Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:22, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности налоговой политики, ее особенностей в Украине, проблем развития, а также путей ее совершенствования. Достижение данной цели обусловило необходимость постановки и разрешения комплекса задач:
1.исследование социально-экономической природы налоговой политики как составляющей инструментария государственного регулирования экономики;
2.определение принципов, критериев эффективности налоговой политики; оценка состояния действующей налоговой политики Украины и государственного налогового администрирования;
3.разработка конкретных рекомендаций по реформированию налоговой системы Украины.
Для того чтобы не было задержек, вызванных задолженностью по патентам, необходимо использовать штрафные санкции;
г)
нейтральность налоговой
Налоговая система должна обеспечивать финансирование государственной деятельности при минимальных затратах, а также при минимальных нарушениях характера производства.
К экономической деятельности, которая является наиболее прибыльной для уплаты налогов, не нужно терять интерес и после их оплаты [40; с. 42].
В зависимости от цикличности развития экономики, стадий экономического развития общества, налоговая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную политику.
Дискреционная государственная политика характерна для периода, когда экономика страны пребывает на стадии спада, то есть в обществе снижается спрос на продукцию, и, соответственно, растет перепроизводство товаров, что, в конечном итоге, губит производство. В этом случае правительство снижает ставки налогов или предоставляет налоговые льготы физическим лицам с целью увеличения доходов граждан. Такая форма дискреционной политики носит фискальный характер.
Недискреционная
государственная налоговая
В
современных условиях в странах
с разным уровнем экономического
развития применяются различные
подходы к осуществлению
Идея
Кейнса состоит в том, чтобы через
активизацию и стимулирование совокупного
спроса (общей покупательной способности)
воздействовать на расширение производства
и предложение товаров и услуг. Теория
Кейнса предусматривает активное вмешательство
государства в экономическую жизнь. Сама
рыночная экономика «вылечить» себя не
может.
Суть концепции сторонников «экономики предложения» - перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции - стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью. Сторонники данной теории критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства. Представители этой школы считают, что увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и, в конечном счете, перекладывается на потребителей. Повышение налогов - толчок к «инфляции издержек». Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства [26; с. 219]. В отличие от Кейнса сторонники экономики предложения утверждают, что налоговая политика стран Запада не сдерживает, а усиливает инфляцию, не стабилизирует экономику, а подрывает стимулы к росту производства. «Экономика предложения» выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы.
Рекомендации представителей этой школы по расширению предложения капитала и рабочих рук используются в экономических программах США и других стран Запада.
В
своих рассуждениях теоретики экономики
предложения опираются на так
называемую кривую Лаффера, раскрывающую
зависимость налоговых поступлений от
величины ставки налога. По Лафферу, оптимальной
является средняя суммарная ставка прямых
и косвенных налогов в размере 37,7%, что
показано на рисунке 1.1 [36; c. 167].
Ставка
налога, %
100
80 максимальный уровень
37,7
налоговые поступления, грн
Рис.
1.1. Кривая Лаффера
Именно
при такой ставке достигается
максимальный уровень налоговых
поступлений в бюджет. В Украине
же, по оценкам специалистов, при
сегодняшней системе
Выводы по 1 разделу:
Экономическая политика государства реализуется путём взаимодействия государственного бюджета и рыночных регуляторов. Государство формирует регулирующее влияние на экономисческую деятельность с помощью системы налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок [40; с. 40]. Эффективность государственного регулирования зависит от качества применения принципов формирования доходов государства с целью поддержания макроэкономического и микросоциального равновесия, а также использование налогов для проведения экономической политики.
Регулирующая функция налогов обуславливает содержание и цель регулирования. Соответственно, этот процесс является необходимыми, и его результат зависит от адекватности использованных методов и способов, реального состояния экономики страны, этапа экономического цикла, уровня общественного сознания и профессионального уровня органов государственной власти и управления. Осознание ими необходимости переосмысления государственной деятельности, предание ей общественно полезного характера будет сопутствовать стабилизации бюджетно-налоговых отношений [48; с. 71].
Таким
образом, налоговая политика как
составляющая экономической политики
базируется на деятельности государства
в сфере введения, правового регламентирования
и организации взимания налогов
и налоговых платежей в централизованные
фонды денежных ресурсов государства.
Каждая конкретная налоговая система,
т.е. совокупность налогов, сборов во взаимосвязи
и взаимодействии с плательщиками и органами
контроля, является отображением налоговой
политики, проводимой государством и критериями
её эффективности.
РАЗДЕЛ
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
2.1.
Характерные особенности
действующей налоговой
политики Украины
Налоговая система Украины представляет собой совокупность общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых в бюджеты и в государственные целевые фонды (табл. 2.1), а также принципов, форм их установления, замены или отмены порядка их исчисления, оплаты и взыскания, включая организацию работы по их контролю.
Таблица 2.1
Виды
налогов и других обязательных платежей,
предусмотренных налоговой
Общегосударственные налоги и сборы, другие обязательные платежи |
Местные налоги и сборы |
Налогообложение субъектов предпринимательской деятельности | |
1 | 2 |
1. Налог на добавленную стоимость | 1. Налог с рекламы |
2. Акцизный сбор | 2. Коммунальный налог |
3. Налог на прибыль | 3. Гостиничный сбор |
4. Пошлина | 4. Сбор за паркование автотранспорта |
5. Плата за землю | 5. Рыночный сбор |
6. Налог
с владельцев транспортных |
6. Сбор за право использования местной символики |
7. Сбор за геологоразведовательные работы | 7. Сбор за
право проведения местного |
8.Сбор за специальное использование природных ресурсов | 8.Сбор за
выдачу разрешения на |
9.
Сбор за загрязнение |
9. Сбор за право проведения кино- и телесъёмок |
10. Сбор
на обязательное социальное |
10. Сбор за участие в бегах на ипподроме |
11.Сбор
на обязательное |
11. Сбор за
проезд по территории |
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 |
12. Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности | - |
13.Фиксированный сельскохозяйственный налог | - |
14.Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства | - |
15.Единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через границу Украины | - |
16.Сбор за использование радиочастотного ресурса Украины | - |
17.Налог на недвижимое имущество | - |
18. Государственная пошлина | - |
19. Единый налог | - |
Налогообложение физических лиц | |
1.
Налог на промысел
2. Налог
с владельцев транспортных 3. Государственная пошлина 4.Сбор
на обязательное 5.Сбор
на обязательное социальное 6. Плата за землю 7. Налог на недвижимое имущество 8. Пошлина 9. Налог на доходы физических лиц |
1. Налог с
рекламы
2. Гостиничный сбор 3.Сбор на паркование автотранспорта 4. Рыночный сбор 5. Сбор на выдачу ордера на квартиру 6. Курортный сбор 7.Сбор
за участие в бегах на 8.Сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме 9.Сбор за право использования местной символики 10.Сбор за право проведения местного аукциона и лотерей 11. Сбор
за проезд по территории 12. Сбор
за выдачу разрешения на 13. Сбор с владельцев
собак |
Налоговая система Украины строится по следующим признакам:
1.Обязательность
оплаты налогов, сборов и
2.Стимулирование
предпринимательской
3. Социальная справедливость. Принцип направлен на поддержку малообеспеченных слоёв населения путём внедрения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан.
4.
Равнонапряжённость и
5.
Равенство и недопущение каких-
6.
Экономическая
7.
Стабильность налогового
8.
Равномерность уплаты. Для обеспечения
равномерного поступления в
9.
Гибкость. Принцип определяет, что
налоговое законодательство
10. Инфляционная нейтральность.
11.
Недопущение двойного