Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений и путей ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….6
Понятие о налогах и налоговой системе…………………………………….8
Налоги и их функции……………………………………………………..8
Классификация налогов………………………………………………….13
Налогообложение и налоговая система…………………………………16
Налоговая система Республики Беларусь…………………………………...20
Субъекты и объекты налогообложения…………………………………20
Состояние налоговой системы РБ……………………………………….24
Анализ налоговой системы РБ…………………………………………...29
Основные направления совершенствования налоговой системы РБ……...37
Реформирование косвенных налогов……………………………………37
Основные пути совершенствования некоторых прямых налогов
и налогов, включаемых в себестоимость…………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Налоговые льготы по республиканским налогам  устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.[1]

Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

  • взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;
  • уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;
  • уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.

В современных  условиях финансовой нестабильности и  высоких темпов инфляции существует проблема достижения оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых ресурсов, которая приобрела особое значение.

Зарубежная  налоговая практика выработала несколько методов налогового регулирования:

  • закрепление различных видов налогов за определенными бюджетами разных уровней;
  • установление твердой доли конкретного налога, отчисляемого в нижестоящий бюджет;
  • распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней в форме трансфертных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ  налоговой системы Республики  Беларусь

Упрощение налоговой  системы и снижение налоговой  нагрузки являются основными направлениями  налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.

Принципиально важным является то, что упрощение налоговой системы  не является разовым шагом, а эта  работа носит планомерный характер. Соответствующие мероприятия в данном направлении последовательно прорабатываются в рамках созданной Правительством Республики Беларусь межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по упрощению налоговой системы и реализуются в налоговом законодательстве.[7]

Работа по упрощению  налоговой системы проводится комплексно и включает в себя следующие мероприятия:

  1. сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин). 

За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных  сбора и платы включено в состав государственной пошлины.

С 1 января 2009 года в налоговом  законодательстве был реализован ряд  мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику  и упрощению налогообложения. В  их числе:

  • уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки;
  • установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 процентов;
  • уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
  • исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством.

С 1 января 2009 года в отношении  доходов физических лиц установлена  единая ставка подоходного налога в  размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц.

Установление единой ставки подоходного налога с увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан.

В общую систему налогообложения  налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.

В настоящее время  в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый  характер. Однако в рамках обычной  деятельности типичное предприятие  на регулярной основе исчисляет и  уплачивает только налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.

  1. повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения. 

В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих  предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8 процентов от валовой выручки (5 процентов - для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности.

Упрощенный порядок  налогообложения применяется также  при реализации индивидуальными  предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам, при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

Обеспечено дальнейшее упрощение порядка взимания экологического налога:

  • из состава объектов обложения налогом исключены объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
  • введено обложение налогом объемов производимых и (или) импортируемых товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, что позволило исключить требование об уплате экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при нанесении покрытий во время проведения строительных и ремонтных работ с использованием лакокрасочных материалов;
  • отменен налог с объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов, объемов захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год.
  1. завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодекса.

С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса, ставшая единым налоговым законом, который объединил в себе порядок применения всех республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в ней установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.

Ее введение в действие позволяет повысить стабильность и  прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых  в Республике Беларусь, а также реализовать мероприятия по дальнейшему упрощению налоговой системы:

  1. упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования.

В этих целях плательщикам дана возможность предоставления в  налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения, значительно сокращено количество случаев представления в налоговые органы сведений и документов. Такие сведения и документы налоговые органы напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».

Что касается исполнения бюджета в 2009 году, то оно определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции – 97,2%, сельского хозяйства – 101,3%, инвестиций в основной капитал – 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами – 70,1%. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).

Снижение экономической  активности обусловило сокращение поступлений  в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный  бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения. В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%), это можно увидеть в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Консолидированный бюджет Республики Беларусь,  
млрд. руб.

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

1. Доходы - всего

48 049

65 663,4

62 807,6

1.1 Налоговые  доходы, из них:

34 235,6

46 808,4

41 304,7

Подоходный  налог

3 081,0

4 182,9

4 305,3

Налог на прибыль

3 837,1

5 993,3

4 607,7

Налоги на собственность

1 519,2

2 004,8

1 626,7

НДС

8 669,6

11 399,2

12 083,1

Акцизы

3 045,9

3 900,8

3 637,4

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

6 281,3

10 612,6

7 969,5

1.2 Взносы на  социальное государственное страхование

11 256,7

14 496,5

15 799,4

1.3 Неналоговые  доходы

2 556,7

4 358,4

5 703,5

2. Расходы  (функциональная классификация)

47 626,8

63 811,3

63 766,0

2.1 Общегосударственные  расходы

6 471,1

10 708,0

8 053,5

2.1 Национальная  оборона

1 206,2

1 373,3

1 323,7

2.3 Судебная  власть, правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности

2 062,7

2 325,8

2 433,9

2.4 Национальная  экономика

11 189,0

16 494,9

16 359,9

2.5 Охрана окружающей  среды

537,8

537,1

396,9

2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

2 152,5

3 109,6

3 042,6

2.7 Здравоохранение

4 325,2

5 024,9

5 354,0


 

Продолжение таблицы 2.2

2.8 Физическая  культура, спорт, культура и средства  массовой информации

1 120,4

1 426,3

1 414,2

2.9 Образование

5 547,3

6 635,3

6 767,1

2.10 Социальная  политика (с ФСЗН)

13 014,5

16 176,0

18 620,1

Расходы (эконом. классификация)

47 626,8

63 811,3

63 766,0

Текущие расходы, из них:

37 417,8

48 199,1

47 609,2

Заработная  плата

7 501,9

8 650,4

9 282,4

Начисления  на заработную плату

2 048,8

2 355,6

2 479,0

Обслуживание  государственного долга Республики Беларусь

386,8

742,1

1 069,3

Текущие бюджетные  трансферты

20 347,5

27 611,6

25 933,4

Капитальные расходы

9 596,5

13 003,2

11 177,3

Предоставление  кредитов, ссуд, займов.  
За вычетом погашения

612,5

2 609,0

4 979,5

Дефицит (профицит)

422,1

1 852,0

-958,3

Финансирование

-422,1

-1 852,0

958,3

Внутреннее  финансирование

-3 513,6

-4 864,4

-10 524,8

Внешнее финансирование

3 091,5

3 012,4

11 483,1

Фонд  социальной защиты населения

     

Доходы

11 421,7

14 715,7

16 180,9

Расходы

10 484,8

12 995,8

14 679,3

Сальдо

936,8

1 719,9

1 501,6

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь