Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений и путей ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….6
Понятие о налогах и налоговой системе…………………………………….8
Налоги и их функции……………………………………………………..8
Классификация налогов………………………………………………….13
Налогообложение и налоговая система…………………………………16
Налоговая система Республики Беларусь…………………………………...20
Субъекты и объекты налогообложения…………………………………20
Состояние налоговой системы РБ……………………………………….24
Анализ налоговой системы РБ…………………………………………...29
Основные направления совершенствования налоговой системы РБ……...37
Реформирование косвенных налогов……………………………………37
Основные пути совершенствования некоторых прямых налогов
и налогов, включаемых в себестоимость…………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Такое разграничение функций налогов  носит целевой  характер,   так  как  все функции переплетаются и осуществляются  одновременно.   Конкретными  формами проявления   категории   налога   являются   виды    налоговых     платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация налогов

Великое множество налогов, заставляет прибегать  к их классификации. Классификация налогов  это группировка налогов по различным признакам. С ее помощью систематизируется учет налогов и налоговых групп и на этой основе для налогоплательщиков вводятся классификационные кодификаторы и идентификационные номера.

Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную  информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению  к республиканскому бюджету, местным  бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства.[2]

Классификацию налогов по основным классификационным  признакам можно представить  следующим образом.

Рис. 1.1 Классификационный состав налогов по признакам

По характеру взаимоотношений  между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают  прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги  это  налоги, взимаемые государством непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности, независимо от финансового положения налогоплательщика.

Личные налоги учитывают  финансовое положение налогоплательщика  и взимаются у источника дохода.

Косвенные налоги  это  налоги на товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления  товаров и услуг. К таким налогам  относятся акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог с продаж и др. Косвенные налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины.

Универсальные косвенные  налоги делятся на однократные, многократные и НДС. Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенные стадии воспроизводства, например, налог с продаж. Монопольные (фискальные) налоги – вид налогов, реализация которых является монополией государства. Например, реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д. Таможенные пошлины – косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу (при внешнеэкономической деятельности). Они имеют самую сложную структуру.

По источникам уплаты налоги можно классифицировать следующим образом:

  • платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг (отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; акцизы);
  • платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг (отчисления в фонд социальной защиты населения; платежи на землю; налог за пользование природными ресурсами в пределах лимита (экологический налог); отчисления в инновационный фонд);
  • платежи, уплачиваемые из прибыли (налог на недвижимость; налог на доходы; налог на прибыль; налог на приобретение транспортных средств; транспортный сбор; местные налоги и сборы).[9]

Существуют и другие основания деления налогов на виды, например, по периодичности уплаты (регулярные и разовые), по методу налогообложения (равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные) и т.д. В принципе в качестве критерия деления налогов на виды можно взять любой системный признак налога.

Таким образом, хозяйствующие  субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать процессы потребления и накопления.

Социально-экономическая  природа налогов, их назначение и  влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяется государственным строем и политикой, проводимой властью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Налогообложение  и налоговая система

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов социального и экономического развития.

Еще в XVIII столетии А.Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

  • поддержание национальной обороны;
  • образование молодежи;
  • свершение правосудия;
  • организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
  • сбор налогов для оплаты нужд государства.

В настоящее  время никто не отрицает необходимость этих функций, более того, появились и новые. Существующий рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому любая экономика нуждается в государственном регулировании. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, оно осуществляется с помощью законодательства, то есть через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части дохода, прибыли, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.[8]

Так как основным элементом налогообложения являются налоги, то закреплённая законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.

Ключевыми в  налоговой системе являются её логичность, отлаженность, эффективность и эластичность. Налогоплательщики - это хозяйственные субъекты; они оценивают не преимущества и недостатки налоговой системы, которая описана в юридических актах, а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов. Все будет зависеть от увеличения или уменьшения налоговой ставки, что соответственно приведет к увеличению или уменьшению поступающих средств в бюджет. Увеличение налоговой ставки приведет к увеличению финансовых поступлений в бюджет, однако надо учитывать, что вводя слишком большую ставку, поступления стремительно уменьшатся.

В настоящее  время выделяются следующие элементы налоговой системы:

  • субъект налогообложения (плательщик);
  • объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;
  • налоговые льготы -  полное  или частичное  освобождение  от налога;
  • правила исчисления и порядок уплаты налога;
  • штрафы и другие санкции за неуплату налога;
  • ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения.

Существует две основные концепции налогообложения:

  1. налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают;
  2. налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого они больше, тот и уплачивает большую сумму налога.

Кроме этого, можно отметить, что налоговая система может быть двух- или трёхзвённой, это зависит от того, как разделена власть в стране. В Беларуси налоговая политика осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и местном.

Как и любая  система, налогообложение должно соответствовать определенным принципам. К таким принципам относятся, прежде всего, классические принципы, которые были предложены Адамом Смитом.[3]

Принцип экономии. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

Принцип справедливости. «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

Принцип удобства. «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

Принцип определенности. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. ...Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

Также к принципам  налогообложения относятся следующие:

  • разумное  сочетание   прямых  и  косвенных  налогов,   использование разнообразных их  видов,  позволяющее  учесть  как  имущественное  положение налогоплательщиков,  так и  получаемые  ими  доходы.   В  период  обострения кризисной ситуации в  экономике  лучше  иметь  много  источников  пополнения бюджета  со   сравнительно   низкими  ставками  и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия;
  • универсализация  налогообложения,   обеспечивающая,   во  -  первых, одинаковые для всех плательщиков требования к  эффективности   хозяйственной деятельности,   не  зависящие  от  видов  собственности,  организационно-правовых форм хозяйствования и  так  далее,   а,  во  -  вторых,  одинаковый подход  к  исчислению  величины  налога   вне   зависимости   от   источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;
  • однократность  обложения,  состоящая  в том,   что  один  и  тот  же объект может облагаться налогом одного  вида  только  один  раз  за  определенный законом период;
  • научный подход к  определению  конкретной  величины  ставки  налога, состоящей в  обосновании   той  доли  изъятия,   которая  позволит  субъекту налога иметь  доход,   обеспечивающий  ему  нормальное   развитие.   Научный подход  исключает   как  механический  перенос   на   нашу   страну   ставок налогообложения, используемых в других странах,  так и   сугубо   фискальный подход к их установлению;
  • дифференциация ставок налогообложения  в  зависимости   от   уровня доходов, которая, тем не менее, не должна превращаться  ни  в запретительную прогрессию,   ни  в  индивидуализацию   ставок,    противоречащую   основам рыночного хозяйствования;
  • стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;
  • использование  системы   налоговых  льгот,   реально  стимулирующих процессы инвестирования средств  в   предпринимательскую   деятельность   и одновременно реализующих принцип социальной  справедливости,  в  том  числе гарантируемый   гражданам   прожиточный   минимум.   Льготы    не    должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
  • четкое разделение налогов по уровням государственного   управления:  республиканские и местные.

Что касается Республики Беларусь, то данные принципы описаны  в Налоговом кодексе и звучат следующим образом:[4]

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности,  ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.

2 Налоговая система Республики Беларусь

2.1 Субъекты  и объекты налогообложения

Субъект налога (плательщик) -  это юридическое  или физическое лицо, которое обязано  платить налог.

Плательщиками налогов, сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с настоящим законодательством Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги.[4]

В данном случае под организациями  понимаются: 

  • юридические лица Республики Беларусь; 
  • иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами; 
  • простые товарищества; 
  • хозяйственные группы.

По Налоговому кодексу под физическими лицами понимаются: 

  • граждане Республики Беларусь; 
  • граждане либо подданные иностранного государства; 
  • лица без гражданства (подданства).

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь