Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений и путей ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….6
Понятие о налогах и налоговой системе…………………………………….8
Налоги и их функции……………………………………………………..8
Классификация налогов………………………………………………….13
Налогообложение и налоговая система…………………………………16
Налоговая система Республики Беларусь…………………………………...20
Субъекты и объекты налогообложения…………………………………20
Состояние налоговой системы РБ……………………………………….24
Анализ налоговой системы РБ…………………………………………...29
Основные направления совершенствования налоговой системы РБ……...37
Реформирование косвенных налогов……………………………………37
Основные пути совершенствования некоторых прямых налогов
и налогов, включаемых в себестоимость…………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Также существуют некоторые отличия в уплате налогов между белорусской организацией и иностранной.

Во-первых, белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь, а иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.

Во-вторых, белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами, что касается иностранных организаций, то они не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.

Физические лица также  могут признаваться резидентами  либо нерезидентами Республики Беларусь. Четкое разъяснение данному вопросу дается в Налоговом кодексе РБ, там сказано, что: «налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь».

Также налогоплательщиками  являются индивидуальные предприниматели, ими признаются лишь те, которые прошли государственную регистрацию. К индивидуальным предпринимателям в целях налогообложения приравниваются и частные нотариусы.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований законодательных актов, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная  стоимость и так далее), которые, в соответствии с законом, подлежат обложению налогом.

Объектами налогообложения  признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика возникает налоговое обязательство.[5]

Каждый налог, сбор имеет  самостоятельный объект налогообложения. Также важным замечанием является то, что один и тот же объект может  облагаться определенным налогом, сбором у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

В соответствии с Налоговым кодексом РБ объектами  налогообложения признаются:

  • товары - товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации;
  • работы и услуги – работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;

  • реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав - реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок.

Исключением являются:

  1. отчуждение имущества в результате реквизиции, национализации или конфискации;
  2. переход права собственности на имущество в результате наследования;
  3. обращение в собственность государства бесхозяйного имущества, находок или кладов, безнадзорных животных;
  4. передача имущества в качестве взносов (вкладов) в уставные фонды организаций, которые производятся учредителями (участниками) данных организаций;
  5. первичное размещение ценных бумаг, осуществляемое в соответствии с законодательством.

Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных  прав признаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.

  • доходы и источники их получения - доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу. Доходы могут делиться на полученные от источников в РБ или полученные от источников за пределами РБ;
  • дивиденды и проценты - дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения. Также к дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.

Процентами признается любой доход, начисленный по облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, денежным вкладам, депозитам и иным аналогичным долговым обязательствам (за исключением предусматривающих участие в прибылях), независимо от способа его оформления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Состояние налоговой системы Республики Беларусь

Налогообложение - важнейшая область экономико-правовых отношений и одними налоговыми законами ее не решить. Налоги в реальном налоговом механизме - безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы.

Пошлина - соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя. 
Сбор - это платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории. 
Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.

В  настоящее  время перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Учитывая мировой опыт можно однозначно сказать, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых направлений; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. Поэтому достаточно важным является определение действенности отечественных налогов и их соответствие международным стандартам.

Что касается налоговой системы Беларуси, то она формировалась на классических принципах налогообложения, а также на тех, которые были разработаны налоговой политикой других стран. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.[8]

Главными критериями оценки эффективности налоговой  системы признаны:

  • Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.
  • Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору. Нарушение этого принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика налогов.
  • Удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления.
  • Стабильность, позволяющая прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью реакции на изменение экономической ситуации.
  • Эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства.

Ниже приведена  таблица, отражающая налоги, уплачиваемые в бюджет.[6]

Таблица 2.1 Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет в 2010 году

         Налог

Налоговая ставка

Налог на доходы

иностранных

организаций,

не 

осуществляющих

деятельность в РБ

через постоянное

представитель-

ство

6% - международные  перевозки и транспортно-экспедиционные  услуги

10% - доход от  долговых обязательств

12% - дивиденды  и приравненным к ним доходы, доходы от отчуждения долей  в уставном фонде (паев, акций)  либо их части

15% - доходы от  отчуждения недвижимого имущества,  иных доходов 

5% доходы по  дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником  выплаты такого дохода является  резидент Парка высоких технологий

Подоходный 

налог с 

физических  лиц

12% - общая ставка

9% -доходы, полученные:

- физическими  лицами от резидентов Парка  высоких технологий (ПВТ) по трудовым  договорам (контрактам);

15% для индивид.  предпринимателей и частных нотариусов

Налоги, включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении

Налог на

недвижимость

1% остаточной  стоимости - для организаций;

0,1% - для физических  лиц, индивидуальных предпринимателей, кооперативов, садоводческих товариществ.

2% - для организаций, имеющих в собственности объекты сверхнормативного незавершенного строительства

Налог на землю

Ставки земельного налога зависят от категории населенных пунктов, кадастровой оценки земель и видов функционального использования.

Экологический

налог

Налоговая ставка зависит от количества/объема выбрасываемых  загрязняющих веществ, их вида, срока  загрязнения и т.п.

Налог за добычу

(изъятие) 

природных

ресурсов

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены в зависимости от вида добываемых природных ресурсов.

Местные налоги

Налог на услуги (предполагается

отменить 

с 01.01.2011)

Ставки устанавливаются  в размере, не превышающем 5%.

Налоговая база определяется как выручка от реализации услуг без включения в них  налога на услуги.

Налог на

развитие 

территорий

(предполагается 

отменить 

с 01.01.2011)

Ставки устанавливаются  в размере, не превышающем 3%.

Налоговая база определяется как сумма валовой  прибыли, оставшаяся в распоряжении после налогообложения (для организаций) или сумма дохода, оставшаяся в распоряжении после налогообложения (для индивидуальных предпринимателей)




Налог

Налоговая ставка

Республиканские налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость

20% - общая налоговая  ставка

10% - реализация  производимой на территории РБ  сельскохозяйственной продукции;  при ввозе на территорию РБ  и (или) реализации продовольственных  товаров и товаров для детей;

0% - экспорт товаров

Акциз

Ставки акцизов  установлены в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров

Налог на

прибыль

24% - для компаний  Республики Беларусь и иностранных  организаций, не осуществляющих  деятельность в Республике Беларусь  через постоянное представительство 

12% - дивиденды

10% - производство  лазерно-оптической техники

5% - продажа информационных  технологий и услуг и услуг  по их разработке членами научно-технологической  ассоциации 

24%-ная ставка, сниженная на 50%– реализация:

- высокотехнологичных  товаров (работ, услуг) собственного производства;

- долей в  уставном фонде (паев, акций) организаций,  находящихся на территории Республики  Беларусь, либо их части.




Продолжение таблицы 2.1

Кроме непосредственно налогов, в механизме  построения налоговой системы Беларуси важное место занимают и налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются  специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения по налоговым льготам  учитываются интересы трех субъектов:

  • государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;
  • юридических лиц, чтобы не сократилось производство;
  • населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь