Налоговые органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 95.22 Кб (Скачать файл)

Введение

        Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества.

        Современный период функционирования промышленных предприятий в Российской Федерации — период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в секторе обрабатывающей промышленности (прежде всего с привлечением иностранных инвестиций); увеличении давления со стороны естественных монополистов; социальной сферы (как находящейся на балансе промышленных предприятий, так и в муниципальной собственности). Функционирование Государственных органов характеризуется наличием высоких издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей.

         Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

        Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

          Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

          Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

         Целью данной работы является рассмотрение:

- структуры Налоговых органов Российской Федерации;

- создания первых налоговых органов и их реформирование;

- перечисление и анализ законодательства, нормативно-правовых актов, о системе налоговых органов России и принципах их функционирования, за весь период новейшей истории 1991-2005 гг., всех структурных подразделений системы налоговых органов, полномочий и функций каждого из них;

- значимости в формировании бюджета;

- иерархии налоговых органов;

- взаимодействия с органами внутренних дел;

- проблем налоговых органов и путей их решения.

 

 

Глава 1. Налоговые органы РФ. Основные положения

1.1 Общие правовые основы  деятельности налоговых органов  России. Нормативно-правовая база  налоговых органов

Совокупность законных и  подзаконных актов, регулирующих деятельность налоговых органов, разнообразна и  объемна, требует усвоения для последующего применения в практической деятельности.

Налоговые органы РФ - государственные  органы, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством  взимание налогов и сборов.

В Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнител ьной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.[1]

Основополагающей правовой базой служебной деятельности налоговых  органов является Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В основном законе государства содержатся исходные позиции, обязательные для сторон, участвующих  в налоговых правоотношениях. Обязанность  соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы возложена, как  на органы государственной власти и  самоуправления, должностных лиц  этих органов, так и на граждан  и их объединения. Федеральная Конституция  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории всей Российской Федерации.

Установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное и административно - процессуальное законодательство - относится  к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Защита государством прав и свобод граждан, в т. ч. связанных  с налогообложением, по сути, предусмотрена  в статьях 8, 24, 33 - 36, 45, 46, 47 п.1, 48 п., 51, 53 - 55, 74, 75, 76 п./п. 5 и 6, 114 п.1 п./п. "е", 120 и др. Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам (ранее - Госналогслужба России), будучи федеральным органом исполнительной власти, обязано осуществлять служебную деятельность в рамках закона и своей компетенции.

В порядке реализации и  развития принципиальных положений, заложенных в Конституции России, приняты  некоторые федеральные законы, направленные на защиту прав и свобод участников правоотношений. Из числа относящихся  непосредственно к деятельности налоговых органов: часть первая Налогового кодекса РФ в ред. 1999 г., Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая) 1994 и 1995 г.г., Арбитражный  процессуальный кодекс РФ 1995 г., часть  вторая Налогового кодекса РФ 2000 г.

Закон РФ "О налоговых  органах Российской Федерации" от 21. 03. 91 № 943-1 (ред. от 07. 11. 2000 г. № 135-ФЗ) содержит 4 главы:

I. Общие положения.

II. Задачи, права и обязанности  налоговых органов.

III. Ответственность налоговых  органов.

IV. Иные вопросы деятельности  налоговых органов.

В законе определено назначение и общие направления деятельности налоговых органов. Статья 1 закона относит к компетенции налоговых  органов контроль за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных российским законодательством, а также контроль за соблюдением валютного законодательства России в пределах своей компетенции.

Законом предусмотрено решение  налоговыми органами поставленных профессиональных задач в форме взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, а значит и с правоохранительными органами. К органам МВД РФ персонально обращена статья 5, обязывающая оказывать практическую помощь сотрудникам налоговых органов при исполнении последними служебных обязанностей.

Глава II закона содержит полномочия налоговых органов, необходимые  для выполнения собственных служебных  задач. Здесь же описаны составы  административных правонарушений, подведомственных налоговым органам.

Главными задачами налоговых  органов являются: контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Законом.

Налоговым органам предоставляется  право:

1. Производить в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации,  иностранных граждан и лиц  без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки  денежных документов, бухгалтерских  книг, отчетов, планов, смет, деклараций  и иных документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов  и других обязательных платежей  в бюджет; получать необходимые  объяснения, справки и сведения  по вопросам, возникающим при  проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну,  определяемую в установленном  законодательством порядке. Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

2. Контролировать соблюдение  законодательства гражданами, занимающимися  предпринимательской деятельностью.

3. Получать от предприятий,  учреждений, организаций (включая  банки и иные финансово-кредитные  учреждения), а также от граждан  с их согласия справки, документы  и копии с них, касающиеся  хозяйственной деятельности налогоплательщика  и необходимые для правильного  налогообложения. Должностные лица  налогового органа обязаны сохранять  в тайне сведения о вкладах  граждан и организаций.

4. Обследовать, с соблюдением  соответствующих правил при осуществлении  своих полномочий, любые используемые  для извлечения доходов, либо  связанные с содержанием объектов  налогообложения независимо от  места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные  помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случаях  отказа граждан допустить должностных  лиц налоговых органов к обследованию  указанных помещений налоговые  органы вправе определять облагаемый  доход таких лиц на основании  документов, свидетельствующих о  получении ими доходов, и с  учетом обложения налогами лиц,  занимающихся аналогичной деятельностью.

5. Требовать от руководителей  и других должностных лиц проверяемых  предприятий, учреждений, организаций,  а также от граждан устранения  выявленных нарушений законодательства  о налогах и других обязательных  платежах в бюджет и законодательства  о предпринимательской деятельности  и контролировать их выполнение.

6. Приостанавливать операции  предприятий, учреждений, организаций  и граждан по расчетным и  другим счетам в банках и  иных финансово-кредитных учреждениях  в случаях непредставления (или  отказа представить) налоговым  органам и их должностным лицам  бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других  документов, связанных с исчислением  и уплатой налогов и иных  обязательных платежей в бюджет.

7. Изымать у предприятий,  учреждений и организаций документы,  свидетельствующие о сокрытии  или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов  от налогообложения, с одновременным  производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объем  и состав изымаемых документов определяются инструкцией Министерства финансов Российской Федерации.

8. Выносить решения о  привлечении органов, организаций  и граждан к ответственности  за совершение налоговых правонарушений  в порядке, установленном Налоговым  кодексом Российской Федерации.

9. Взыскивать недоимки  по налогам и взыскивать пени  в порядке, установленном Налоговым  кодексом Российской Федерации.

10. Возбуждать ходатайства  о запрещении в установленном  порядке заниматься индивидуальной  трудовой деятельностью.

11. Предъявлять в суде  и арбитражном суде иски:

- о ликвидации предприятия  любой организационно-правовой формы  по основаниям, установленным законодательством  Российской Федерации, о признании  регистрации предприятия недействительной  в случае нарушения установленного  порядка создания предприятия  или несоответствия учредительных  документов требованиям законодательства  и взыскании доходов, полученных  в этих случаях;

Информация о работе Налоговые органы РФ