всего инвестиционного, а вслед за ним - и потребительского, что обязательно ведет к повышению цен.  Стимулирование производственной и инвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае, если темпы инфляции не превышают 1-1,5%  в месяц.  По мере нарастания  темпов  инфляции  эффективность  регулирующих производство мер косвенного государственного  вмешательства  в экономику снижается. Складывающаяся на этой основе ситуация "стагфляционной ловушки" предопределяет специфические требования к налоговой политике как единому целому,  и к отдельным ее инструментам и составляющим.

    В структуре налоговой системы  Украины на протяжении 1998-2003 гг. преобладали прямые налоги. По расчётам, проведённым с использованием методологических подходов Европейской комиссии, только с 2004 года доля косвенных налогов в общей сумме налогов и в ВВП превысила долю прямых, составив относительно ВВП в 2005 году 14,3 и 10,0 % соответственно. В структурах налоговых систем стран-участниц ЕС преобладают непрямые налоги, в частности в 2005 году в среднем их доля в ВВП в 1,8 раза превышала долю прямых налогов. Подобная структура налоговой системы считается наиболее благоприятной для экономического роста, в отличие от системы, основывающейся на прямых налогах [16].

    Фискальная  эффективность налога с доходов  физических лиц за 5 лет после  введения составила 4,8 % от ВВП в 2008 году (в 2003 году – 5 %). Это свидетельствует  об отсутствии существенного прогресса  в достижении целей реформирования налога – расширении его базы путём выведения доходов из «тени».

    Несмотря  на рост фискальной эффективности налога на добавленную стоимость на протяжении 2004-2008 гг., с 4,9 до 9,7 % от ВВП, соотношение  сумм такого налога по произведённым в Украине («внутренний» налог на добавленную стоимость) и по ввезённым в страну товарам («внешний» НДС) значительно ухудшилось, в частности в 2004 году «внешний» налог превышал «внутренний» в 2,5 раза, а в 2008 году – в 7,6 раза, то есть 88 % поступлений налога получено за счёт импорта. Такая ситуация сложилась вследствие ухудшения состояния торгового баланса, недочётов в администрировании налога на добавленную стоимость, увеличения количества уклонений от уплаты налога и предъявления незаконных требований по поводу его возмещения.

    Что касается системы местных налогов и сборов, то главным недостатком является включение неэффективных обязательных платежей, расходы на администрирование которых превышает сумму их поступлений в местные бюджеты. Так, поступления от сборов от владельцев собак, за участие в бегах на ипподроме, за право проведения кино- и телесъёмок, за проведение местного аукциона  в 2008 году составили 0,8 млн. грн при налоговых поступлениях в местные бюджеты без учёта межбюджетных трансфертов объёмом 59281,4 млн. гривен. Удельный вес таких налогов в общей сумме поступлений от местных налогов и сборов составляет 0,1 % , в доходах местных бюджетов от налоговых поступлений – 0,001 %.

 Рис. 2.1. Сравнительный анализ поступлений местных налогов и сборов за 2008-2009 гг. [55] 

    Проблемой местных бюджетов является также  недостаточное финансовое обеспечение и их существенная зависимость от субвенций, дотаций и других трансфертов с госбюджета [16].

    Одним из немногих достижений украинской налоговой  политики является введение упрощенных режимов налогообложения. Целью их введения было снижение налоговой нагрузки, упрощение механизма администрирования, попытка преодоления теневой экономики, создание новых рабочих мест, что дало возможность многим украинцам осознать перспективу экономической независимости и достичь определённого уровня самообеспечения [24; с. 24].

    К сожалению, осуществляемая ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего, за счет усиления налогового  бремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета. Такие меры могут принести  успех только в очень ограниченном временном промежутке. В целом же, подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. В этих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя нередко превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на грань банкротства.

    Практика  показывает, что следствием увеличения ставок изымаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций. Увеличение массы налогов либо напрямую приводит к росту цен (это касается товаров первой необходимости, спрос на которые неэластичен по цене,  а также невзаимозаменяемых  товаров и тех, что производятся предприятиями - монополистами), либо через сокращение вследствие роста цен спроса (на товары, на которые он эластичен по цене)  ведет к ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов, что с позиций всей экономики чревато дальнейшим углублением экономического кризиса и спадом производства.

      Иногда предприятия стремятся  искусственно удерживать низкие цены на свою продукцию с тем, чтобы, с одной стороны снизить абсолютную массу налоговых платежей в бюджет, а с другой,  путем создания искусственного дефицита осуществлять конечную реализацию своих товаров при посредничестве теневых коммерческих структур. В результате все равно срабатывает стихийный механизм рынка: потребитель оплачивает продукт по рыночной, равновесной цене. В то же время для государства теряется смысл увеличения налогов, поскольку  основная масса прибыли присваивается производителем и посредником бесконтрольно.

    В условиях экономического кризиса налоговое  регулирование приобретает особое значение. Нарастание кризисных явлений  создаёт необходимость налогового стимулирования, которое реализуется  с помощью системы инструментов, среди которых: манипулирование налоговыми ставками, пересмотр состава плательщиков, налоговой базы, предоставления налоговых льгот [48; с. 69].

    Главные направления любой налоговой  политики должны исходить не только из центральной  функции  налогов  -  пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления  льгот,  через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.

    Определение основных направлений налоговой  политики помогает участникам налоговых  отношений установить ориентиры  в налоговой сфере на длительный период, что должно содействовать  стабилизации и определённости условий  ведения осуществления экономической деятельности в Украине [48; с. 68]. 
 

    2. 2. Проблемы правовой базы налоговой политики Украины 

    Отношения, связанные с установлением и  отменой налогов, сборов и других обязательных платежей, возникающие  в процессе выполнения обязательств относительно выплаты налогов, а также осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения, регулируются налоговым законодательством [18; с. 34].

    Нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения устанавливают перечень налогов, сборов и других обязательных платежей, включаемых в систему налогообложения Украины, основные критерии определения субъектов налоговых правоотношений, их прав и обязанностей, объектов и базы налогообложения, размеров налоговых ставок и льгот.

     Налоговое законодательство Украины характеризуется  нестабильностью и противоречивостью. Для субъектов хозяйствования существует проблема приспособления к налоговой  системе, поэтому любой новый  налог или увеличение ставок действующих налогов губит доходы хозяйств, толкает их к повышению цен, побуждает к временному или постоянному уклонению от налогов. В Украине ежегодные изменения в налоговом законодательстве стали обычной нормой. Как правило, целью таких изменений является увеличение налоговых требований и объектов налогообложения.

       В условиях усиления международной  конкуренции на рынке капиталов  такое увеличение налоговой нагрузки  является не только не оправданным,  но и губительным. Нормативная база и процедуры в целом ориентированы не на потребности добросовестных налогоплательщиков и “налоговое сотрудничество” с ними, а на выполнение “плана” налоговых поступлений. В условиях, когда, с одной стороны, действующее налоговое законодательство предусматривает наличие значительного количества налоговых льгот, а с другой – масштабы теневой экономики достигают 40-50% ВВП, бремя “налогового плана” заставляет налоговые органы усматривать в каждом легализированном налогоплательщике “потенциального неплательщика”. В конечном счете, это приводит к усилению административного и “неформального” давления на те предприятия, которые работают легально и достаточно прибыльно. Хозяйственную деятельность регулируют почти четыре десятка налогов и сборов [2]. В случае добросовестной их уплаты предприятия фактически обязаны перечислять в бюджет 40-46% созданной добавленной стоимости.

     Действующее законодательство требует сегодня  ведения налогоплательщиками двух типов учета: бухгалтерского и налогового. Одновременное ведение их значительно  осложняет процессы учета на предприятии и составления ими отчетности, а также порядок администрирования налогов органами государственной налоговой службы.

    Анализ  действующего законодательства Украины  по вопросам налогообложения свидетельствует  о наличии в нем коллизионных норм, которые приводят к неоднозначному их толкованию, и, как следствие, на практике очень часто возникают спорные ситуации между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы. Наличие пробелов в законодательстве дает возможность недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от налогообложения. Комплексно эти проблемы можно решить лишь при условии системных подходов к их устранению, и в первую очередь путем законодательного урегулирования вопросов налогообложения, и при наличии адекватных условий администрирования налогов, что даст возможность избежать подобных неконтролируемых ситуаций в дальнейшем.

    Попытки правительства усовершенствовать  нормативно - правовую базу зачастую носят  противоречивый характер. Введённый  в действие Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» с одной стороны, снизил налоговую нагрузку, однако высокие отчисления в государственные целевые фонды не обеспечили сокращение объёма «теневой заработной платы».

    Поэтому для ускоренной «детенизации» доходов необходимо обеспечить развитие промышленного производства путём государственного содействия или хотя бы  нейтралитета относительно осуществления хозяйственной деятельности. Ведь на современном этапе запущен мощный бюрократический механизм, который не даёт возможность качественно развиваться экономике [29; с. 89].

    Необходимо максимально ускорить создание единственного систематизированного законодательного акта – Налогового кодекса, который охватывал бы все без исключения вопросы налогового права и адекватно отвечал бы основам налоговой политики государства. К сожалению, ранее начатая работа с подготовки проекта Налогового кодекса Украины на определенное время была остановлена, а при реформировании налогового законодательства изменения не всегда вносились комплексно, направлялись на совершенствование лишь отдельных законодательных актов и регуляцию отдельных видов налоговых платежей. Из-за этого нынешняя система налогообложения не имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики и имеет признаки конфискационного характера.

    Бессистемность  налогового законодательства, значительное количество и частота внесений изменений  и дополнений в нормативно-правовые акты существенно усложняет работу контролирующих органов по обеспечению  выполнения плательщиками налогов своих обязательств и негативно отображается на деятельности субъектов предпринимательства, а также снижает привлекательность национальной экономики для иностранных инвесторов, в частности, через ограничения возможностей относительно формирования их собственной политики на среднесрочный и долгосрочный периоды. В связи с этим экономические риски остаются достаточно высокими. Вследствие отсутствия единой терминологии в налоговом законодательстве, применяются термины, которые значительно увеличивают риск возникновения конфликтов между плательщиками налогов и контролирующими органами [16].

Информация о работе Налоговая политика Украины