Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений и путей ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….6
Понятие о налогах и налоговой системе…………………………………….8
Налоги и их функции……………………………………………………..8
Классификация налогов………………………………………………….13
Налогообложение и налоговая система…………………………………16
Налоговая система Республики Беларусь…………………………………...20
Субъекты и объекты налогообложения…………………………………20
Состояние налоговой системы РБ……………………………………….24
Анализ налоговой системы РБ…………………………………………...29
Основные направления совершенствования налоговой системы РБ……...37
Реформирование косвенных налогов……………………………………37
Основные пути совершенствования некоторых прямых налогов
и налогов, включаемых в себестоимость…………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Основными доходными  источниками консолидированного бюджета  были НДС, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и  акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета, что отражено в таблице 2.3.

 

 

 

Таблица 2.3 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2008-2009 годы, %

Показатели

2008 год

2009 год

1. Налоговые  доходы – всего, в т.ч.

71,3

65,7

  • Налоги на доходы и прибыль

17,0

15,3

в т.ч. - подоходный налог

6,4

6,9

  • Налоги на собственность

3,1

2,6

 
  • Налоги на товары и услуги

31,2

31,7

в т.ч. - НДС

17,4

19,2

- акцизы

5,9

5,8

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

16,2

12,7

2. Взносы на государственное социальное страхование

22,1

25,2

3. Неналоговые  доходы

6,6

9,1

Итого доходов

100,0

100,0


Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%.

В условиях воздействия  на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в  области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.

При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процента. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.

Ресурсы бюджета  на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.

В 2009 году было продолжено совершенствование форм поддержки государством реального  сектора экономики.

Введен новый  механизм стимулирования продаж белорусской  продукции на экспорт — компенсация части процентов по кредитам Сбербанка России на приобретение отечественной техники в Российской Федерации.

За счет бюджетных  средств стимулируется внутренний спрос на отечественную продукцию, предусматривающий предоставление на льготных условиях кредитов гражданам на приобретение отечественной техники.

Создан национальный лизинговый оператор – ОАО «Промагролизинг» – для приобретения отечественной техники и ее реализации на условиях  минимальных

первоначальных  платежей.

В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 12,6% (в реальном выражении) ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 74,7%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, обслуживание государственного долга – 1,7%.

В 2009 году были сокращены расходы на приобретение товаров длительного пользования  и капитальные ремонты, на финансирование государственной инвестиционной программы, при этом обеспечено первоочередное финансирование объектов, ввод в действие которых был запланирован в 2009 году. В целом капитальные расходы за 2009 год профинансированы на 23,9% меньше уровня 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 17,5%.

В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 52,2% из расходов республиканского бюджета и 47,8% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 65,7%.

Доходы республиканского бюджета за 2009 год с учетом Фонда  социальной защиты населения составили 46 818,8 млрд. рублей, расходы – 46 326,2 млрд. рублей, профицит – 492,6 млрд. рублей (0,4% к ВВП).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные  направления совершенствования  налоговой системы Республики  Беларусь

3.1 Реформирование  косвенных налогов

Налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения (60-65% доходов бюджета), высокие налоговые ставки и уровень изъятия доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Вышеизложенное свидетельствует  о необходимости дальнейшего реформирования системы налогообложения по следующим направлениям: снижение совокупного уровня налогообложения посредством пересмотра предельных ставок налогов, отмены низкоэффективных налогов; обложение доходов, величина которых скорректирована на уровень инфляции; установление такого уровня налоговых ставок, которые предотвращают переложение налогов и отток капитала за границу; исключение множественного обложения с одних и тех же доходов; унификация налогообложения республики с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и Европейском союзе; реформирование основных видов налогов.

Однако такие  системные преобразования, как значительное сокращение количества применяемых  налогов и сборов и доведение  его до стандартного минимума, а также улучшение структуры налоговой системы за счет повышения доли прямого подоходного налогообложения, не могут быть реализованы как одноразовый акт и требуют времени, а главное - последовательного проведения рыночных реформ.

Рассмотрим косвенные  налоги:

Налог на добавленную стоимость

Международная практика применения этого налога весьма успешна, тогда как у нас, несмотря на переход к зачетной системе взимания НДС, он продолжает вызывать нарекания. Причина заключается как раз в допущенных искажениях общепринятой модели зачетной системы.

Отметим следующие искажения, допущенные в белорусской модели этого налога, не позволяющие полностью реализовать его конкретные преимущества:

  • предусмотрены широкие льготы по НДС, т.е. прямые освобождения (причем не от начисления, а от уплаты налога), особенно в отношении сельскохозяйственных товаров, что существенно сокращает налоговую базу и уровень доходности НДС;
  • соответственно применяются более высокие ставки налога - стандартная (20%) и пониженная (10%);
  • техника сбора налога только частично предусматривает ведение специального налогового учета, что делает НДС весьма сложным в применении; при налогообложении внешней торговли используется принцип страны назначения. Также идет снижение конкурентоспособности за счет такого обстоятельства, что нулевая ставка НДС применяется только к экспорту товаров. Экспорт работ и услуг, за исключением транспортных услуг, строительных работ и услуг по переработке сырья на давальческих условиях, облагается налогом по действующим ставкам.

Понятно, что постепенный отказ от этих искажений и определяет конкретный механизм реформирования этого налога.

Акцизы

Акцизные сборы  на отдельные виды товаров применяются  во всех странах. Обычно в перечень подакцизных товаров входят товары, вредные для здоровья человека и окружающей среды, т.е. табак, алкогольные товары, нефть и нефтепродукты. Основные принципы построения акцизов: равные условия налогообложения для отечественных и импортных товаров; применение механизма зачета сумм акцизов, уплаченных на предыдущих стадиях производства и обращения; налогообложение импорта и освобождение от акциза экспорта товаров; умеренные и стабильные ставки. При этом рекомендуются более доходные и не подверженные инфляции адвалорные (процентные) ставки.

Из всех этих принципов в белорусской модели акцизов нарушается в основном последнее требование. Применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов.

Очевидно, что в реформировании этого налога главной задачей является введение механизма законодательного утверждения стабильных ставок.

Подоходный  налог.

Для стран с  развитой рыночной экономикой - это  основной налог, обеспечивающий преобладающую долю налоговых поступлений, что также обусловлено сложившейся структурой собственности. Этим налогом облагаются все виды доходов всех групп и слоев населения.

Конкретная  модель подоходного налога всегда зависит  от реально достигнутых уровня и  структуры доходов в экономике, а также форм организации предпринимательской деятельности. С этих позиций в качестве первоочередных реформ этого налога в Беларуси можно предложить следующие меры:

1) значительно  увеличить необлагаемый минимум  доходов, установив так называемый "нулевой интервал" хотя бы на уровне бюджета прожиточного минимума, с тем, чтобы в целях социальной справедливости исключить из обложения доходы наиболее низкооплачиваемых слоев населения и освободить их от подачи налоговых деклараций;

2) существенно  расширить сферу действия этого налога за счет включения в облагаемую базу всех видов постоянно получаемых доходов (от работы по найму, индивидуальной предпринимательской деятельности и от собственности), пересмотра системы льгот и введения общепринятой в мировой практике налоговых вычетов.

Но нужно учитывать, что проблема налогообложения производства и потребления связано с определением оптимального соотношения косвенных и прямых налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Основные пути совершенствования некоторых прямых налогов и налогов включаемых в себестоимость

К ним, в частности, относятся налоги на собственность (накопленное богатство) в таких конкретных формах, как земельный налог, налог на имущество (недвижимость), рентные платежи и в определенной мере экологические налоги. При общих принципах выбора объектов и субъектов налогообложения, небольших ставках и механизмах изъятия конкретные модели этих налогов существенно различаются по странам. Как правило, эти налоги составляют основу местных бюджетов, поскольку только местные власти могут обеспечить действительно эффективный контроль за накопленным имуществом, полноту его учета, оценку специфики и соответственно наиболее результативный сбор таких налогов. В Республике Беларусь они включаются в состав налогов, включаемых в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

То есть для  белорусских реалий в качестве первоочередных реформ можно выделить: преобразование налога на недвижимость в налог на имущество с соответствующим пересмотром субъектов и объектов налогообложения, уточнением налоговой базы и ставок; существенное повышение ставок и модернизацию применяемого порядка взимания земельного налога и налогов с пользователей природных ресурсов.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь