Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ особенностей построения и тенденций развития налоговой системы РФ, выявление проблем ее реформирования.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следую-щие задачи:
Выявить социально-экономическая сущность налогов в современном обществе.
Привести классификацию налогов в соответствии с налоговым законодательством.
Раскрыть понятие налоговой системы и принципы ее построения.
Рассмотреть классификацию налоговых систем.
Определить тенденции формирования налоговых систем в условиях
глобализации экономики.
Выявить проблемы реформирования налоговой системы и наметить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.............................................................5
1.1.Социально-экономическая сущность налогов в современном
обществе........................................................................................................................................5
1.2. Понятие налоговой системы и принципы ее построения...............................10
1.3. Классификация налоговых систем........................................................................14
Глава 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.....17
2.1. Возникновение и развитие налогообложения в России.................................17
2.2. Налоговое законодательство и виды налогов в РФ.........................................24
2.3. Особенности налогового администрирования в Российской
Федерации..................................................................................................................29
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РФ И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.....................................................53
3.1. Сущность и основные аспекты налоговых реформ..........................................53
3.2. Проблемы формирования налоговой базы на региональном и местом
уровнях.......................................................................................................................59
3.3. Проблемы налоговой политики РФ на 2013-2015 годы и
рекомендации по ее совершенствованию...............................................................69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................86
- учитывать в виде расхода рыночную стоимость имущества, полученного участником общества;
- учитывать вычет по НДС в размере суммы налога, восстановленной обществом при передаче участнику имущества.
Реформирование специальных налоговых режимов. Торгово-промышленная палата РФ выступает за увеличение до 100 млн. руб. предельного значения годового оборота для применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Указанная мера наиболее полно учитывает темпы инфляции за последние годы и, по мнению Торгово-промышленной палаты РФ и бизнес-сообщества, позволила бы активнее развиваться малому и среднему предпринимательству и, значит, повысить налоговые доходы бюджетов.
К сожалению, при рассмотрении Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" такая поправка не была одобрена.
Также дополнительным стимулом для развития малого бизнеса, на наш взгляд, может выступить снятие ограничения на применение УСН малыми предприятиями, имеющими обособленные подразделения в виде представительств.
Необходимо учитывать, что представительства, в соответствии с законодательством, не осуществляют хозяйственной деятельности. Они лишь представляют интересы юридического лица и, как правило, используются для изучения конъюнктуры рынков, поиска возможных партнеров, рекламы своей продукции и продвижения ее на региональных рынках.
В связи с этим предприниматели поставлены перед выбором, либо развивать свой бизнес, выходить на рынки соседних районов или регионов и нести большую налоговую нагрузку, так как придется переходить с упрощенного режима на общий, либо не развиваться, чтобы сохранить право применять льготный упрощенный режим.
По нашему мнению, такое ограничение является избыточным и сдерживает развитие малого предпринимательства в России. Снятие указанного барьера позволило бы малому бизнесу существенно расширить географию сбыта своей продукции и, соответственно, увеличить поступление налогов в бюджетную систему России.
Помимо этого в Основных направлениях налоговой политики не предусмотрены меры налогового стимулирования малых инновационных предприятий. В связи с этим предлагается освободить малые инновационные предприятия от уплаты налога на прибыль (налоговые каникулы) в течение первых 2 лет работы, а также снизить подлежащую уплате сумму налога на прибыль на 50% в последующие 2 года.
Следует также расширить перечень расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта по УСН, включив в него все расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования.
Таким образом, анализ налогового законодательства и Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов позволил выявить определенные проблемы в реформировании налоговой системы РФ. Внедрение рекомендаций по решению этих проблем, предложенных в работе, позволит экономике России выйти на новый уровень развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования поставленная цель достигнута, задачи решены. Результаты исследования заключаются в следующем.
Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства.
Принципы построения налоговой системы
в Российской Федерации определены Конституцией и Нало
На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.
В конце ХХ в. начался новый этап реформирования российской экономики и налоговой системы, связанный с переходом от административно-командной системы управления к современному рыночному хозяйствованию и построению цивилизованной налоговой системы.
НК РФ опирается на конституционную обязанность граждан платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ) и является основным документом, регулирующим налоговые правоотношения. Налоговое законодательство РФ составляют:
- НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах;
- законодательство субъектов РФ о налогах, состоящее из законов о налогах, принятых региональными законодательными органами власти в соответствии с НК РФ;
- нормативные правовые акты о налогах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
В ходе исследования были выявлены проблемы реформирования налоговой системы России и намечены пути ее совершенствования, в частности:
В целях создания надежной аналитической базы для оперативного мониторинга налоговой политики в Российской Федерации можно предложить следующее.
Во-первых, сформировать блок налоговой статистики, закрепив его ведение за одним ведомством (налоговой службой). В этом блоке будут сосредоточены сведения о собираемых налогах, включая обязательные платежи по системе социального страхования (при обеспечении прохождения всех налогов через счета налоговой службы, имея в виду, что по многих видам современных налогов предусматривается авансовая уплата налога (налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины и т.д.), которая затем корректируется по итогам отчетного года, и, соответственно, все взаиморасчеты в этот период относятся к сфере налоговых (не бюджетных, как это принято сейчас) отношений), об объектах обложения (доходах, капиталах, собственности, производственных и торговых оборотах и т.д.) и об иных, связанных с налогами, фактах и явлениях экономической и финансовой жизни.
Во-вторых, объединить всю налоговую работу по всем видам налогов, включая платежи по системе социального страхования (учет и регистрация объектов обложения, налоговый контроль, сбор налоговых платежей, взаиморасчеты по налогам, взыскание задолженности, регулирование налоговых отношений с другими странами и т.д.), в рамках единого налогового ведомства.
В-третьих, учитывая опыт зарубежных стран и стремительное развитие компьютерных технологий, следует расширить компетенцию этого налогового ведомства за счет поручения ему:
а) ведения паспортного и имущественного (по владению объектами недвижимости, транспортными средствами, акциями и т.д.) учета населения;
б) ведения учета и регистрации объектов недвижимости;
в) осуществления всех функций по взысканию долгов (не только налоговых) от имени государства;
г) контроля за соблюдением минимума заработной платы и за правильностью выплаты социальных пособий и пенсий (не допуская переплат и злоупотреблений с повторными выплатами, к примеру компенсаций за потерянные дома и утрату имущества).
Налоговая реформа представляет собой ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы с целью приведения ее в соответствие с новым содержанием государственной налоговой политики.
Правительство РФ 02.05.2012 г. одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Основные направления налоговой политики). Согласно этому документу в 2013 - 2015 гг. предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра. В итоге будут снижены налоговые нагрузки на труд и капитал и повышены налоговые нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также при переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
В Основных направлениях налоговой политики предусмотрено несколько путей совершенствования налоговой системы. Среди них, например, выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную промышленность, а также изъятие 80% доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции.
Кроме того, Основными направлениями налоговой политики предлагается индексация ставок акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также на табачные изделия, введение налога на недвижимость, введение налогообложения товаров престижного потребления с установлением максимальной ставки налога для недвижимого имущества, суммарная кадастровая стоимость которого превышает 100 млн. руб. Также предлагается индексация ставок транспортного налога в отношении автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л. с., а также других транспортных средств с повышенной мощностью двигателя.
Среди других направлений совершенствования налоговой системы - поэтапная отмена льгот в отношении субъектов естественных монополий и введение налогообложения земельных участков, ограниченных в обороте. Также рассматривается сближение бухгалтерского и налогового учета в целях снижения административных расходов налогоплательщиков и определения сфер, в которых нецелесообразно устанавливать особые правила, отличные от правил бухгалтерского учета.
В Основных направлениях налоговой политики отмечено, что важная задача изменений в налоговом администрировании состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. По нашему мнению, с таким подходом согласиться нельзя, нужно улучшать качество работы налоговых органов, сокращать документооборот, развивать согласительные процедуры и другие инструменты.
Наряду с текущими и последующими видами налогового контроля (камеральные и выездные проверки) необходимо развивать предварительный контроль - выдачу уполномоченным государственным органом заключений о налоговой квалификации сделки или операции. Это так называемые акты проверки наоборот, которые выдаются до совершения операций, а не спустя годы. В результате налоговое администрирование станет более эффективным и комфортным для бизнеса, а количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками может значительно снизиться.
Помимо этого в Основных направлений налоговой политики большое внимание уделено вопросам получения налоговыми органами документов и информации от банков, в том числе в отношении депозитов и счетов налогоплательщиков. Однако острый вопрос о взаимоотношениях с банками по поводу ареста и снятия ареста со счетов неплательщиков не нашел отражения в Основных направлениях налоговой политики.
В связи с этим, по нашему мнению, необходимо внести следующие изменения:
1) отменить блокировку
счетов в связи с
2) установить в п. 3 ст. 76 НК РФ, что счет блокируется не в случае непредставления декларации в установленный срок, а в случае непредставления декларации по истечении 10 рабочих дней после вручения налоговым органом налогоплательщику уведомления о неполучении декларации;
3) ввести дополнительное условие для приостановления операций по счетам - санкцию прокурора, поскольку наличие у налогового органа достаточных оснований предполагать возможность сокрытия имущества от взыскания налогов - это только оценочная категория, неочевидная и, следовательно, подлежащая предварительной проверке;
4) установить в п. 10 ст. 101 НК РФ примерный перечень достаточных оснований и внести в обязанность налогового органа указывать в решении, в чем заключаются такие основания, на какой информации базируются выводы налогового органа, а также источники такой информации.
В целях реформирования специальных налоговых режимом рекомендуем:
- увеличить до 100 млн. руб. предельное значение годового оборота для применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Указанная мера наиболее полно учитывает темпы инфляции за последние годы и позволила бы активнее развиваться малому и среднему предпринимательству и, значит, повысить налоговые доходы бюджетов.
Также дополнительным стимулом для развития малого бизнеса, на наш взгляд, может выступить снятие ограничения на применение УСН малыми предприятиями, имеющими обособленные подразделения в виде представительств.
Помимо этого в Основных направлениях налоговой политики не предусмотрены меры налогового стимулирования малых инновационных предприятий. В связи с этим предлагается освободить малые инновационные предприятия от уплаты налога на прибыль (налоговые каникулы) в течение первых 2 лет работы, а также снизить подлежащую уплате сумму налога на прибыль на 50% в последующие 2 года.
Следует также расширить перечень расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта по УСН, включив в него все расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования.
Таким образом, реализация намеченных путей решения проблем в налоговой сфере, позволит сформировать эффективную налоговую систему и конкурентоспособную экономику.
Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования