Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:42, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения научных источников, анализа и обобщения действующей практики в области имущественного налогообложения рассмотреть соответствующие теоретические положения; рассмотреть имущественное налогообложение; рассмотреть перспективы налогообложения имущества физических лиц.
Задача работы состоит в том, чтобы: - дать характеристику понятия налога на имущество физических лиц;
- осветить основные элементы налога с имущества физических лиц;
- проанализировать роль налога на имущество физических лиц в доходах муниципальных образований;
- рассмотреть перспективы введения налога на недвижимость.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика налога на имущество физических лиц………….....7
1.1. Понятие и экономическая сущность налога на имущество физических лиц в Российской Федерации……………………….7
1.2. Элементы налога…………………………………………………...9
Глава 2. Анализ роли налога на имущество физических лиц в бюджетах муниципальных образований .............................................................................15
Анализ резервов местных налогов и перспектив экономического развития муниципальных образований ………………………..15
Анализ роли налога на имущество физических лиц в социально-экономическом развитии Калужской области…………….…...18
Примеры исчисления налога на имущество физических лиц...24
Глава 3. Пути совершенствования налога на имущество физических лиц…27
3.1. Введение налога на жилую недвижимость…………………....….27
Заключение…………………………………………………………………...…31
Список использованной литературы…………………………………………..33
Для получения информации об установленных ставках по налогам на имущество физических лиц налогоплательщик может обратиться в налоговый орган по месту нахождения имущества.
От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
При этом органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам и основания для их использования налогоплательщиками. Информацию о льготах по уплате налога налогоплательщик может получить в налоговом органе по месту нахождения имущества.
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.
Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Уплата налога производится владельцами имущества не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог, т.е. налог за 2012 год должен быть уплачен не позднее 1 ноября 2013 года.
.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЮДЖЕТАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
2.1. Анализ резервов местных налогов и перспектив экономического развития муниципальных образований
На основе отчетов Управлений Федеральной Налоговой Службы России по субъектам Российской Федерации о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам (форма 5-МН за 2010 год), отчетов органов исполнительной власти субъектов РФ об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, по состоянию на 01.01.2012 года и прогнозных данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации о численности населения по состоянию на 01.01.2013 года эксперты Центра прикладной экономики проанализировали поступление в 2011 году местных налогов и сборов (земельного налога и налога на имущество физических лиц).
Всего в бюджеты муниципальных образований Российской Федерации в 2011 году поступило местных налогов и сборов (земельного налога, налога на имущество физических лиц) на сумму 131,5 млрд. рублей, из них: земельного налога - 115,4 млрд. рублей, налога на имущество физических лиц – 16,1 млрд. рублей. Доля земельного налога в общем объеме местных налогов и сборов составила 88%, налога на имущество физических лиц – 12%.
В 2011 году среднее поступление по России местных налогов и сборов (земельного налога и налога на имущество физических лиц) на 1 жителя составило 926 руб. Максимальное поступление местных налогов и сборов в 2011 году зафиксировано в Ненецком автономном округе – 2 022 руб. на одного жителя, минимальное значение в Чукотском автономном округе – 89 руб. Разница между поступлением в местный бюджет местных налогов и сборов на душу населения в субъектах РФ составила 23 раза.
В 2010 году среднее поступление по России на 1 жителя земельного налога составило 813 руб., налога на имущество физических лиц - 110 руб.
В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ доля земельного налога равна 3%, налога на имущество физических лиц лишь 0,3%.
По регионам эта доля изменяется от 0,16% (Чукотский АО) до 7,4% (Ростовская область) по земельному налогу и от 0,01% (Чукотский АО) до 2,02% (Республика Калмыкия) по налогу на имущество физических лиц.3
Концентрация налога на имущество физических лиц в регионах невелика по сравнению со всеми налоговыми доходами в целом. Пять регионов (Вологодская область, г. Санкт-Петербург, Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский АО, г. Москва) с наибольшими среднедушевыми поступлениями по данному налогу имеют 25% от общей суммы налога по Российской Федерации, притом, что в них проживает 13% населения России.
Проанализируем по субъектам Российской Федерации поступление налога на имущество физических лиц по количеству налогоплательщиков, зарегистрированных в налоговых органах.
Количество налогоплательщиков (физических лиц), которым исчислен к уплате налог на имущество физических лиц по данным ФНС России на 01.01.2011 г. составило 60 590, 1 тыс. единиц, в том числе собственников объектов жилищного фонда – 58 098,2 тыс. единиц. Количество налогоплательщиков, которым не производилось предъявление налога к уплате в связи с предоставлением налоговых льгот и освобождением от уплаты налога составило 23 597,5 тыс. единиц. Соотношение количества налогоплательщиков, уплачивающий налог на имущество физических лиц к количеству освобожденных налогоплательщиков составило 1:3.
Средняя по Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц, приходящаяся на одного налогоплательщика в 2011 г. составила 257 руб.
Таблица 2.
Поступление в 2011 году налога на имущество физических лиц в расчете на одного налогоплательщика по субъектам Российской Федерации
Место |
Субъект Российской Федерации |
Поступление налога на имущество физических лиц в расчете на 1 налогоплательщика (руб.) |
Место |
Всего по Российской Федерации |
257 |
1 |
Республика Калмыкия |
855 |
2 |
Вологодская область |
653 |
3 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
602 |
4 |
г. Москва |
529 |
68 |
Орловская область |
58 |
68 |
Кировская область |
53 |
Разница между максимальным и минимальным поступлением налога на имущество физических лиц по субъектам РФ составила 16 раз.
Такая разница обусловлена низкими ставками, установленными нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также оценкой налоговой базы не по рыночной стоимости, как это принято в других странах, а по инвентаризационной стоимости - восстановительной стоимости объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Недвижимость не меняет своего местонахождения. Дом не сможет «переехать» в другой район, если в этом другом районе ставки налогообложения недвижимости ниже. Недвижимость располагается по определенному адресу, имеет географическую привязку и каждый муниципалитет имеет право обложить эту собственность налогом и собирать налоговые платежи.
Из этого вытекает
закономерная необходимость, чтобы
муниципальные образования
2.2. Анализ роли
налога на имущество
Калужской области
В настоящее время большинство местных бюджетов испытывают недостаток финансовых ресурсов для финансирования своих территорий в результате незначительной доли налоговых доходов, формируемых не только за счет местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог), но и ряда федеральных налогов (налог на доходы физических лиц, государственная пошлина) и налогов по специальным налоговым режимам (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог).
Роль местных налогов, в том числе налога на имущество физических лиц, незначительна. Динамика поступления налога на имущество физических лиц в местные бюджеты по Калужской области приведена в Приложении А. Из данных таблицы А.1 Приложения А видно, что налоговые доходы местных бюджетов Калужской области монотонно увеличиваются. Даже при резком снижении, в период послеэкономического кризиса 2009г, в 2010 г. общей суммы налоговых доходов на 32,6%, налоговые доходы местных бюджетов увеличились на 4,3%. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. наблюдается прирост налоговых доходов на 15,4%, а налоговых доходов местных бюджетов лишь на 9,4%. При этом их доля в общей сумме налоговых доходов незначительна и составляет менее 10%. При увеличении поступлений налога на имущество физических лиц его доля очень мала и в общей сумме налоговых доходов местных бюджетов Калужской области не превышает 1,15%. На резкое увеличение поступлений налога на имущество физических лиц в 2011 г. в 2,6 раза повлияла переоценка имущества, проведенная с коэффициентом 20.